Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы в области общего образования Оренбургской области и пути их решения



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Проблемы в области общего образования Оренбургской области и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок




В 44 муниципальных образованиях Оренбургской области функционируют 1324 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 236,1 тыс. учащихся, из них городских школ - 217, в них обучаются 120,6 тыс. учащихся, сельских школ - 1107, в них обучаются 115,5 тыс. учащихся.

Сеть предприятий школьного питания представлена 1078 объектами, в их числе 1034 школьных столовых, 44 столовых акционерных обществ, общепитов. В общеобразовательных учреждениях функционируют 424 буфета. Это позволяет организовать питание учащихся общеобразовательных учреждений области в следующих формах:

903 столовые, работающие на сырье (с полным циклом);

65 столовых-доготовочных, реализующих готовые завтраки (обеды), а также полуфабрикаты;

110 буфетов-раздаточных.

В организации горячего питания учащихся принимают участие 6 комбинатов школьного питания, 1 школьно-базовая столовая, 17 предприятий общественного питания.

Продукты питания, в основном, завозятся в школьные столовые централизованно специализированным транспортом комбинатов школьного питания, предприятий общественного питания, акционерных обществ, частных предпринимателей, закрепленных за конкретными общеобразовательными учреждениями.

В области только 134 школы (13 процентов от общего числа школьных столовых) имеют специализированный транспорт для доставки пищевых продуктов.

На основании Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1664/271-III-ОЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" с 1 января 2005 года размер компенсационной выплаты на питание установлен в размере 3 рублей в день (с учетом уральского коэффициента - 3 рубля 45 копеек) на одного учащегося общеобразовательного учреждения за счет средств местных бюджетов.

Введение вышеуказанного Закона дало позитивные результаты в организации питания школьников. Охват горячим питанием учащихся увеличился по области с 77,0 процента в 2004 году до 80,7 процента в 2007 году.

На 15 января 2007 года процент охвата учащихся 1 - 11 классов всеми видами питания (горячее питание и буфетная продукция) составляет 99,5 процента, из них горячим питанием - 80,7 процента. В целом по области охвачены горячим питанием 92,7 процента учащихся 1 - 4 классов, 77,0 процента - учащихся 5 - 9 классов, 64,4 процента учащихся 10 - 11 классов.

Однако то, что 19,3 процента школьников не охвачены горячим питанием, только 21,7 процента (4937 детей) учащихся получают щадящее питание с учетом аспектов состояния их здоровья, свидетельствует о том, что ситуация с его организацией остается непростой.

Высокие цены на продукты питания и незначительные размеры компенсационных выплат на удешевление стоимости питания не позволяют обеспечить всех школьников области полноценными горячими завтраками (обедами).

Особенно остро этот вопрос стоит в городских школах, в которых нет возможности выращивать сельскохозяйственную продукцию (картофель, капусту, свеклу, морковь и другие овощи) для удешевления стоимости питания. Руководители городских школ используют помощь родителей и спонсоров.

Сельские школы для улучшения питания учащихся используют средства, заработанные ученическими производственными бригадами, (в текущем учебном году в области функционирует 201 ученическая производственная бригада), помощь родителей, акционерных обществ, колхозов, получая продукты (мясо, масло, молоко, крупы) по себестоимости без торговых наценок.

За 344 сельскими школами закреплены земельные наделы общей площадью около 13 тыс. гектаров.

Выращивают овощи 67,2 процента школ области, имеющих столовые.

Осуществляют заготовку шиповника, ягод и фруктов для витаминизации пищи 50,0 процента общеобразовательных учреждений.

Осуществляют витаминизацию готовых блюд аскорбиновой кислотой 51,0 процента школьных пищеблоков.

Используют в питании учащихся продукты, обогащенные витаминами, микронутриентами и бифидобактериями, 44,0 процента пищеблоков.

В то же время примерное утвержденное меню практически не выполняется. Коррекция меню не проводится. Ассортимент реализуемых блюд однообразный. Занижено в питании детей потребление рыбы, сыра, творога, яиц, мясных и молочных продуктов.

