Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование, воспитание и развитие детей



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Образование, воспитание и развитие детей 0.00 из 5.00 0 оценок




В 2004/2005 учебном году на территории Томской области функционирует 417 общеобразовательных учреждений, 106 из которых расположены в городской местности. В числе учреждений 11 гимназий и 7 лицеев. Всего в образовательных учреждениях обучается 102175 чел., в том числе в начальных школах - 1375 чел., в основных – 5422 чел., в средних – 91140 чел., в школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов – 18879 чел., в гимназиях – 9577 чел., в лицеях – 2963 чел. Численность детей, обучающихся индивидуально на дому - 372 человека, по программам семейного образования – 5 человек.

В целях обеспечения прав граждан на выбор формы получения общего образования используются всевозможные формы обучения: экстернат, семейное образование, самообразование. Данный процесс не носит массовый характер, появляясь в случаях потребностей родителей и обучающихся.На территории Томской области в 2000-2001 году в форме экстерната получили образование 53 человека; в 2001-2002 учебном году - 50 человек; в 2002- 2003 учебном году - 66 человек, в 2003-2004 году - 80 человек.

Анализ ситуации позволил среди экстернов в Томской области выделить несколько групп: учащиеся 10-11 классов, обучающиеся за рубежом; одаренные дети, способные самостоятельно осваивать образовательные программы; дети, у которых не сложились отношения в школе; лица, не завершившие в свое время обучение в общеобразовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования; лица, обучающиеся в форме экстерната по отдельным предметам общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.

Общеобразовательными учреждениями предоставляются также дополнительные платные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам.

За истекший год негосударственные общеобразовательные учреждения подтвердили себя как самостоятельный сектор с одной стороны, с другой – как единая составная часть региональной образовательной системы. На территории области функционирует 7 негосударственных общеобразовательных учреждений,каждое из которых имеет лицензию на образовательный вид деятельности.

Защищаются и поддерживаются интересы национальных и этнических групп, проживающих на территории Томской области. Департаментом общего образования совместно с ОГУ «Региональный центр развития образования»осуществляетсяподдержка и развитие этнокультурной направленности образования, соорганизация этнокультурных центров, внедрение мировых моделей языкового обучения в практику преподавания национальных языков, формирование профессионального этнокультурного сообщества, выработка толерантной модели поликультурного языкового образования. Ежегодно проводится конференция «Языковое образование: проблемы содержания и современные технологии обучения и воспитания» с участием преподавателей английского, немецкого, французского, польского, татарского, украинского и других языков. В области создается первичная база данных по изучению вопросов этнокультурного образования (в Иванкинской основной общеобразовательной школе Колпашевского района родной язык (селькупский) изучается как предмет (1- 8 кл. - 2 часа в неделю, 9 кл. – 2 часа); в СОШ № 4 и школе с углубленным изучением предметов № 16 г. Томска учащиеся 5-9 классов изучают польский, украинский языки, славянскую культуру; в СОШ № 10 – татарский язык, СОШ № 11 – предметы востоковедческого профиля). Для коренных народов Сибири проводится работа по особому графику и плану мероприятий.

Признавая принципиальную значимость данного направления работы, необходимо отметить одну из основных проблем - разобщенность в работе различных национальных центров, что приводит к отсутствию единых действий в области этнокультурного образования. Следовательно, главной задачей в 2005 году является координация программы этнокультурного образования на территории Томской области и создание Центра этнокультурного образования на базе ОГУ «Региональный центр развития образования».

 

В образовательный процесс общеобразовательных учреждений внедряются новые технологии гражданского образования, проводятся региональные и межрегиональные конкурсы и акции с использованием активных форм социальной деятельности обучающихся через внедрение моделей ученического самоуправления в школах Томской области. Данное направление осуществляется через реализацию программ и проектов: «Новая цивилизация», «Гражданский марафон: «Россия. Демократия. Образование», «Демократическая республика», «Я - гражданин России», «Детская Вселенная», «Права ребенка в ХХI веке», в которых участвуют более 60% образовательных учреждений Томской области, 56000 учащихся и 401 педагог.

