Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основной принцип русской орфографии – морфологический.



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Основной принцип русской орфографии – морфологический. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Основным принципом русской орфографии, как известно, является морфологический, согласно которому одна и та же морфема (корень, суффикс, приставка, окончание) пишется всегда одинаково, независимо от её произношения. Применение почти 80 % изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слова. Способность безошибочно определять состав слова помогает правильно установить грамматические свойства слова, точнее осознать его лексическое значение и стилистическую окрашенность. Всем этим определяется важность изучения и повторения раздела «Морфемика» и формирования морфемной зоркости – умения быстро и безошибочно ориентироваться в морфемном составе слова.

При подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ нужно обращать их внимание на задания, которые проверяют морфемную зоркость. Это задания, при выполнении которых учащиеся должны образовать или выписать из текста слова, соответствующие заданным словообразовательным моделям и схемам; образовать или выписать из текста слова с заданным значением суффиксов, приставок; сравнить лексическое значение однокоренных слов, имеющих разные словообразовательные аффиксы; определить значения словообразующих аффиксов и т.д.

«Вчитываться» в структуру слова, сосредотачивать внимание учащихся на значении морфемы заставляет также задание «вставить пропущенную морфему» (приставку, суффикс или окончание). Такие задания методически целесообразны при изучении целого ряда грамматических и орфографических правил, например: «Буквы з и с на конце приставок», «Гласные в приставках при- и пре-», «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных», «Одна и две буквы н при суффиксах прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах глаголов (перед –ть в неопределённой форме, перед –л в форме прошедшего времени)» и т.д.

Задание 1. (Закрепляется усвоение орфографического правила «Буквы з и с на конце приставок»). На месте пропусков поставить недостающую приставку:

...срочный               ...сонный                 ...дуть

...земельный            ...злобный               ...пугать

...застенчивый         ...сильный                ...дать

Вставляя не букву, а морфему, ученик воспринимает её как значимый элемент слова: например, прилагательные с приставкой без- (бес-) обозначают «отсутствие или противоположность признака»; глаголы с приставкой раз- (рас-) могут иметь значение «направить в разные стороны, разъединить с помощью действия, названного производящим глаголом». Записывая слова в столбик, слово под словом, а значит - и присоединительную приставку под приставкой, учащийся воспринимает и её написание: перед буквой, обозначающей звонкий согласный корня, он пишет раз- , перед буквой, обозначающей глухой согласный корня, - рас-. Кроме того, восстановив пропущенную приставку, ученик видит, почему в этих словах пишется два с (или два з): на с (з) оканчивается приставка, с этой же буквы начинается корень.

Одной из причин неверного написания слов является морфемная слепота – неумение учащегося видеть значимые элементы слова. Если ученик не видит корень, суффикс, приставку, то он не может реализовать информацию о том, что на стыке двух морфем (приставки и корня или корня и суффикса) пишутся удвоенные согласные.

Задание 2. (Закрепляется усвоение орфографического правила «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных») Списать текст, вставляя и графически обозначая пропущенные морфемы:

Ночь выходит из горы,                               Все долины чайные,

Ночь обходит все дворы,                   Чёрные,

Все сады лимон...е,                             Тайные,

Тёмные,                                               Все заливы пен...ые,

Сон...ые,                                              Лун...ые,

Рощи апельсин...ые,                           Бледные...

Сон...ые,                                              Только в утрен...юю пору

Синие,                                                 Ночь опять уходит в гору.

                                                                                   (Э.Мошковская).

Стихотворение, кажущееся на первый взгляд детским, тем не менее позволяет проиллюстрировать правило написания двух букв н на стыке корня и суффикса.

Задания подобного типа способствуют формированию морфемной зоркости, а значит, и формированию прочных орфографических правил.

 

Анализ речевых ошибок

Очень важной работой при подготовке к ЕГЭ является работа по исправлению речевых ошибок учащихся. На этапе создания текста каждый из них встречает множество трудностей, и иногда может просто не заметить свих смысловых ошибок. Тем более такой невнимательный учащийся будет совершенно слеп при выполнении задания, в котором нужно исправить чужую ошибку. Целью работы по анализу ошибок будет являться формирование практических навыков совершенствования текста, умения выбирать самый точный вариант для передачи мысли, а также исправление ошибок в содержании.

