Задачи, критерии и уровни развития речи.
Задачами данного параграфа является: · определить критерии сформированности развития речи; · подобрать и описать методики по определению уровня развития речи старших дошкольников. Программа дошкольного образования предусматривает развитие всех сторон речи ребенка, поэтому общая цель: формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа; воспитание любви и бережного отношения к родному слову. При проведении диагностики речевого обследования детей старшего дошкольного возраста Т.С.Комарова и О.А.Соломенникова выделяют следующие конкретные задачи: · Научить правильному произношению и правильному пониманию обращенной к ребенку речи. · Увеличить словарь детей 3000 – 3500 слов из основного словарного фонда родного языка. · Приучать детей широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль ребенка. · Сформировывать привычку говорить грамматически правильно. · Научить детей правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки. · Формировать умение понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы. · Способствовать переходу ситуативной речи ребенка в связную, а затем в объяснительную. · Сформировывать у детей умение говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно. · Совершенствовать вербальные и невербальные средства общения и умения их соотносить. · Использовать потенциальные возможности дошкольников в совершенствовании устной речи. · Познакомить с наиболее употребительными устными речевыми жанрами. Способствовать развитию речетворчества и речевой самостоятельности ребенка. Рассмотрим понятия критерий: Критерий (от греч. kriterion) – мерило для оценки чего - либо средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретически построения – такое определение понятия «критерий мы находим в философском словаре. В энциклопедическом словаре под критериями понимается, … признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» Что же понимаем под признаком? Признак в толковом словаре С.И.Ожегова рассматривается «… показатель, примета, знаки, по которому можно узнать, определить что–нибудь. Показатель же это «… то чему можно судить о развитии и ходе чего–нибудь. Так как нам нужно определить показатели уровня развития речи, мы выбрали нормы следующих критериев: Содержательность речи. Речь как процесс, т.е. речевая деятельность, трудно поддается оценке ее содержания, построения, даже логике. Но речь как продукт, как текст безусловна, содержательна, и это содержание высказывания должно быть оценено с точки зрения культуры. Логичность речи, ее мысленная основа. Термин мысль, имеет два значения мысль как процесс, или мышление; мысль в ее содержательном измерении, мысленный тест, содержание мысли, весомое и значимое. Логика как наука с правильном построении мысли предъявляет к хорошей речи несколько собственных требований: 1 выражать мысль, т.е. структурировать мысль на мысленных ступенях речевого акта; 2 речь должна обладать какими-то ценностями; 3 так подавать свою мысль, чтобы она была понятна слушателю.
Должны быть соблюдены основные законы логики: 1. Закон тождества. 2. Закон достаточного основания 3. Закон противоречия. 4. закон исключенного третьего. При всем этом необходимо помнить, что доказательность может оказаться неуместной в условиях непринужденной дружеской беседы. Построение, композиция высказывания. Высказывание всегда предшествует план. Если не письменный, то устный или мысленный: он направляет последовательность содержания речи, а также обеспечивает предвосхищение в ее построении, отчасти – ее результат. Хорошо продуманная композиция высказывания – это несомненный признак культуры речи и даже мастерства. Она может выражаться в дискурсах. Дискурс – это речь в потоке жизни, в событийном, ситуативном аспекте. Теория дискурса предусматривает условия восприятия речи – факторы, отвлекающие внимание слушателя. Владение механизмами речи. Свободное владение произносительными органами – тоже культура речи. Свободная речь, безупречная артикуляция звуков, владение речевым движением и голосом, свободное построение синтаксических конструкций – результат развитого синтеза, быстрота речевых реакций, т.е. быстрота реагирования на реплику собеседника в диалоге. Сюда же входит долгота дыхания, мимика, жесты, позы, остроумие. Правильность речи, соблюдение норм литературного языка. Языковая норма – это совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе речи. Выразительность – это образность, применение средств постигли: ритмика, тропы, крылатые слова; 14 это переход от умения к мастерству, это самовыражение личности, решение сверх задачи. Выразительность речи может показываться мимикой, жестами. Воспитателю недостаточно знать теорию по методике развития речи, необходимо знать и условия организации той или иной деятельности. Мы выделили условия, которые способствуют более эффективному развитию речи, важнейшим из которых является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли, чувства. На основе критериев и условий мы подобрали специальные задания, помогающие выявить уровень развития речи у старших дошкольников, таких как: «Подбери картинки», «Разложи по порядку», «Давай познакомимся», «Сочиняем сказку», «Узнай, какая сказка, какой герой». Для обобщения уровня развития речи мы выявили следующие параметры: - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень Каждый уровень имеет свои критерии. В ходе проводимой работы нами были разработаны уровни речевого развития детей старшего возраста на основе программных требований. Высокий Употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Владеет диалогической и монологической речью. Самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов. Составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |