Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Взависимости от вида законных интересов, подлежащих защите, права подозреваемого в уголовном процессе можно разделить на императивные и инициативные. Права первой группы, призванные защищать безусловные интересы подозреваемого, предписывают государственным органам, представляющим сторону обвинения, в любом случае, независимо от желания правообладателя, совершить действия по выполнению корреспондирующих этим правам обязанностей. Правоотношения же по поводу реализации инициативных прав подозреваемого (предметом защиты которых являются его условные законные интересы) могут возникнуть лишь при изъявлении им желания об этом. В зависимости от продолжительности обладания подозреваемым тем или иным правом права подозреваемого могут быть классифицированы на постоянные и ситуативные. Права подозреваемого могут быть собственными, свойственными только его процессуальному статусу, и общими, которыми он обладает наряду с другими субъектами уголовно-процессуальных отношений[44].

В соответствии с ч. 4 ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела (ст. ст. 145, 146 УПК РФ), либо копию протокола задержания (ч. 1 и ч. 2 ст. 92 УПК РФ), либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (ст. 101 УПК РФ);

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний (ст. 51 Конституции РФ; ч. 2 ст. 46, ч. 4 ст. 92, ст. ст. 189-190 УПК РФ). При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе и при последующем отказе от этих показателей, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ); 3) пользоваться помощью защитника:

а) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (п. 2 ч. 3 ст. 49 УПК РФ);

б) с момента фактического задержания (п. 15 ст. 5 УПК РФ) лица,
подозреваемого в совершении преступления, в случае, предусмотренном ст.
91 и ст. 92 УПК РФ (т.е. при задержании лица по подозрению в совершении
преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения
свободы, при наличии одного из оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

в) с момента фактического задержания (п. 15 ст. 5 УПК РФ) лица,
подозреваемого в совершении преступления, в случае применения к нему в
соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под
стражу (пп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ);

г) с момента объявления подозреваемому постановления о назначении
судебно-психиатрической экспертизы (п. 4 ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 195 УПК РФ);

д) с момента начала осуществления иных мер процессуального
принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и
свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 5 ч. 3 ст. 49
УПК РФ);

4) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том
числе до первого допроса (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). При задержании лица по
подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5, ст. ст. 91-92 УПК РФ)
дознаватель, следователь до начала допроса обязаны обеспечить
подозреваемому по его просьбе свидание с защитником наедине и
конфиденциально[45]. В случае необходимости производства процессуальных
действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше
двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором
с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и
его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть
менее двух часов (ч. 4 ст. 92 УПК РФ);

5)  представлять доказательства как лично, так и с помощью защитника или законного представителя (ч. ч. 2, 3 ст. 86 УПК РФ)[46].

6) реализовывать права при назначении и производстве судебной экспертизы: знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта (ст. 198 УПК РФ);

7) заявлять ходатайства (ст. ст. 119-122, 159 УПК РФ) и отводы. Подозреваемый вправе по указанным в УПК РФ основаниям заявить отводы судье, прокурору, следователю, дознавателю, секретарю судебного заседания, переводчику, эксперту, специалисту, защитнику, представителю потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика (ст. ст. 61-72 УПК РФ);

 

8) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ; ч. 2 ст. 18, ч. 3 ст. 132 УПК РФ). Процессуальные документы, которые в соответствии с нормами УПК подлежат обязательному вручению подозреваемому (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ), должны быть переведены на его родной язык или язык, которым он владеет (ч. 3 ст. 18 УПК РФ);

9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (ст. ст. 166-167 УПК РФ);

10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в
следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

11) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда,
прокурора, следователя и дознавателя (ст. 46 Конституции РФ; ч. 1 ст. 19, ст.ст. 123-127, ч. 11 ст. 108 и др. УПК РФ);

12) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ[47].

Подозреваемый обязан являться по вызову суда, прокурора, следователя и дознавателя (см., например, ст. 188 УПК РФ), не препятствовать расследованию уголовного дела, подвергаться освидетельствованию (ст. 179 УПК РФ), личному обыску (ст. 184 УПК РФ), представлять образцы для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ), подчиняться решению о помещении в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, вынесенному в соответствии с требованиями ст. 203 УПК РФ. Если к подозреваемому применена мера пресечения до предъявления обвинения, то он обязан соблюдать ограничения, установленные при ее избрании под угрозой изменения этой меры пресечения на более строгую (ст. ст. 97-110 УПК РФ). В целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому могут быть применены такие меры уголовно-процессуального принуждения, как обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (ст. ст. 111-116, 118 УПК РФ).

Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают;

- требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства;

- обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам;

- пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных[48].

Задержание лица является процессуальным актом, официально ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение (ст. 52 УПК РФ). Помимо указанных выше прав, он как подозреваемый вправе также представить доказательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК РФ), собственноручно написать свои показания (ст. 152 УПК РФ), заявлять отводы лицу, производящему дознание, следователю (ст. 64 УПК РФ), переводчику (ст. 66 УПК РФ), специалисту и эксперту[49].