Обычно ученики не затрудняют себя созданием нескольких вариантов выражения какой-то мысли, не задумываются над тем, в каком случае их мысль будет легче понять. В итоге получаются речевые ошибки. Чтобы их было как можно меньше, нужно на практике показать учащимся, что слово живёт в тексте, что оно взаимодействует с другими словами. И каждому необходимо научиться не только правописанию этого слова, но и искусству употреблять это слово в тексте так, чтобы изложенная мысль была понята правильно. Мысль надо не просто высказать, но ещё и сделать её убедительной, проявить своё личностное видение мира, аргументировать, обосновать свою точку зрения. Уроки редактирования подтверждают, что развитие личности и развитие речи – это две стороны одного процесса.

Задание 1. Найти стилистические недочёты, исправить предложения.

Они с благодарностью говорят о большом внимании и помощи, которыми окружало их правительство.

(Лексическая несочетаемость. Можно окружить вниманием, но не помощью.)

Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

(Управляемое слово относится к разным рядам однородных членов предложения. Речь идёт о требовании ремонта, а не о «ликвидации ремонта».)

...Рекомендую дамам не выходить без мужей или без дубины. (М.Горький.) Человек ... существо, знакомое с употреблением брюк и дара слова... (М.Горький.)

(В этих предложениях нарушена логическая связь между однородными членами, так как в качестве однородных использованы неоднородные понятия. Это пародия на нелогичную речь.)

Он с одинаковым усердием изучал математику и сорта грибов.

(Соединены неоднородные понятия.)

Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

(Нарушен порядок слов, поэтому смысл предложения неясен.)

Задание 2. В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить гордость?

1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб – гордыня посёлка.

В этом задании важно правильно определять лексическое значение слов и соблюдать нормы лексической сочетаемости, в данном случае для слов гордыня и гордость. Эти нормы нарушены в четвёртом предложении: Новый клуб – гордыня посёлка.

Ошибки произошли из-за смешения паронимов – слов, близких по звучанию, но разных по значению (от греческого para – рядом и onoma – имя). Исправим предложение: Новый клуб – гордость посёлка.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать). Одеть можно кого-то, надеть – что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно. В холода надеваю на него комбинезон. Девочка одела куклу. Оденься (одень себя) красиво. Надень тёплую куртку (на себя). Я надену жёлтые ботинки (на себя). Она надела на лампу абажур.

- Приведите примеры паронимов и сочетаний с ними.

Телефонный абонент – концертный абонемент, эффектный наряд – эффективный приём, жёсткий диван – жестокий бой, чувствительный человек – чувственный взгляд, представить доклад – предоставить отпуск, скрытный юноша – скрытый смысл, понятный учебник – понятливый ученик, ветреный день – ветряной двигатель.

 

4.Комплексный анализ текста.

Главная цель комплексного анализа теста – обучение учащихся правилам, технологии построения текста на примере классики; следовательно, тест для анализа должен быть образцовым. Классический текст – единое целое, где каждый элемент его на месте.

Основным организационными формами комплексного анализа являются следующие:

- коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте, макро- и микросвязи, взаимодействие языковых единиц и т.д.);

- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

- одна из форм самостоятельной работы учащихся;

- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Для самостоятельного анализа учащимся предлагаются небольшие тексты: миниатюры или фрагменты больших текстов, обладающие автономностью и признаками целого текста.

Очень важно разъяснить учащимся логику комплексного анализа текста, его принципиальное отличие от упражнений на узнавание.

Вдумываясь в смысл текста, учащийся сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. При этом важно усвоить логику анализа: от содержания текста – к языковым средствам, которыми это содержание выражено. Тогда по мере тренировки анализировать предложенный текст учащийся будет полнее и совершеннее.

Для правильного и полного понимания текста иногда необходимо учитывать его «окружение»: что напечатано до него и после него (сравним: книга приобретает свой смысл в контексте всего творчества писателя). Вот, например, миниатюра М.М.Пришвина без авторского заглавия, но её можно условно озаглавить.

Молодой клён.



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Основной принцип русской орфографии – морфологический. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основной принцип русской орфографии – морфологический.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)