Несбалансированное и несвоевременное питание школьников отражается на их здоровье.

По данным министерства здравоохранения Оренбургской области в динамике за 2003 - 2006 годы отмечен устойчивый рост первичной заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 11 процентов и подростков 15 - 17 лет - на 15,8 процента.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом показатель общей заболеваемости болезнями органов пищеварения возрос у детей на 1,8 процента (с 132,96 до 135,44 на 1000 детей), у подростков 15 - 17 лет - на 8,0 процента (с 154,83 до 167,27 на 1000 подростков).

По сравнению с 2005 годом отмечен рост числа детей с болезнями поджелудочной железы на 41,8 процента, с функциональными расстройствами желудка - на 12,5 процента, с ожирением - на 12,2 процента. Среди подростков возросла заболеваемость гастритами и дуоденитами на 16,5 процента, болезнями поджелудочной железы - на 13,8 процента, с функциональными расстройствами желудка - на 12,7 процента, болезнями желчного пузыря - на 10,9 процента, сахарным диабетом - на 15,1 процента.

Основными проблемами при организации питания школьников общеобразовательных учреждений остаются недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база пищеблоков, низкая квалификация персонала пищеблоков.

Устаревшее технологическое оборудование школьных пищеблоков, в основном, ремонту не подлежит, в том числе и по причине отсутствия запасных частей к ним.

Изношенность имеющегося холодильного и технологического оборудования пищеблоков школьных столовых составляет около 80 процентов, столовой мебели - 55,7 процента.

Школьные столовые, работающие на сырье, не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи, столовые-доготовочные не обеспечены полуфабрикатами.

В настоящее время оснащение школьных пищеблоков технологическим оборудованием и столовой мебелью осуществляется в области в рамках областной целевой программы "Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области" на 2006 - 2008 годы. Так, например, в 2008 году на обеспечение мероприятий Программы запланировано направить 3,9 млн. рублей.

Требуют капитального ремонта 3,3 процента школьных пищеблоков, 7,3 процента пищеблоков не имеют централизованного водоснабжения, 65,0 процента - централизованного горячего водоснабжения, 4,4 процента пищеблоков общеобразовательных учреждений - достаточного количества технологического и холодильного оборудования.

Уровень профессиональной подготовки поваров остается недостаточным. В целом по области укомплектованность школьных пищеблоков поварами со специальным образованием составляет 58,0 процента.

Одной из причин этого является низкая заработная плата работников, обеспечивающих организацию школьного питания, при высокой производственной загруженности отдельных пищеблоков.

На сегодня только в 18 территориях области, что составляет 41,0 процента от общего числа территорий, имеют технологов.

Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода исполнительных и законодательных органов, различных государственных и негосударственных учреждений, организаций, в том числе спонсоров и родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных учреждений. Необходимо усилить контроль за качеством, экологической и санитарной безопасностью продуктов для школьного питания, определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания, создать на предприятиях школьного питания современную материально-техническую базу, позволяющую освоить новые технологии пищевого производства, формы и методы обслуживания учащихся, привлечь в эту сферу деятельности субъекты малого предпринимательства через проведение тендеров на предоставление услуг по школьному питанию, создать территориальные опорные базовые предприятия школьного питания для подготовки кадров, позволяющие усилить практическую направленность переподготовки работников пищеблоков школьных столовых.

 

Так же основными проблемами в общеобразовательных школах Оренбургской области является обеспечение безопасности объектов системы образования, укрепление и совершенствование материальной базы образовательных учреждений, которое  является одним из основных направлений деятельности министерства образования, органов управления образованием городов и районов области.

В настоящее время сеть образовательных учреждений области – это 2200 учреждений, материальная база которых представлена 3264 объектами.

77,7 % школ области находятся в типовых зданиях, 22,3 % - в приспособленных; Более 70% зданий и сооружений системы образования области имеют срок эксплуатации свыше 20 лет, около 30% свыше 10 лет.

За последние три года (2007-2009гг) прослеживается позитивная динамика роста финансовых вложений из бюджетов муниципалитетов и бюджета области в капитальный ремонт образовательных учреждений, что способствует увеличению срока эксплуатации зданий.

