Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика речи, как психического процесса.



2019-12-29 674 Обсуждений (0)
Характеристика речи, как психического процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. Он овладевает речью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, интонациями, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложение и текст, приобретает навыки чтения и письма, т.е. переходит с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный код.

Родную речь ребенок принимает от близких людей, от родителей, из окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее – и с самим собой приходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном уровне. Человек пользуется сложнейшими механизмами речи, не задумываясь над ними, овладевает ими практически, но по мере взросления эти процессы все более осознаются, подчиняются самоконтролю, становятся целенаправленными, регулированными актами.

Неоценимое наше богатство – это язык, созданный и постоянно совершенствующийся тысячами поколениями. Языковая способность, язык делают нас людьми: в мире живых существ выработаны и другие кодовые системы общения, но они не идут ни в какое сравнение с человеческим языком и механизмами его использования, т.е. речи. Нетрудно понять стремление людей овладеть этим богатством в совершенстве: знать не только слова и правила их соединения, но и владеть сложнейшей системой речепорождения, восприятия чужой речи и ее понимания. От лепета ребенка до свободно льющейся, спаянной логикой и образной, убедительной речи оратора человек проходит многолетний путь учения.

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой– посредством решения логических задач, на занятиях развития речи - при помощи словарной работы, речевой разминки, чтения и пересказа текста, описания картин, предметов, сочинения сказок и т.п.

Развитие речи в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.

Как научить говорить детей правильно, отчетливо произносить слова, легко и свободно связывать их в тексте, правильно, доказательно и точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме? Как развивать «чувство языка»?

В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чьё речевое развитие отстаёт от нормы. Обычно дети, занимаясь какой – либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют её ( говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами и т.д.). В педагогической практике мы всё чаще наблюдаем иное: старшие дошкольники не так часто прибегают к речи по своей инициативе.

Эти вопросы остаются «открытыми» и до сегодняшнего времени и интересуют всех педагогов, занимающихся обучением детей. На основании актуальности этой проблемы нами была сформулирована тема: «Особенности речевого развития старших дошкольников».                                                                                               

Объект исследования – речь, как психический процесс.

Предмет исследованияпроцесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом, проблемой, целью, предметом исследования предполагалось решение следующих задач исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Отобрать методики для диагностического обследования.

3. Провести диагностическое обследование.

В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение материалов деятельности детей старшего дошкольного возраста; диагностическое обследование речи детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы.

Характеристика речи, как психического процесса.

 

Слово «речь», прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.

 Существует множество определений этого понятия. В педагогической энциклопедии речь определяется как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Язык и речь взаимодополняют друг друга, различия между ними не контрастные. Если язык – это система средств общения, то речь – это реализация этой системы. Речь создается по правилам языка.

По определению В.А. Крутецкого, речь – это «процесс использования языка в целях общения людей» [11. c. 331].

Определяя речь как вторую сигнальную систему действительности, И.П. Павлов отмечал, что только речь дает возможность отвлечения от действительности и общения, что и составляет человеческое высшее мышление.

По мнению С.И.Ожегова, речь – это «способность говорить, говорение» [34, c.795]. Авторы Большого толкового психологического словаря понятие «речь» трактуют как «разговор, высказывание» [37, c.165].

М.Н. Дьяченко определяет речь как исторически сложившаяся в процессе деятельности людей фора их общения, опосредованная языком. [9, c.349]

Е.И. Горохова считает, что речь – это «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка» [42, c.162].

Слово «речь» многозначно, имеет три значения:

а) речь как процесс, деятельность,

б) речь как результат, продукт речевой деятельности

        в) речь как жанр устного, ораторского выступления.

Рассмотрим подробнее каждое значение.

«Речь» в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая

деятельность, речевой акт. Механизмы речи – так говорят о действии

 произносительных органов. Именно к этому значению слова относятся

определения речи, которое дают психологи:

Речь – это общение, контакт между людьми, обмен мыслями, чувствами и

информацией [27, с.];

Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых

единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонации, жестов,

 мимики [27, с.].

· Второе значение термина «речь» – «речь как результат» имеет синоним «текст». Мы привыкли к тому, что текст – это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменным, но и устным и даже мысленным (когда имеется в виду внутренняя речь).

· Третье значение термина «речь» – это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении. Это понятие связано с риторикой и литературоведением.