Томская область является пилотным регионом поразработке, апробации и реализации проектов и программ гражданского образованияво взаимодействии с Министерством образования и науки РФ, Академии повышении квалификации и переподготовки работников образования, Фондом «Открытая Россия», Центром гражданского образования г. Самары, американской компанией «Сивитас – Россия» и др.

Важным направлением является организация и развитие международных связей и сотрудничества в сфере образования, интеграция региональной системы образования в мировое образовательное пространство.

Десятый год на территории Томской области проводится конкурс старшеклассников на знание английского языка (программа Ассоциации учителей русского языка и литературы США). Ежегодно увеличивается количество обучающихся, которые по итогам трех туров выходят в финал. Несмотря на то, что уменьшилось общее количество участников конкурса (2004 г. - 99 чел. , 2003 г. – 350 чел.) в финал вышло 17 школьников (в 2003 г. – 4 чел.), что говорит о более качественной подготовке конкурсантов. Большую часть финалистов составляют учащиеся гуманитарного лицея, гимназии № 24, гимназии «Томь».

Последние три года одним из приоритетных направлений в деятельности Департамента общего образования и муниципальных органов управления образованием на территории Томской области является антинаркотическая профилактическая работа. Внедрение профилактических программ, рекомендованных Министерством образования РФ, осуществляют образовательные учреждения всех типов и видов. В общеобразовательных учреждениях в рамках федерального базисного учебного плана (предметы: естествознание, биология, химия, ОБЖ, физическая культура), регионального базисного учебного плана (основы безопасности жизнедеятельности и культура здорового образа жизни, 3-й час физической культуры), школьных учебных планов (спецкурсы: «Разговор о правильном питании», «Мой выбор», факультативные занятия: «Полезные привычки. Полезные навыки, Полезный выбор», «Все цвета кроме черного», «Не допустить беды», «Ты и твое здоровье», «Введение во взрослую жизнь», «ЗОЖ» и др.) проводятся занятия, позволяющие формировать у обучающихся мотивацию на здоровый образ жизни и реализовывать школьные программы по предупреждению употребления психоактивных веществ.

В рамках реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» на территории Томской области создаются условия и отрабатываются механизмы обновления структуры и содержания общего образования.

Обновление содержания образования происходит за счет внедрения новых программно-методических материалов федерального уровня, внедрения нового регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Томской области и педагогических инициатив в различных типах образовательных учреждений. Основные направления, по которым реализуются инновационные практики, складывались на протяжении последнего десятилетия, многие из них приобретают характер практически реализуемых в штатном режиме. Основные направления инновационной практики:

- здоровьесберегающие образовательные технологии (прогимназия «Кристина», гимназия № 24, школы № 11,15,28,38,54, лицей № 7 г. Томска, г.Асино СОШ № 8, г.Колпашево СОШ № 2, г.Стрежевой СОШ № 3, лицей п.Самусь, Парабельская СОШ);

- новые информационные технологии в начальной школе (г.Колпашево СОШ № 2, г. Стрежевой СОШ № 3, лицей п.Самусь, Парабельская СОШ, г.Томск гимназии № 1, 26,56, школах № 4,41,57 гимназия № 56 г. Томска);

- интегративные подходы к содержанию образования и обновление содержания образования, модернизированные учебные программы и методики обучения;

- введение второго иностранного языка, дополнительного часа физической культуры и т.д.;

- апробация различных типов профильного обучения, соответствующих конкретным видам общеобразовательных учреждений, организация проектной деятельности, увеличение удельного веса социально-правовых дисциплин, что позволяет создавать образовательное пространство, в рамках которого формируется социально адаптированная личность.

