КОММЕНТАРИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
БЛОК «ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ КОДИРОВАНИЕ» В соответствии с обобщенным планом экзаменационной работы по информатике на уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как: - единицы измерения информации; - понятие о кодировании различной информации; - системы счисления. Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартных ситуациях входит во все три части экзаменационной работы. По данному тематическому блоку это следующие умения: - подсчитывать информационный объем сообщения; - осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; - осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Задания занимают следующие позиции в вариантах КИМ: А1-А5, А13, В1, В5. Причиной немногочисленных ошибок при выполнении заданий на оценку информационного объема фразы в различных кодировках обычно являются смешивание или неправильная интерпретация учащимися таких элементарных понятий, как «бит» и «байт», а также неверные арифметические вычисления. Следует также обратить внимание на то, что в ответах используются обе единицы измерения количества информации. При выполнении этого задания у учащихся иногда возникают вопросы: «Как точно узнать количество пробелов в фразе? Считать ли точку в конце частью задания или частью оцениваемой фразы?» В точном подсчете символов в данном случае нет необходимости, поскольку в задании требуется оценить информационные фразы, т.е. из предложенных вариантов ответа выбрать наиболее близкий к полученному учащимся. Если полученный результат существенно отличается от всех предложенных вариантов, то это означает либо арифметическую ошибку, либо то, что надо выразить полученное значение в битах через байты или наоборот. Пример. Каждый символ в Unicode закодирован двухбайтным словом. Оцените информационный объем следующего предложения в этой кодировке: Без труда не вытащишь рыбку из пруда. 1) 37 бит 2) 592 бита 3) 37 байт 4) 592 байта Решение: Длина фразы составляет 37 символов (вместе с точкой). Следовательно, ее объем можно оценить в 37 х 2 = 74 байт. Такого варианта ответа нет, попробуем перевести результат в биты: 74 байт х 8 = 592 бит. Ответ: 2.
При выполнении заданий следующего типа: «Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100%, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений», следует пользоваться формулой алфавитного подхода к измерению количества информации I = M - log 2 N , где N — количество символов (мощность) алфавита, в котором записано сообщение, М — количество символов в записи сообщения (длина сообщения), l — количество бит информации, содержащееся в сообщении. Если log N не является целым числом, то l округляется в большую сторону. Информационный объем сообщения, выраженный в битах и минимальное количество двоичных разрядов, требуемое для записи сообщения в двоичном алфавите совпадают. Из приведенной формулы легко получить следующее следствие: с помощью п двоичных разрядов (бит) можно закодировать двоичным кодом все элементы множества мощностью 2n (т.е. состоящего из 2n элементов). Информационный объем одного символа алфавита, обозначающего элемент данного множества, будет равен n. Решение Способ 1 Воспользуемся приведенной выше формулой. Алфавитом в данном случае является множество целочисленных значений влажности от 0 до 100. Таких значений 101. Поэтому, информационный объем результатов одного измерения l=log2 101. Это значение не будет целочисленным. Не вычисляя его, сразу найдем округленное в большую сторону целое значение. Заметим, что ближайшая к 101 целая степень двойки, большая 101, есть число 128 = 27. Поэтому принимаем l=log2128=7 бит. Учитывая, что станция сделала 80 измерений, общий информационный объем равен 80 х 7= 560 бит = 70 байт. Ответ: 70 байт. Способ 2 Воспользуемся следствием из формулы. Заметим, что 26< 101 < 27, поэтому минимально необходимое количество двоичных разрядов (бит) равно 7. Далее аналогично получаем, что общий информационный объем равен 80 х 7=560 бит= 70 байт. Ответ: 70 байт.
При выполнении заданий, связанных с понятием скорости передачи данных, часто допускаются ошибки, связанные с неверным использованием размерности единиц измерения. Следует следить за размерностью исходных данных и размерностью, в которой требуется записать результат. Для успешного выполнения заданий такого типа нужно потренироваться в переводе Кбит/мин в Кбайт/с и т.д. Пример Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 3 мин. Определите размер файла в килобайтах. Решение Размер файла = скорость х время передачи. Выразим время в секундах, а скорость — в килобайтах в секунду. Размер файла = 256 000/(8 • 1024) • 3 • 60 Кбайт. Прежде чем выполнять действия, выделим в явном виде, там, где это очень просто, степени двойки. Размер файла = 28 • 1000/(23 • 210) • 3 • 15 • 4 = 28 • 125 • 23/ (23 • 210) • • 45 • 22 = 213 • 125 • 45/213 = 125 • 45 = 5625 Кбайт. Ответ: 5625.
Пример Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами? Решение Поскольку на кодирование каждого пикселя приходится 3х8=24 бита, то общий объем передаваемой информации составляет 640х480х24 бита. Таким образом время передачи информации (в секундах) равно 640 х 480 х 24/28800 = 64 х 4 = 256 с. Ответ: 256 с.
Важное замечание: Практически во всех заданиях можно избежать громоздких вычислений, упростив выражения, как это показано выше. Такая техника вычислений обязательно должна быть отработана в процессе подготовки к экзамену, поскольку она обеспечивает существенную экономию времени и минимум досадных арифметических ошибок.
Основные трудности при выполнении заданий на выполнение действий над числами в разных системах счисления порождаются недостаточным усвоением математического содержания понятия позиционной системы счисления. Для более глубокого понимания материала надо излагать алгоритмы перевода чисел из одной системы в другую с приведением доказа тельств. Кроме того, рекомендуется побуждать учащихся к решению тренировочных заданий различными способами, с обязательным сравнением результатов. Необходимо выполнять проверку полученных результатов путем обратного перевода чисел или выполнения действий в другой системе счисления.
Для быстрого и правильного решения заданий ЕГЭ, учащийся, помимо умения применять стандартные алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, должен знать: Ú наизусть значения целых степеней числа 2 от 2° до 210, Ú представление чисел от 0 до 16 в системах счисления с основаниями 2, 8, 10, 16, Ú свойства систем счисления с основаниями вида Р = Q " ( в этом случае одной цифре в записи числа в системе с основанием Р соответствует п цифр в системе с основанием Q).
Пример Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 126 равно: 1) 1 2) 2 3) 3 4) О Решение Способ 1 Преобразуем число 126 в двоичную систему с помощью известного алгоритма деления «уголком» с выделением остатков:
Выписав остатки от деления, получим 12610=11111102. В двоичной записи один значащий нуль. Ответ: 1. Способ 2 Заметим, что 126=128-2 = 100000002-102=11111102 Ответ: 1. Пример Укажите через запятую в порядке возрастания все числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101. Ответ запишите в десятичной системе счисления. Решение 1012 = 58. Найдем числа, не превосходящие 25, запись которых в восьмеричной системе счисления оканчивается на 5. Поскольку, 25<82, такие числа должны иметь представление х = qx 8+5, где q — цифра восьмеричной системы. Так как х 25, q 2. Подставив допустимые значения q , получим искомые значения х:
Выполним проверку: 510=1012; 1310=11012; 2110=101012. Ответ: 5, 13, 21.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |