Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие формы организации воспитания



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Общие формы организации воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания. Форма организации воспитания - очень широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Если рассматривать формы организации воспитания в самом общем виде, то они отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками, а также отношения в детском коллективе в процессе воспитания. В зависимости от того, как они складываются и какую позицию занимают воспитатели и воспитанники, процесс воспитания принимает те или иные организационные формы.

Понятие форма (от латинского - наружный вид, внешнее очертание) означает “способ организации и способ существования, выражения содержания предмета, процесса, явления”. Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. Понятие форма организации воспитания употребляется в широком и узком смысле. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной их форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.

При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.

В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы:

 1) фронтальная, или массовая, работа;

 2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);

3) индивидуальная работа.

Это наиболее распространенная и вместе с тем научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их общения.

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:

 1) словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

 2) практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т.п.);

 3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.). Такая классификация имеет в виду прежде всего проведение разовых воспитательных мероприятий.

Т.А. Ильина предлагает рассматривать формы как общие (универсальные): лекции, конкурсы, вечера, праздники и т.д. и специальные, имеющие определенную специфику: формы эстет трудового, нравственного и т.п. характера [ ; ].

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственному и т.д. Как правило, они проводились “фронтально”, были адресованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой всплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими ‘мероприятиями’. Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне.

Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения - неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение в различных формах всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником. Преимущества объединений уже рассматривалось нами. В основе отличия - гуманистический подход к объединению, где главная ценность - интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность - в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность - необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность - задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу. Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, стране, городе.

Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час- час общения.

Классный час - это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организована жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно. Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:

- определить тему и форму;

- выбрать место и время проведения;

- составить план подготовки и проведения классного часа,

- вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

- распределить задания между творческими группами и отдельными участниками;

- как и в любом воспитательном мероприятии, учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музыкальная викторина и  т. д.

Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися,  знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по определенной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой.

Основное требование - активное участие всех учащихся. Проведению классного часа предшествует большая практическая деятельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные учащиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с темой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, альбомы и т. д.). Такое проведение классного часа сочетается с другими формами воспитательной работы.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа –этические беседы. В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного воспитания.

Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбору материала для бесед.

Этическая беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т.д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедутивным. Основные этапы проведения этических бесед:

- сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

- объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

-обсуждение конфликтных ситуаций;

- обобщение фактов;

- мотивация и формирование нравственного правила;

- применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во многом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащихся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литературы, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этические беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в З - 4 классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.

 

Выводы

Тема данной курсовой работы - «Особенности формирования воспитательной системы современной школы». В работе были рассмотрены теоретические аспекты методики воспитания, выделены особенности формирования воспитания современной школы.

Воспитательная система — группа компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности.

В практике современной школы чаще всего фигурируют две системы: система дидактическая, охватывающая учебную деятельность школьников и методическую работу учителей, и система воспитательной работы, под которой обычно понимается система внеучебных воспитательных мероприятий. Во многих случаях они проникают друг в друга, и именно при интеграции систем наблюдается наиболее интенсивный процесс формирования личности школьника. Ядром воспитательной системы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов — педагогического и ученического.

Формирование воспитательной системы школы — сложный, длительный процесс, требующий и подбора руководящего персонала, и педагогических кадров, и длительной работы с родительской общественностью, и с самими учащимися.

На основе анализа существующего опыта можно сформулировать следующие признаки гуманистической воспитательной системы в школе:

1. Наличие в школе «малой» т.е. собственной концепции воспитания, отражающей ее настоящее и будущее и принятой как педагогами, так и учащимися.

2. Здоровый образ жизни коллектива.

З. Ориентация на общечеловеческие ценности.

4. Событийный характер больших коллективных дел.

5. Наличие «зон свободного развития».

6. Оформление школы по принципу «И стены воспитывают».

7. Включенность среды в школу и школы в среду.

8. Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил.

9. Гуманистический характер межличностных отношений детей взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе учреждения.

10. Внимательность, доброжелательность, стремление помочь товарищам, и посторонним людям; чувство принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся. С учетом этого раскрываются такие формы:

 1) фронтальная, или массовая, работа;  2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);  3) индивидуальная работа.

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:

 1) словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);                    2) практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т.п.);         3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Незаметно воспитательная работа переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась. Поэтому классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу. Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, стране, городе. Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа (наиболее распространенная форма), диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музыкальная викторина и  т. д.

Важнейшие ценности, обычно называемые при различных опросах в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Мы считаем, что хотя обучение и  воспитание — две неразрывных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. Необходимо уяснить до предела простую истину, что всякий урок в школе должен учить, развивать, воспитывать. В первом приближении о качестве урока можно судить по тому, что унес ребенок домой в тетради, в голове, в дневнике и, главное, в сердце.

Список использованной литературы

1. Закон про загальну середню освіту// Відомості Верховної Ради.- 1999.- N 28.- ст.230.

2. Національна доктрина розвитку освіти/ Затверджено Указом Президента України від 17 квітня 2002 року N 347/2002// http://www.mon.gov.ua

3. Державна програма «Вчитель»/ Затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 28 березня 2002 р. N 379//пПр:// http://www. mon.gov.ua

4. Державний стандарт початкової загальної освіти/ Затверджено колегією Міністерства освіти і науки України від 20.10.2005 року // http://www.mon.gov.ua

5. Концепція загальної середньої освіти (12-річна школа)/ Затверджено Постановою Колегії МОН України та Президією АПН України N 12/5-2 від 22.1 1.2001 // http://www.mon.gov.ua

6. Маркова А.К., Манис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.

7. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ.высш.учеб.завед., обучающихся по пед.спец: В 2кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.- 574 с.: ил.

8. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов.- К., 1998.

9. Психология и педагогика/Сост. А.А. Радугин.- М., 1996.

10. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М., 1999.

11. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества.- М., 1990.

12. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………..3-4

Раздел I. Теоретические аспекты методики воспитания.

1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики……………………………………………………………………..5-11

1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе………………………...12-20

Раздел II. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы.

2.1.Понятие о воспитательной системе…………………………………….21-24

2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………..25-29

2.3.Общие формы организации воспитания……………………………….30-36

Выводы……………………………………………………………………….37-39

Список использованной литературы………………………………………...40

Содержание……………………………………………………………………41

Приложение…………………………………………………………………42-44

Приложение 1



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Общие формы организации воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие формы организации воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)