Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение IT при изучении нарратологии в ВУЗах



2019-12-29 135 Обсуждений (0)
Применение IT при изучении нарратологии в ВУЗах 0.00 из 5.00 0 оценок




С нашей точки зрения, представляется несколько нецелесообразным говорить об изучении непосредственно нарратологии в иных учебных заведениях, кроме как высших. Связано это с тем, что нарратология – узкоспециальная дисциплина, и изучение ее требует наличие определенных навыков и умений в области литературоведения, теории литературы, которые учащиеся получают уже в ВУЗах, в частности, на филологическом факультете знакомство с базовыми понятиями теории литературы происходит на 4 курсе. Следовательно, целесообразно внедрять углубленное изучение теории повествования именно на этой стадии в качестве отдельного спецкурса по выбору. Помимо этого, к этому времени у учащихся формируются определенные навыки работы с информационными ресурсами, с программами PC.

Как уже было сказано, теория повествования – относительно недавно сформировавшаяся ветвь литературоведения, она активно использует и современные методы изучения, и традиционные. В связи с этим информационные технологии в изучении нарратологии являются перспективным методом. К сожалению, как таковые ЭУИ (электронные учебные издания), выявляющие непосредственные связи между данными предметными областями, пока не созданы, однако нам представляется возможным сделать акцент на том, что при разработке подобных ЭУИ могли бы использоваться различные средства Microsoft Office, которые позволили бы студентам не ограничиваться лишь статистическим литературоведческим (собственно нарратологическим) анализом художественного произведения. Это бы существенно облегчило их работу по данному направлению. Например, при изучении тем «Повествователь», «Читатель», «Нарративный тип» (выделяемые в данном для анализе тексте) можно использовать Microsoft PowerPoint для создания презентаций, цель которых – обобщения полученных знаний, например, в виде схем или таблиц. Общеизвестно, что такой подход способствует лучшему усвоению теоретического материала. При изучении тем «Повествователь» и «Читатель» прекрасным иллюстративно-наглядным материалом послужат графические файлы, созданные в Adobe Photoshop или CorelDraw, так как с помощью вышеуказанных программ появится возможность создавать индивидуальный визуальный образ повествователя или реципиента, который каждый студент на основе прочитанного и проанализированного текста, предложенного преподавателем, увидел и воспринял по-своему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ИКТ (информационные компьютерные технологии) могут быть широко применены при изучении нарратологии в ВУЗах и использоваться при создании ЭУИ по данной области литературоведения.

 

 

ГЛАВА IV

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Общеизвестно, что чем больше методов можно применить для изучения того или иного объекта, тем более полным будет этого, затронет большее количество аспектов. В этом информационные технологии – это, безусловно, «помощники» для литературоведа.

В ходе нашего исследования мы обнаружили, что пока, к сожалению, IT не применяются в литературоведении так широко, как, например, в методике обучения языку и литературе. Однако в сфере компьютерной лингвистики существуют такие программы и разработки, которые, с нашей точки зрения, имеют непосредственное отношение именно к литературоведению, а точнее, к нарратологии как одной из литературоведческих дисциплин. Это в первую очередь выделение авторского инварианта, позволяющего охарактеризовать собственно самого нарратора как инстанцию, через построение частотных словарей лексики и синтаксиса того или иного автора, сравнительное исследование стилистических особенностей языка ряда произведений. Не меньшее значение, с нашей точки зрения, принадлежит и программе PC Writer 1.0, «творчество» которой предоставляет совершенно новый материал для нарратологического исследования.

Пока информационные технологии не применяются широко в данной предметной области, прежде всего – из-за недостаточной разработанности данной проблемы, которая приобрела актуальность лишь в последние десятилетия прошлого века и в начале нынешнего. Однако в наше время, эпоху информации, невозможно не использовать все те возможности, предоставляемые IT исследователям в различных областях, тем более в данном случае, изучение нарратологии при помощи ЭУИ или компьютерных программ сможет способствовать не только активному развитию пока малоисследуемой существенно повысить интерес к данной области. 

ГЛАВА V

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, могут ли две дисциплины взаимодействовать? В нашей работе мы предложили своей взгляд на данный вопрос. Как оказалось, действительно могут. Филология, будучи древней наукой, продолжает активно развиваться и по сей день, впитывая все новые и новые веяния, используя все возможные методы в своих исследованиях, в том числе и IT. Перефразируя знаменитую фразу, нельзя жить в обществе информационных технологий и быть свободным от него.

Хотелось бы отметить, что и литературоведение, в частности нарратология, также небесполезна, например, при исследовании гиперромана (или гипертекста в целом), который является исключительно «продуктом» Internet, где непосредственно создается. Гипертекст представляет собой своего рода «сеть» текстов, авторами которых могут быть совершенно разные люди. Именно посредством нарратологии представляется реальным обнаружить автора в тексте, установить нарративный тип и формы присутствия или отсутствия читателя как инстанции в подобных текстах, которые условно можно назвать «сетературой».

Хотелось бы обратить внимание на то, что подобное взаимодействие нарратологии и информационных технологий открывает новые возможности для специалистов в области теории повествования, существенно расширяет арсенал средств, используемых при исследовании художественных произведений, предлагает ряд новых тем и ставит новые проблемы, требующие решения при помощи самых современных подходов.

 



2019-12-29 135 Обсуждений (0)
Применение IT при изучении нарратологии в ВУЗах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение IT при изучении нарратологии в ВУЗах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)