На территории области официально насчитывается 4 общеобразовательных учреждения, которые имеют статус федеральных экспериментальных площадок (ФЭП) Министерства образования РФ:

1. ОГОУ «Светленский лицей» Томского района с 1997 г. реализует образовательную программу «Построение многоуровневой модели художественно-эстетического образования»;

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Эврика - развитие» г. Томска с 1998 г. реализует образовательную программу «Обеспечение уровня общего образования средствами индивидуальных образовательных программ»;

3. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Томска с 1989 г. реализует образовательную программу «Модель современной общеобразовательной школы: Школа Совместной деятельности»;

4. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Томска с 2003 г. реализует образовательную программу «Образовательная технология развивающего эстетического комплекса в начальной школе».

В целях улучшения системы общего образования и повышения качества знаний в образовательной системе Томской области проводятся эксперименты:

- по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Реализуется четвертый год на базе 12 общеобразовательных учреждений;

- по отработке моделей всех видов обеспечения процесса обновления содержания образования (структурного, содержательного, учебного и научно-методического, кадрового, мотивационного, информационного);

- по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования;

- по реализации регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Томской области;

- по введению ЕГЭ на территории Томской области. Программа эксперимента 2004 года была ориентирована на достижение его главной стратегической цели – создание комплекса организационно – педагогических, нормативных, информационно – методических, технологических условий для завершения перехода на принципиально новую модель государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме и по материалам ЕГЭ. Итоги эксперимента 2004 года не только подтвердили возможность достижения целей, поставленных перед региональной системой образования, но и позволили создать реальные условия и предпосылки для перевода ЕГЭ в штатный режим проведения.

В эксперименте по введению ЕГЭ в 2004 году участвовали 5 университетов, 4 иногородних филиалов вузов и все 17 техникумов. Количество специальностей и специализаций ВУЗов г. Томска, обеспечивающих прием студентов на основе учета результатов ЕГЭ, возросло более чем в два раза (123 специальности в 2002 году; 328 - в 2004 году). Реально повысилась доступность высшего образования, и, прежде всего, для выпускников школ в сельской местности: 30 % абитуриентов из сельской местности были зачислены в вузы на специальности, участвующие в эксперименте по ЕГЭ в 2004 году.

Выявлен достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ Томской области. Результаты экзаменов по всем предметам превышают среднестатистические показатели в целом по России (таблица № 23).

Обеспеченность учащихся учебниками во многом предопределяет качество образования. Департаментом и муниципальными органами управления образованием были предприняты меры по привлечению внебюджетных источников финансирования на эти цели. В итоге в области сложилась и активно действует схема многоканального финансирования при комплектовании библиотечных фондов учебников (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.06.97 г. № 1022-р): федеральное – областное – муниципальное – родительские добровольные взносы – спонсорско-попечительское. Это. позволило существенно нарастить и обновить библиотечные фонды. А это – новые образовательные технологии, более качественный уровень обучения.

Динамика роста процента обновления библиотечных фондов:

- 2000-01 учебный год - обновление 12,2 %;

- 2001-02 учебный год - обновление 13,6 %;

- 2002-03 учебный год - обновление 30,8 %;

- 2003-04 учебный год - обновление 31,7 %.

На текущий 2004-05 учебный год процент обеспеченности обучающихся учебниками из библиотечных фондов составляет 62 %.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- в практике общеобразовательных учреждений реализованы новые подходы к более эффективной регуляции вариативных форм образования, обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых;

- отрабатывается новая модель регионального базисного учебного плана, который даст возможность образовательным учреждениям реализовывать обновление содержания образования, повысив в целом качество образования;

- создана система обеспечения учебниками образовательных учреждений в соответствии с их образовательными программами и потребностями;

- продолжает развиваться сеть экспериментальных площадок, школ-лабораторий и инновационных центров на территории Томской области. Апробированные новые элементы образовательного процесса переносятся в массовую образовательную практику;

- апробируются модели раннего изучения иностранного языка и информатики, предпрофильной подготовки и профильного обучения, дистанционного обучения;

- совершенствуется система взаимодействия средней и высшей школы;

- последовательно идет информатизация образования. В системе опорных образовательных учреждений отрабатываются модели применения информационных технологий в различных предметных дисциплинах, формирования целостного информационного пространства. В 2004 году закончено массовое подключение 340 школ области к Интернет. Продолжается совместная работа с Томским Государственным университетом по реализации проекта «Сибирский телепорт», сдача которого в эксплуатацию состоялась в апреле 2005 года. В настоящее время в Томской области создано и действует 22 ресурсных центра.