Количество средств консолидированного бюджета области, затраченных на капитальный ремонт общеобразовательных учреждений составило:

2007 г. - 254,1 млн.руб., 2008 г. - 433,1 млн. руб., 2009 г.- 663,9 млн.руб. На проведение текущих и капитальных ремонтов образовательных учреждений за период 2007-2009 г.г. из областного бюджета было выделено дополнительное финансирование 484,93 млн.рублей, в том числе для муниципальных образовательных учреждений в 2007 г.-31,1 млн.рублей, 2008 г.- 75,9 млн.рублей, 2009 г.-203,6 млн.рублей.

Вместе с тем в системе образования не сокращается число объектов незавершенного строительства (2005г.-32 объекта, 2008 г. – 32 объекта, в том числе 17 объектов не включены в областную целевую программу 2008года);

В настоящее время 9,9% школ не обеспечены системой водоснабжения;

21,4% школ не оборудованы системой канализации;

0,2% школ не обеспечены центральным отоплением (2 начальные школы имеют печное отопление – Запольная Адамовского района (9 человек) и Барангуловская Тюльганского района (7 человек).

На сегодняшний день официально зафиксировано 19 зданий образовательных учреждений, конструктивные элементы, которых находятся в аварийном состоянии.

Трагедия в средней общеобразовательной школе с.Беляевка 1октября 2008 года высветила недостатки в содержании и эксплуатации объектов недвижимости образовательных учреждений, в вопросах проведения текущих и капитальных ремонтов.

В настоящее время в муниципальных образованиях работают экспертные комиссии по визуальному обследованию зданий ОУ и выявлению объектов, требующих инструментального обследования специализированными организациями, которые на профессиональном уровне определят реальное техническое состояние конструктивных элементов зданий (то есть физический износ) и определят предаварийные и аварийные объекты.

На 24 октября проведено визуальное обследование 2964 зданий образовательных учреждений ( 90,8 % от общего количества зданий), из них 448 зданий образовательных учреждений нуждаются в инструментальном обследовании (13,7 % от общего числа зданий ОУ или 15.1 % от числа визуально обследованных зданий), в том числе соответственно:

- 232 здания школ (14,4%, 14,7%);                                                                                                                                                    

- 6 зданий учреждений ДОД (4,4%, 0,7%);

- 44 здания учреждений интернатного типа (28,6% , 28,6%);

Одним из методов решения проблемы является комплексный подход к проведению капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений. В настоящее время требует корректировки:

- существующая схема размещения заказов на закупку продукции (работ, услуг) для государственных нужд Оренбургской области в части сроков подготовки заявок, их размещения и обеспечения динамики финансирования работ с учетом поквартальной разбивки и возможного периода производства ремонтно-строительных работ;

- мониторинг производства ремонтно-строительных работ в ходе подготовки к новому учебному году и работе в зимних условиях.

 

Несмотря на наметившуюся тенденцию по снижению количества пожаров в образовательных учреждениях области (2003 г. – 12 пожаров, 2004 г. – 11 пожаров, 2005 г. – 7 пожаров, 2006 г. – 7 пожаров, 2007 г. – 9 пожаров, 2008 г. – 3 пожара) по-прежнему, остается сложной обстановка с обеспечением пожарной безопасности в образовательных учреждениях области.

По данным управления государственного пожарного надзора ГУМЧС России по Оренбургской области по состоянию на 3 сентября 2008 года 290 общеобразовательных учреждений оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, что составляет 23,5% от общего количества подлежащих оборудованию:

- в 569 (46%) школах деревянные конструкции чердачных помещений не были обработаны огнезащитным составом;

- 512 (41,5%) школ, расположены за пределом нормативного радиуса выезда подразделений государственной противопожарной службы;

- 380 (30,8%) школ не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением;

- в 11-ти образовательных учреждениях пути эвакуации не соответствуют требованиям норм и правил пожарной безопасности;

- в 29-ти объектах образования электрические сети эксплуатируются с нарушениями правил устройства электроустановок.