Право задержанного знать, в чем его подозревают, обеспечивается прежде всего обязанностью лица, производящего расследование, ознакомить подозреваемого с протоколом задержания (ст. 141 УПК РФ), где указаны основания задержания и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный. Если задержанный дал какие-то объяснения по поводу его подозрения и задержания, то они заносятся в протокол.
Ознакомление задержанного с протоколом удостоверяется его подписью.

Закон предусматривает подозреваемому возможность защищаться от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания (ч. 3 ст. 123 УПК РФ).

Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяснены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совершении какого преступления он заподозрен, о чем делается отметка в протоколе допроса (ч. 2 ст. 123 УПК РФ).

Давать показания - это право, а не обязанность подозреваемого. На него не возлагается бремя доказывания своей невиновности. Уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний подозреваемый не несет.

Недопустимо добиваться признательных показаний путем насилия, угроз или иных незаконных действий. Получение показаний таким способом наказывается в уголовном порядке.

Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производящему расследование, о допросе свидетелей, назначении экспертизы и производстве других следственных действий по собиранию доказательств и выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, производящее расследование, выносит постановление с указанием мотивов отказа, и сообщает об этом подозреваемому. Последний вправе обжаловать данное постановление (ст. 131, 218 УПК РФ)[50].

Если подозреваемый в связи с производством экспертизы помещается в судебно-медицинское учреждение, то он пользуется правами обвиняемого (ст. 188 УПК). Это означает, что его обязаны ознакомить с постановлением о назначении экспертизы (см. ч. 3 ст. 184 УПК РФ) и разъяснить права, предоставляемые ему в связи с производством экспертизы: заявлять отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, предоставлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения следователя или лица, производящего дознание, при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта (ст. 185 УПК РФ).

В случае удовлетворения ходатайства подозреваемого постановление о назначении экспертизы соответственно изменяется или дополняется, а в случае отказа - об этом выносится постановление, которое объявляется подозреваемому под расписку (ст. 185 УПК РФ).

Если задержанным заявлено требование о проверке прокурором правомерности задержания, то администрация места содержания задержанных обязана немедленно сообщить об этом прокурору. Требование задержанного о проверке прокурором правомерности задержания может быть заявлено задержанным как в устной, так и в письменной форме. Об устном требовании лицо, производящее расследование, составляет протокол, который подписывается подозреваемым и лицом, принявшим это требование.

Протокол или письменное требование задержанного немедленно передается прокурору, который сам избирает форму проверки правомерности задержания. Результат проверки доводится до сведения задержанного[51].

Подозреваемый может обжаловать действия следователя или органа дознания, направив жалобу непосредственно в суд. Где при рассмотрении поступившей жалобы суды должны безотлагательно вынести постановление относительно законности его содержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

По общему правилу, заключение под стражу является прерогативой прокурора или суда. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является исключением из этого правила. В силу неотложности этой меры закон разрешает органу дознания и следователю при наличии определенных оснований (ст. 122 УПК РФ) применять ее без предварительного получения санкции прокурора. Однако когда задержание произведено, следователь или орган дознания должны в пределах двадцати четырех часов сообщить об этом прокурору, а последний в возможно короткий срок с момента получения извещения (в пределах сорока восьми часов) -либо санкционировать арест, либо освободить задержанного.

В письменном сообщении прокурору указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность задержанного, квалификация преступления, в совершении которого он подозревается (вид преступления и статья уголовного закона), время, основания и мотивы задержания, а также место содержания задержанного.

В протоколе задержания должно быть отмечено о направлении сообщения прокурору с указанием даты и времени сообщения. Задержка сообщения прокурору является ущемлением законных интересов подозреваемого[52].

Своевременное сообщение прокурору о задержании лица не препятствует быстрейшему проведению необходимых следственных действий и ставит задержание под надзор прокурора.

Неотложные следственные действия в период задержания должны обеспечивать в первую очередь тщательную проверку: а) причастности данного лица (задержанного) к совершенному преступлению; б) оснований для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

При наличии оснований для избрания указанной меры пресечения орган дознания или следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору вместе с материалами дела, обосновывающими необходимость ареста задержанного[53].

Поскольку в необходимых случаях прокурор, прежде чем решить вопрос о даче санкции на арест, лично допрашивает задержанного, последний по требованию прокурора доставляется к нему для допроса.

Если, по мнению прокурора, из представленных ему материалов не усматривается достаточных оснований для ареста подозреваемого, он вправе либо сразу же освободить задержанного, либо, не освобождая его, дать указание произвести определенные следственные действия, необходимые для принятия обоснованного решения об аресте или освобождении задержанного в пределах тех же сорока восьми часов с момента получения извещения о задержании.