В соответствии с Федерально – региональной программой «Развитие системы образования на селе» и Постановлением Правительства РФ № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных школ» на территории области проводится работа по сохранению и развитию сети образовательных учреждений.

Так, за период с 2001 по 2004 г.г. постановлениями Глав районов в 13 муниципальных образованиях Томской области созданы в общей сложности 53 образовательных округа. В образовательных округах определено 56 базовых школ, в которых созданы необходимые условия с учетом подвоза детей из других поселений. Активизировалась работа по реорганизации начальных, основных и средних школ. В базовых школах обучаются дети из близлежащих реорганизованных образовательных учреждений. Подвоз детей осуществляется в тех районах области, где сформировались и обеспечены автотранспортом транспортные схемы (исключение составляет Александровский, Верхнекетский, Парабельский, Каргасокский, Тегульдетский районы).

На основе создания образовательных округов в сельских районах Томской области апробированы различные модели общеобразовательных учреждений: «Сельская профильная школа», «Базовая школа с сетью филиалов», «Ассоциация образовательных учреждений», «Окружная профильная школа», «Школа – вузовский центр».

Расширяется практика создания на базе сельских школ культурно-образовательных центров, куда входит школа, клуб, медпункт, библиотека и т.п., что позволяет использовать финансовые ресурсы в более экономичном режиме. За три года в области создано 5 культурно-образовательных комплексов.

Созданы комплексы, объединяющие школу и учреждения дошкольного образования, школу и учреждения дополнительного образования, школу и учреждения начального профессионального образования.

 

Создание отдела государственного инспектирования и контроля в структуре Департамента общего образования позволило упорядочить контроль за соблюдением законодательства в сфере образования и своевременно принять ряд управленческих решений. Отделом осуществлялись: инспекционно - аналитическая деятельность в учреждениях общего образования, контроль за выполнением муниципальными органами управления образованием Законов РФ, Постановлений Правительства, приказов Министерства образования и науки, Департамента общего образования.

Помимо этого проводилось оперативное инспектирование в виде мониторинга – ежегодного сбора информации, системного учета детей (создание базы данных) в возрасте 6 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, и анализ состояния деятельности муниципальных органов управления образованием по преодолению детской беспризорности и безнадзорности.

Ежегодный анализ данных в части получения обязательного основного общего образования и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся или систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях, свидетельствует о том, что в области крайне медленно снижается число детей школьного возраста вне образования.

На начало 2003-2004 учебного года все дети школьного возраста сели за парты только в Александровском и Чаинском районах. На конец 2003-2004 учебного года 293 человека (0,33 % от общего числа обучающихся в области) не получали образования по различным причинам, на начало 2004-2005 учебного года – 220 (0,24 %). Высок процент не обучающихся детей по причине систематических пропусков занятий без уважительных причин и бродяжничества в Кожевниковском, Каргасокском, Молчановском, Томском районах и г. Томске.

В районах не сложилась система работы по контролю за получением обязательного основного общего образования детьми школьного возраста. Руководители ОУ не всегда владеют информацией о дальнейшем получении образования подростками, обучающимися в ПУ, трудоустроенными на работу или находящимися в исправительных колониях.

Начальное профессиональное образование

 

В Томской области на 01.01.2005 действовало 33 учреждения начального профессионального образования с контингентом обучающихся 14400 чел., что на 189 чел. (1,3 %) меньше чем на начало 2004 года. Более 60 % от общего числа обучающихся – подростки в возрасте 14,5-17 лет.