Речь тесно связана с мышлением, поскольку является средством выражения мыслей, следовательно, основным механизмом мышления человека. А абстрактное высшее мышление невозможно без речи. К.Д. Ушинский говорил, что если развивать в детях дар речи слова – значит, развивать в них логическое мышление, но «развивать речь отдельно от мысли невозможно»[45, c. 215].

Нередко говорят, что речь и мышление – две стороны одного явления. Речь

произвольна – мысль может быть и непроизвольной.[23]

Мышление, опираясь на средства языка, имеет и другие возможности. В этом смысле онтогенетическое развитие мышления

человека опирается не только на речь, но и на деятельную сферу, на наблюдения, ощущения, восприятия.

Языкознание также проявляет интерес к мышлению, оно исследует соотношение слова и понятия, предложения и суждения, роль языковых средств в передаче смысла, содержания мысли.

Теория речевой деятельности также исследует мышление – те его аспекты, которые направлены на оперирование значениями, смыслом, мыслями и переходом одного аспекта к другому.

Если слова и их значения не наполнятся в сознании говорящего или слушающего, это приведет к отрыву речи от мышления (или мышления от речи), к неточности взаимопонимания, к пустословью, к искажению понимания, что и наблюдается в жизни достаточно часто. Назовем некоторые из причин такого явления:

а) акустические помехи, неточное почтение;

б) плохое знание языка – неродного и даже родного;

в) неудачное построение речи говорящего (пишущего);

г) понимание глубинного, скрытого смысла речи.

М.Р. Львов и В.Г. Горецкий отмечали, что речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информации, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками от шлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли.

       Речь связана и с языком. В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности. Язык обогащается через речь, в него входят новые слова, новые оттенки уже известных слов, их значения, новые варианты сочетаемости, новая фразеология.

Речь – это само общение, выражение мысли. Речь – это вербальное, языковое, общение, самовыражение. Язык - абстрактная система, речь же материальна, она воспринимается слухом и зрением. Речь стремится к слиянию своих единиц в речевом потоке. Речь – это реализация языка, язык проявляет себя только в речи.

Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.

Речь динамична, речь вариативна, вызывается потребностями жизни, зависит от коммуникативной целесообразности, которая и определяет выбор тех или иных языковых средств.

Являясь средством реализации языка, речь выполняет такие функции как:

- функция общения – речь произнесенная или записанная служит средством организации совместного труда в коллективе, средством коммуникации в обществе, в стране, средством связи поколений; в этом случае речь предполагает коммуникатора, т.е. того, кто говорит или пишет, и перципиента – лицо, воспринимающее речь;

-функциясообщения – односторонний акт, при отсутствии обратной связи: оформление всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности;

- функция сохранения информации – сохранение накопленных знаний;

- функция выражения мысли – в речи мысль не только формулируется, но

и формируется: человек мыслит всегда, за исключением глубокого

сна;

- функция познавательная – все человеческое познание заключено в

речевые формы: книги, доклады, журналы, лекции, записи;

- планирующая, или регулятивная функция – человек устно, письменно или мысленно планирует свои действия, анализирует и оценивает поступки свои и других людей;

- эмотивная функция – речевое поведение человека: выражение непроизвольного восклицания до шедевров лирической поэзии или вокального исполнения.

Некоторые ученые выделяют еще такие функции речи как воздействующая, или волюнтативная (воздействие на человека: просьба, приказ, требование), контактноустанавливающая, или фатическая («общение для общения»), метаязыковая (описание самого языка), эстетическая (влияние на чувства постредством речевых форм).

Речь как способ реализации потенциальных функций языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека. Речь, произнесенная или записанная, служит средством организации совместного труда, единства народа, связи поколения.

Речь обладает следующими свойствами:

- содержательность;

- понятность;

- выразительность;

- воздействие.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их сознательностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью, она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздействие речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение.

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания дошкольника порождаются определенными побуждениями. Л.В. Занков утверждал, что «наличие мотивации означает, что у дошкольника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение высказывать свои мысли и чувства». (15, 45)

Речь бывает неозвученная, или ненаписанная – это внутренняя, или мысленная (речь для себя) и внешняя (т.е. речь для других). Речь внешняя и внутренняя служит средством формирования личности человека.

В свою очередь внешняя речь по своим признакам и целям подразделяется на устную и письменную, монологическую и диалогическую. По механизмам, способам кодирования устная речь подразделяется на:

- говорение, т.е. отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию;

- слушание (аудирование), т.е. восприятие акустических речевых сигналов и их понимание.

