Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ положения дел в отрасли



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Анализ положения дел в отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические основы составления бизнес-плана. 4

1.1. Сущность и необходимость планирования бизнеса. 4

1.2. Функции бизнес-плана. 5

1.3. Цель, задачи и особенности составления бизнес- плана. 6

1.4. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов. 10

Резюме. 12

Анализ положения дел в отрасли. 13

Сущность проекта. 13

План маркетинга. 14

Производственный план. 15

Организационный план. 16

Оценка рисков. 17

Финансовый план. 17

2. Бизнес план создания закрытого кофейного клуба ‹‹Кот-Д’ивуар›› 19

2.1. Резюме. 19

2.2. Характеристика предприятия. 21

2.3. Описание услуг, предоставляемых закрытым кофейным клубом ‹‹Кот-Д’ивуар›› 22

2.4. Обоснование открытия кофейного клуба «Кот-Д’ивуар». 24

2.4.1. Исследования рынка натурального кофе. 26

2.4.2. Исследование потребителей. 27

2.4.3. Анализ конкурентов. 32

2.5. План маркетинга. 34

2.5.1. Ценообразование. 43

2.6. Организационный план. 45

2.6.1. Торговые и вспомогательные помещения, их характеристика, оборудование и оснащение. 58

2.6.2. Структура и состав кадров. 64

2.7. Производственный план. 69

2.7.1. Расчет объема товарооборота. 69

2.7.2. Калькуляция себестоимости. 72

2.7.3. План по труду и заработной плате. 75

2.7.4. Технология оказания услуги. 81

2.7.5. Структура и анализ рисков. Меры по их минимизации. 92

2.8. Финансовый план. 98

2.8.1. Планирование расходов. 98

2.8.2. Планирование прибыли. 103

2.8.3. Распределение прибыли. 104

2.8.4. Экономические показатели деятельности предприятия. 105

Результаты и выводы. 109

Список литературы. 110

 


Введение

На текущем этапе развития экономики нашей страны Москва крупнейшим городом, в котором находятся наибольшие экономические возможности для получения прибыли начинающими и уже успешно работающими бизнесменами, компаниями и фирмами. Постоянно растет число людей, становящихся материально обеспеченными и желающие тратить деньги на проведение своего досуга вне дома.

На сегодняшний день в Москве существует огромное количество мест для проведения свободного времени. Каждый москвич или гость столицы может найти что-то наиболее подходящее для него среди огромного количества кофеен, ресторанов, ночных клубов и развлекательных центров.

 Но для того чтобы привлечь потребителя предприятиям, оказывающим услуги по проведению досуга, приходится вступать в жестокую конкуренцию и надо сказать, что не многие ее выдерживают. Ежегодно в Москве открываются и закрываются сотни клубов и ресторанов. Поэтому чтобы успешно конкурировать на московском рынке, необходимо тщательно продумывать концепцию предприятия и проводить детальный анализ ситуации сложившейся на этом рынке. В этом может помочь разработка бизнес-плана.

Цель данной работы – показать значение бизнес-плана для организации успешного бизнеса, на примере разработки бизнес-плана для закрытого кофейного клуба «Кот-Д’ивуар».

 


1. Теоретические основы составления бизнес-плана

1.1. Сущность и необходимость планирования бизнеса

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.

Планирование присуще всем странам независимо от их экономической системы. Механизм планирования деятельности коммерческой организации включает: принципы планирования, определение предполагаемых целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и развитие конъюнктуры рынка, анализ проблем, выбор оптимального варианта развития, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов: всеобщих (закон повышения потребности, закон экономии времени), законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Планирование – это продуманное определение и систематизация факторов, способствующих успешной деятельности предприятия, связанных с выявлением и постановкой цели организации, выработкой политики, методов, стратегии, тактики, необходимой для их достижения.


1.2. Функции бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.

1. Возможность использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2. Планирование, позволяющее оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3. Возможность привлечения денежных средств — ссуд, кредитов. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

4. Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.

Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

1.3. Цель, задачи и особенности составления бизнес- плана

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-план:

· возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем;

· такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги, время и нервы;

· позволяет гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее;

· после завершения процесса написания бизнес-плана, он будет служить, как схема или карта, точное следование которой позволит с большей вероятностью достигнуть намеченной цели.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет (чаще на 3‑5 лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы — в годовом исчислении. В целом длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Главное, чтобы срок плана был достаточным либо для полного завершения реализации разового проекта, либо для выхода на планируемую мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложений и их рентабельности.

Бизнес-план разрабатывает предприниматель (сам или с привлечением специалистов). В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предлагаемые к производству и реализации товары или услуги), его обосновании (результаты рыночных исследований — состояние спроса и предложения, потребители, конкуренты, «ниши» на рынке, и т.д.), обеспечении (производственный, маркетинговый и организационные планы), необходимых для реализации проекта средствах (объем, график и направления использования капитальных вложений, текущие издержки) и конечных финансовых итогах осуществления проекта.

Разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:

· четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

· разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;

· определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников;

· выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;

· организации системы контроля за ходом осуществления проекта;

· подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес‑планированием. He следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д. B значительной степени этот процесс может быть облегчен за счет применения современных программных средств, обеспечивающих автоматизацию составления и корректировки бизнес-плана.

Правильно составленной бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос – стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснование своего замысла.

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

· Анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники,
конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке).

· Анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния
отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды
предприятия (экономических, политических, демографических, научно-
технических, природных, культурных).

· Определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период.

· Разработка планов действий, обеспечивающих достижение
установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности.

Опыт быстро растущих компаний показывает, что в настоящее время одним из наиболее предпочтительных видов бизнеса является оказание различных услуг.

Структура бизнес-плана и его детализация определяются направленностью и масштабом задуманного дела, то есть спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

При написании бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования:

1. Степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего.

2. Для удержания постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Использовать разговорный язык, избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения (первоначально они будут лишь поверхностно интересовать не знакомого с техникой финансиста).

3. Текст должен быть хорошо структурирован, чтобы он был ясным и легко воспринимаемым.

4. При обосновании прогнозов использовать как можно больше подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя и его вера не являются доказательством). Прогнозы должны быть реалистичными, не слишком «унылыми» и не слишком амбициозными, более осмотрительными, нежели оптимистичными.

1.4. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов

В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе сложившихся требований к оформлению, в связи с этим применяется следующая структура бизнес-плана (рис. 1):

 

Рис. 1. Структура бизнес-плана

Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, которая определяется рядом факторов:

· отраслевой направленностью проекта;

· размером предприятия;

· характером проекта (расширение существующего или создание нового предприятия);

· условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках).

Очевидно, что на содержание, характер и размер отдельных разделов влияет направление деятельности, указанное в проекте. Различные виды производства и услуг предполагают использование различных технологических и экономических показателей, отражаемых и анализируемых в бизнес-плане.

Аналогичным образом влияют на размер и содержание этого документа размеры предприятия. Крупные проекты требуют большего объема предварительных разработок; в то же время для небольшого предприятия можно ограничиться более компактным по форме и содержанию бизнес‑планом.

Существуют различия между планом действующего и создаваемого предприятий. В первом случае бизнес-план опирается на характеристику функционирующего предприятия, результаты и опыт его работы. При этом упор делается на возможности его развития и изменения, которые в связи с этим предстоит осуществить. Во втором случае приходится опираться в основном на прогнозные и оценочные данные, разрабатывать и создавать с нуля производственную, маркетинговую и организационную структуру нового предприятия. Кроме того, на содержание бизнес-плана влияет факт подготовки его исключительно для внутреннего пользования или для привлечения внешнего инвестора.

Однако все эти различия и особенности не носят принципиального характера. В любом случае предпринимателю следует четко формулировать основную идею проекта и уметь обосновать ее на базе результатов анализа рыночных возможностей, разработать комплекс обеспечивающих мероприятий, уметь правильно оценить общую стоимость проекта, потребность во внешнем финансировании и конечные финансовые результаты. Поэтому приведенную структуру бизнес-плана можно рассматривать в качестве типовой. Охарактеризуем подробнее разделы бизнес-плана.

Резюме

Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить от одной до четырёх страниц. Раздел включает:

· характеристику направления деятельности предприятия (выполняемые функции, место в технологической цепочке изготовления конечной продукции, оказание торговых, посреднических, сервисных услуг и т.д.), краткое описание предполагаемых к производству товаров или услуг, способы организации сбыта);

· общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного предпринимателем анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;

· обоснование перспективности проекта, т.е. необходимо убедить читателя бизнес-плана в том, что предлагаемый к производству товар или услуга будут пользоваться спросом;

· необходимый объем инвестиций для реализации проекта, направления их использования, участие предпринимателя собственными средствами, направляемые средства;

К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана.

Анализ положения дел в отрасли

Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

· динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;

· тенденции ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);

· всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий их развития и связанного с этим изменения роли на рынке);

· характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношение к различным торговым маркам);

· перспективные рыночные возможности (выявление неудовлетворенного потребительского спроса («ниш»), определение необходимых параметров комплекса маркетинга и оценка общих условий их реализации).

Сущность проекта

В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:

· основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, внедрение на рынок нового товара, выход на новые рынки, расширение рыночной доли и т.д.);

· характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;

· характеристика предприятия (описание существующего или создаваемого предприятия, степень его готовности к реализации проекта, преимущества и недостатки местонахождения);

· общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.

Для потенциального инвестора эта часть бизнес-плана необходима, чтобы окончательно убедиться во всесторонней подготовленности проекта.