В 2004-2005 учебном году произошло увеличение контингента из слабо защищенных слоев населения.

Из числа обучающихся в 2004 году :

- 1114 чел. - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2003г. - 976 чел.);

- 351 чел. – выпускники коррекционных школ (2003 - 278 чел.);

- 118 чел.- лица с ограниченными возможностями (2003 – 85 чел.).

Из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, правом на получение второго бесплатного начального профессионального образования воспользовались 68 чел. (2003 – 58 чел.).

На базе профессиональных училищ №№ 19 и 33 г. Томска созданы условия для обучения дезадаптированной категории молодежи, в том числе не имеющей основного общего образования. В 2004 г. училищами было принято 280 таких детей, в целом в учреждения системы НПО – 821 человек.

В 4 профессиональных училищах созданы специальные группы для обучения выпускников коррекционных школ. На базе ПУ № 12 продолжило работу отделение по профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями, в котором 48 инвалидов обучается по профессиям «швея» и «обувщик по ремонту обуви».

На основе проведенного УНПО анализа и мониторинга по итогам 2004 года отмечается тенденция снижения уровня преступности обучающихся. В прошедшем году было совершено 180 преступлений, что на 23% ниже уровня прошлого года (2003 год - 221 преступление). Наблюдается снижение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков с 24 преступлений в 2003 году до 16 в 2004 году (с 11 % до 8,8%).

Вместе с тем, с 21 % в 2002 году до 25% в 2004 году увеличилось число учащихся, имеющих «опыт» употребления наркотических средств; стабильно высоким остается число потребителей алкогольных напитков (80%) и табачных изделий (60%).

Учитывая в целом особенности контингента, поступающего на обучение в учреждения начального профессионального образования, разработаны и реализуются Программы по профилактике алкоголизма, наркомании, правонарушений и формированию навыков здорового образа жизни обучающихся. Активизируется ученическое (студенческое) самоуправления, создаются правовые комитеты «Штабы порядка», и т.п. В 18 образовательных учреждениях получили свое развитие и укрепление службы психолого–педагогической и медико–социальной помощи обучающимся.

На протяжении ряда лет в системе НПО сохраняется положительная динамика в развитии дополнительного образования, главными координаторами в которой являются Дом культуры и Дом техники УНПО:

2001 – 2002 год – 519 объединений/ 67,5% обучающихся;

2002– 2003 год – 550 объединений/ 70% обучающихся;

2003 – 2004 год – 583 объединения / 73% обучающихся.

В целом в системе НПО обучение проводится по 178 рабочим профессиям. Ежегодное число подготавливаемых рабочих кадров (на дневном отделении) составляет более 6 тыс. чел. Перечень подготавливаемых профессий регулярно пересматривается и приводится в соответствие с запросами рынка труда. Мониторинг занятости выпускников ОУ НПО показал, что в 2004 г. трудоустроено 56 %, продолжило обучение 22,5%, призвано на военную службу 9,7 %, находятся в отпуске по уходу за ребенком 4,4 %, не трудоустроено из-за отсутствия рабочих мест 7,4 %.

Работа по организации трудоустройства и жизнеустройства выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется следующими показателями:

 

Год выпуска

Выпуск ВСЕГО

В том числе :

трудоустроено призваны в ряды РА продолжили учебу декр. отпуск осуждены выехали за пределы Томской.обл. Возвраще ы в д/д (согласно договору) на инвалидности нет возможности трудоустр-ть не желают трудоустраиваться поставлены на учет в ЦЗН

2002

228

87

15

81

17

1

2

6

3

4

1

11

2003

277

93

15

98

23

0

13

6

5

1

7

16

2004

345

115

15

127

32

0

22

11

4

3

4

8

Итого:

850

295

45

306

72

1

37

23

12

8

12

35



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Образование, воспитание и развитие детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование, воспитание и развитие детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)