Письменная речь включает в себя:

- письмо, т.е. «зашифровку» речевых сигналов с помощью комплексов

графических знаков;

- чтение, т.е. «расшифровку» графических знаков, их комплексов и

понимание их значений.

Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:

      1. Она может беспрепятственно вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, со всем окружающим. Даже разговаривая по телефону, люди улыбаются, жестикулируют, но все это – впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации. С помощью интонации человека может выразить свои чувства, ощущения. Интонацию можно уловить при общении, т.е. устной речи.

Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием переживаний действующих лиц в той или иной обстановке.

2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.

Но устная речь имеет и недостатки:

1) помехоустойчивость: может помешать расстояние между говорящими: любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;

2) моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого речь плохо выполняет историческую функцию – связь поколений.

Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная. Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей.

Принято считать, что устная (акустическая) речь исторически намного старше письменной.

         Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума удовлетворить потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков.

Письменная речь имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (фонемное). Правила обозначения фонем буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения Графика, случаи их написания регулирует Орфография, Пунктуацияпомогает обозначать интонацию, паузы.

    Устная речь подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь.

Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая.

Диалог – это разговор двух или более лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Синтаксис диалога несложен.

В устной речи вообще, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Все вспомогательные средства речи входят в круг задач методики речевого развития детей.

В детском саду применяется искусственная форма диалога – беседа. Обычно это диалог между воспитателем и ребенком. В отличие от «стихийного» диалога здесь, как правило, употребляются полные предложения. В процессе беседы дети обучаются правильному построению предложений, высказываний, приобщаются к литературной речи.

Значительно труднее развивать монологическую речь, т.е. речь одного человека, - рассказ, сообщение, пересказ, выступление, сочинение. 

В отличие от диалога, монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда - значительной подготовительной работы. Так, рассказ по наблюдениям (сообщение) подготавливается ребенком иногда на протяжении нескольких дней. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организована. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как единое целое, составляет его план (устно или письменно), говорит отдельные фрагменты, используют определенные языковые средства.

В отличие от диалога монолог обращен не к одному человеку, а ко многим.

Одна из сложнейших проблем, изучаемых философией, общим языкознанием и психологией, - это соотношение языка и сознания, речи и мышления. Внутренняя речь – это речь мысленная.

Речь внешняя и речь внутренняя противопоставляются одна другой по следующим характеристикам:

а) по назначениям, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя надежно защищает от постороннего вмешательства, она осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю;

б) внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи, но внешне ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей.

Внутренняя речь – это вербализированное мышление. Внутренняя речь, как бы обслуживает внешнюю речь и все действия человека. Она представлена в следующих ситуациях: при решении разнообразных задач в уме; при внимательном слушании собеседника – слушатель не только повторяет про себя слушаемую речь, но и анализирует и даже оценивает ее с точки зрения истины, при чтении про себя, при целенаправленном запоминании чего-либо и при

припоминании – то же самое.

Одна из главных ролей внутренней речи – это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она – начальный этап представляющего высказывания, его внутренне программирование.

Заметим, что в обычной жизни человека внешняя речь отнимает не более двух – трех часов. Внутренняя речь обслуживает человека почти круглосуточно.

Неоднозначно решается вопрос происхождения внутренней речи: она возникает у человека либо вследствие «ухода вглубь» внешней, особенно эгоцентрической, речи ребенка – разговора с самим собой в процессе игры (гипотеза Л.С. Выготского), либо одновременно с внешней речью, с говорением и аудированием в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых (гипотеза П.П. Блонского).(15, 67)

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях по развитию речи может дать устойчивый эффект.

Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И.Жинкин считает, что речь      - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. (13,48)

Развитие речи считается одним из важнейших направлений в работе воспитателя, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста этому направлению посвящены одноимённые разделы.

     Речь не возникает сама по себе. Она является составной частью общения, которое сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой и т.д., поэтому необходимо позаботиться о создании определённой ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в неё, о появлении у них мотива речи.

Иначе говоря, развивать речь – значит формировать определённые речевые умения, а именно:

- умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чём буду говорить;

- умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли;

- умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности;

- умение осуществлять контроль за речью.

    Всеми названными умениями дети начинают овладевать в старшем дошкольном возрасте.

 



2019-12-29 674 Обсуждений (0)
Характеристика речи, как психического процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика речи, как психического процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)