План маркетинга

Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:

· программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта, включая анализ результатов проведения пробных продаж и первоначальных итогов сбыта, список исполнителей и бюджет исследований;

· общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;

· направления совершенствования продукции с учетом сроков прохождения этапов ее жизненного цикла, ответных действий конкурентов, реакции потребителей и т.д.;

· обоснование ценовой политики (уровни цен по отдельным товарным позициям, использование скидок, учет реакции потребителей на цены);

· планирование сбыта (общая величина с разбивкой по отдельным товарным группам и регионам, выбор форм и методов организации сбытовой деятельности на основе сравнения их эффективности, затраты на организацию, партнеры);

· планирование товародвижения (политика товарных запасов, организация транспортировки и хранения, расположение складов, затраты на организацию, партнеры);

· планирование рекламной кампании (основные цели проведения, выбор каналов, сроки проведения, исполнители);

· планирование сервиса (его роль, принципы организации, исполнители, затраты).

Потенциального инвестора этот раздел должен убедить в том, что проект находится в высокой степени маркетинговой готовности.

Производственный план

Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:

· производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации и новых мощностях, сроки введения, объем капитальных вложений);

· описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;

· субподрядчики (указание конкретных партнеров, характер контактов с ними, условия сотрудничества, обоснование их выбора);

· оборудование (потребность в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и их условия, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);

· производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);

· сырье (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и их условия, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);

· себестоимость (планируемая величина и возможность снижения).

Конкретное наполнение данного раздела зависит от специфики проекта.

Организационный план

Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий — с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта.

Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:

· организационно-правовая форма (обоснование ее вида для вновь создаваемых предприятий и оценка степени соответствия для существующих);

· организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;

· характеристика предпринимателей (биографические данные, опыт предпринимательской деятельности);

· характеристика руководящего состава (биографические данные, опыт руководящей работы, круг обязанностей);

· работа с персоналом (кадровая политика, потребность и наличие специалистов соответствующих профилей, организация профессионального обучения, принципы и организация оплаты труда, формирование общекорпоративных ценностей);

· материально-техническая обеспеченность управления (потребности и наличие оргтехнических средств и помещений, затраты на приобретение, аренду и реконструкцию);

Оценка рисков

Назначение раздела — в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия.

В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:

· перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта (действия конкурентов, изменение нормативных документов, влияние НТП, стихийные бедствия, политические эксцессы и т.д.);

· определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;

· разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

· обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые не были учтены.

Финансовый план

Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:

· сводный баланс доходов и расходов (доходы, себестоимость, накладные издержки, валовая прибыль, налоги, чистая прибыль). Обычно на первый год баланс составляется с разбивкой по месяцам, а на последующий период в годовом исчислении;

· план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;

· план по источникам (доходы от операций, ссуды, собственные средства, амортизация) и использованию средств (покупка оборудования, строительство, прирост запасов, погашение ссуд, приобретение акций, выплата дивидендов).

На основе этих документов можно получить четкое представление об уровне прибыльности предприятия, сроках окупаемости затрат, движении денежной наличности и ее величине для покрытия текущих затрат, об источниках формирования средств предприятия и использовании их для прироста активов или покрытия задолженности.

В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д.


2. Бизнес план создания закрытого кофейного клуба
‹‹Кот-Д’ивуар››

Резюме

Закрытый кофейный клуб «Кот-Д’ивуар» планируется открыть в центре Москвы, напротив здания Администрации Президента. Для этого арендуется двухэтажное здание бывшей столовой, общей площадью 250 м2. Стоимость аренды 1 м2 составит 1209 рублей в месяц, следовательно аренда всего здания составит 302 250 рублей месяц.

В помещении будет проведена перепланировка и отделка с использованием натуральных тканей и ручной росписи. Также планируется оборудовать клуб современной техникой, которая поможет поддерживать качество производимой продукции на высоком уровне.

Предполагается, что предприятие будет заниматься оказанием услуг двух направлений:

· Организация питания (приготовление напитков и обслуживание столиков);

· Организация досуга потребителей. В клубе будут играть живую музыку, а раз в неделю будут устраиваться выступления звезд шоу‑бизнеса.

Однако специфика кофейного клуба «Кот-Д’ивуар» предполагает, что предприятие будет закрытым, вход только для владельцев клубных карт. Цены на услуги клуба будут поддерживаться на высоком уровне исходя из того, что предприятие предлагает эксклюзивную услугу, т.к. это первый кофейный клуб в Москве.

В ходе разработки бизнес-плана были проведены маркетинговые исследования, с целью получения информации о конъюнктуре рынка и его специфики, информации о потенциальных потребителях и контрагентах.

Данные исследования подтвердили предположения об актуальности открытии кофейного клуба, спрос на услугу превысит предложение.

Исходя из предположения, что в первый год работы клуба удастся поддерживать посещаемость на уровне 50%, был рассчитан годовой объем реализации услуги, который составил 71 762 320  рублей.

Полная себестоимость по предприятию за 2007 год составит 31 641 595 рублей. Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, после уплаты всех налогов в 2007 году составит – 28 189 538 рублей.




2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Анализ положения дел в отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ положения дел в отрасли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)