В целях предотвращения пожаров и чрезвычайных ситуаций, недопущения травматизма и гибели обучающихся и сотрудников реализуется областная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения». На ее реализацию в 2004-2007 годах за счет различных источников финансирования было направлено около 400 млн.руб.

В 2008-2011 г. г. общий объем финансирования областной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» прогнозируется в размере 415 млн. 867 тысяч рублей из средств областного бюджета, в том числе в 2009 году - 134,1 млн.руб.

В ближайшие три года планируется осуществить установку автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре во всех общеобразовательных учреждениях области. Начиная с 2010 года, предусмотрено выделение средств областного бюджета на ремонт электроснабжения, пожарных водоемов, огнезащитную обработку.

Законодательным Собранием области внесены изменения в областной бюджет на 2008 год и выделено 100 млн.руб. дополнительной финансовой помощи на приобретение 333 комплектов автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре для школ области.

Средства в территории перечислены, однако фактически из 100 млн.руб., выделенных из областного бюджета, освоено 44,6 млн.руб. Ни одного комплекта до сих пор не приобретено в Саракташском, Бузулукском, Новосергиевском, Александровском, Октябрьском, Светлинском районах, г.Бузулуке.

В целом «свои обязательства» муниципалитеты выполнили лишь на 41%, а выделенные областные средства освоены на 44,6%, что свидетельствует о недостаточной работе ОУО по данному направлению.

За счет средств федерального бюджета в 2008 году в область осуществлена поставка 22 комплектов охранно-пожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения, 13 комплектов систем видеонаблюдения для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V, VII, VIII видов, детских домов и школ-интернатов общего типа.

Одним из самых приоритетных направлений в работе министерства образования, органов управления образованием, образовательных учреждений области проведение работы по укреплению и совершенствованию материальной базы образовательных учреждений, обеспечению их безопасности.

Усилить надзор и контроль за соблюдением ОУО, ОУ законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение безопасности образовательных учреждений.

Обратить внимание на недопустимость снижения ответственности и требовательности должностных лиц министерства, органов управления образованием, образовательных учреждений к безопасной организации образовательного процесса.

 Определить систему мер по усилению контроля за результативностью работы органов управления образованием, образовательных учреждений области по вопросам охраны труда, комплексной безопасности и обеспечению безопасного пребывания учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях.

Проанализировать состояние дел по аварийности имеющихся образовательных учреждений по результатам инструментального обследования зданий образовательных учреждений, определить объемы и сроки проведения ремонтных работ с учетом требований по обеспечению безопасного пребывания в них людей.

Сформировать единую нормативно-правовую и информационно - методическую систему по обеспечению безопасности нахождения учащихся в ОУ:

- разработать форму акта приёмки зданий образовательных учреждений перед началом учебного года;

- пересмотреть форму акта проверки готовности образовательного учреждения к началу нового учебного года и т.д.

Продолжить выполнение мероприятий областной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» на 2008-2011 годы», определить приоритетные направления финансирования противопожарных мероприятий на объектах образования в 2009 году, в соответствии с которыми внести в программу необходимые изменения.

Взять под особый контроль работу в образовательных учреждениях области, связанную с получением лицензий на право осуществления образовательной деятельности, созданием безопасных условий пребывания участников образовательного процесса, улучшением качества питания и медицинского обслуживания.

Совместно с администрациями муниципальных образований городских округов и муниципальных районов обеспечить своевременное проведение плановых ремонтных работ, реализацию мероприятий по противопожарной безопасности школ и освоение выделенных на эти цели средств, руководствуясь следующим порядком:

– определение объектов и объемов работ в образовательных учреждениях области;

– подготовка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы;

– проведение конкурсных процедур по выбору подрядных организаций, заключение контрактов;

– проведение ремонтных и других работ, связанных с подготовкой школ к началу учебного года.

Активизировать работу по аттестации рабочих мест образовательных учреждений, обучению педагогических работников вопросам охраны труда.

 

Руководителям органов управления образованием рекомендуется:

Осуществлять комплексный подход к содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, исходя из методологии проведения ремонтных работ в 2009 году, рекомендованной министерством образования области.

 Принять неотложные меры по инструментальному обследованию зданий и сооружений образовательных учреждений, эксплуатация которых вызывает опасение, силами специализированных организаций, имеющих лицензии на проведение данных видов работ.

Обеспечить неукоснительное исполнение мероприятий, отраженных в решении комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Оренбургской области №5 от 3 сентября 2008 года.

Обязать руководителей образовательных учреждений в кратчайшие сроки выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасное пребывание детей в образовательном учреждении, не требующие больших материальных затрат.

 Осуществлять ежегодный мониторинг производства ремонтно-строительных работ в ходе подготовки ОУ к новому учебному году и работе в зимних условиях.

Продолжить работу по устранению недостатков, отраженных надзорными и контролирующими органами территорий в ходе проверки общеобразовательных учреждений к началу нового учебного года.

Активизировать работу по подготовке обучающихся и преподавательского состава ОУ к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Взять на особый контроль реализацию муниципальных целевых программ по обеспечению безопасности и укреплению базы образовательных учреждений территорий.

Обеспечить своевременное проведение необходимых мероприятий по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений.

 

 

Заключение

В Заключении мне бы хотелось отметить, что не смотря на все усилия органов Государственной власти и органов власти местного самоуправления Оренбургской области улучшить состояние общеобразовательных учреждений создавая различные программы и проекты, остается много нерешенных проблем. Решение этих проблем требует комплексного системного подхода исполнительных и законодательных органов, различных государственных и негосударственных учреждений, организаций, в том числе спонсоров и родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных учреждений.

Основными проблемами при организации питания школьников общеобразовательных учреждений остаются недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база пищеблоков, низкая квалификация персонала пищеблоков.

Разработки методических рекомендаций и программ повышения квалификации специалистов, обеспечивающих школьное питание;

    Ежегодно определять в бюджетной заявке, направляемой в министерство экономического развития и торговли Оренбургской области, министерство финансов Оренбургской области, средства, выделяемые из областного бюджета

Данная сфера бюджетного финансирования очень обширна, поэтому охватить все недостатки механизмов ее функционирования очень сложно. На мой взгляд, в данной работе были рассмотрены наиболее значимые. Однако эффективность любого уровня во многом зависит от бюджетного ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов и предприятий, так как без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования.

 

 

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон “Об образовании” (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ)

3. 1. Лушина, С.И., Слепова, В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: «Экономистъ», 2006. - 763c.- ISBN 5-98118-140-0

4. Финансы бюджетных организаций

5. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. Ред. Г.Б. Поляка. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007–703с.

6. Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой. - М.: РАГС, 1999

7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред.          О.В. Врублевской, М.В.Романовского. - М.: Юрайт, 2007

8. Финансы: Учебник/ Под редакцией проф. А. М. Ковалевой. –                   М.: Финансы и статистика, 2004

9. Борескова Е.В., Китова Е.Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы, 2000,            № 5. с. 5-12

10.  Указ Губернатора Оренбургской области от 19.01.2009 N 5-ук)

11. Постановление. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы"

12. Приказы. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" Информационная система Гарант

13. Постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2007 г. N 296 –п Областная целевая программа «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области 2008-2010г.»

14.  Правовая система Консультант плюс http://www.consultant.ru/

15.  Приказ министерства образования области от 25.02.2009г. №01/20-208 Сетевой график по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области

16.  Правовая система гарант http://www.garant-park.ru

17.  Закон Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 6 декабря 2006 г. N 813/154-IV-ОЗ "О методике распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 15 ноября 2006 г.) Информационная система Гарант

18. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»

19. Газета «Оренбуржье»

 

20. http://www1.minfin.ru/

21. http://www.mon.gov.ru/

22. http://www.finansy.ru/

23. www.orenburg-gov.ru/

24. http://volganews.org/

25. http://pedsovet.org



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Проблемы в области общего образования Оренбургской области и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы в области общего образования Оренбургской области и пути их решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)