Сообщение прокурору о произведенном задержании не препятствует органу дознания или следователю по собственной инициативе освободить задержанного, если отпадает необходимость его дальнейшего задержания.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляет его семью. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Обязанность уведомления семьи подозреваемого о его задержании ставит орган дознания или следователя перед необходимостью принять меры для выяснения места жительства или хотя бы домашнего телефона семьи задержанного, тем более - семьи несовершеннолетнего. О задержании несовершеннолетнего лица необходимо уведомить не только кого-либо из взрослых членов семьи по месту обычного проживания задержанного, но именно его родителей или лиц, их заменяющих[54].

Форма уведомления избирается в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть уведомление по телефону, телеграфу, через нарочного либо непосредственно и т.д. Во всяком случае уведомление должно быть своевременным, а на протоколе задержания следует сделать соответствующую отметку с указанием фамилии, имени, отчества и степени родства члена семьи, даты и формы уведомления.

По общему правилу, такое уведомление производится и при задержании лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления. Однако в подобных случаях от уведомления можно воздержаться, если по мнению органа дознания или следователя уведомление семьи задержанного воспрепятствует установлению истины по уголовному делу о тяжком преступлении. При этом необходимо руководствоваться конкретными фактическими данными, свидетельствующими о том, что уведомление семьи задержанного может помешать расследованию. Если в последующие часы (сутки) у следователя или органа дознания отпадут сомнения на этот счет, то уведомление производится в общем порядке.

При задержании несовершеннолетнего его родители или заменяющие их лица должны быть уведомлены об этом независимо от степени тяжести преступления, в совершении которого подозревается задержанный, и от наличия оснований опасаться, что такое уведомление помешает установлению истины.

Если уведомление семьи задержанного не производилось, то в протоколе задержания необходимо сделать отметку о причине этого: либо не было установлено место жительства (со ссылкой на принятые меры), либо были основания считать, что уведомление воспрепятствует установлению истины по делу о тяжком преступлении.

Обоснованность такой отметки (как и решения по существу вопроса об уведомлении) проверяется начальником органа дознания следственного отделения либо прокурором.

Жалобы и заявления задержанных, адресованные прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, должны быть переданы им немедленно[55].

Жалобы и заявления, адресованные иным лицам и органам, тоже передаются немедленно следователю или лицу, производящему дознание, просматриваются ими и направляются по принадлежности. Жалобы и заявления, содержащие сведения, сообщение которых может помешать установлению истины по уголовному делу, адресату не направляются. Но об этом извещается лицо, подавшее жалобу или заявление, а также уведомляется прокурор. Вопрос о наличии в жалобе или заявлении сведений, сообщение которых может помешать усыновлению истины, решается лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Если в жалобе или заявлении задержанного адресованном в государственные учреждения и общественные организации, содержатся законные просьбы, которые могут быть удовлетворены органом внутренних дел, лицом, производящим дознание или следователем, то они принимают соответствующие меры, не ожидая рассмотрения жалобы или заявления адресатом. К жалобам и заявлениям, направляемым в государственные или общественные организации, могут быть приложены справки об отдельных обстоятельствах дела, в том числе об основаниях и мотивах задержания данного лица по подозрению в совершении преступления.

В соответствии с Федеральными законами №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и №226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором, причем роль руководителя следственного органа резко возросла.

Для того чтобы право на защиту не превратилось в фикцию, необходимо его надлежащее обеспечение, его гарантированность. В Конституции РФ применительно к правам личности используются слова «обеспечиваются» (ст. 18) и «гарантируются» (ст. 17). Следует согласиться с В.С. Шадриным, который отмечает, что поскольку в Конституции РФ смысл и значение обоих терминов одинаковы, то и воспринимать их следует как синонимы. Из этого будем исходить и мы[56].

Обеспечение права на защиту является прежде всего деятельностью государственных органов и должностных лиц, направленной на реализацию права на защиту. Эта деятельность порождает правоотношения по поводу реализации данного права. Участниками рассматриваемых правоотношений являются, с одной стороны, государственные органы и должностные лица, а с другой - лица, наделенные правом на защиту в уголовном процессе[57].

К юридическим средствам обеспечения права на защиту следует отнести ряд нормативных актов. Согласно международно-правовым документам, ратифицированным нашим государством (например, Международному пакту о гражданских и политических правах), государство обязуется обеспечить любому лицу эффективное средство защиты, если признаваемые пактом права и свободы данного лица нарушены. Указанная группа документов имеет преимущественное значение перед нормативными актами, принимаемыми внутри государства. В случае противоречия внутренних нормативных актов означенным международно-правовым документам применяются последние.

Важным юридическим средством обеспечения права на защиту является Конституция РФ (например, ст. ст. 16, 49). Она не просто провозглашает право на защиту, но и акцентирует внимание на его гарантированности. Кроме того, конституционные нормы имеют прямое действие. Так, И.Ф. Демидов отмечает, что недостаточность процессуальных прав делает необходимым непосредственное использование в уголовном процессе лицом, вовлеченным в его орбиту, принадлежащих ему конституционных прав и свобод. Правовые положения этого источника права конкретизированы не только во многих нормах уголовно-процессуального права, но и в некоторых нормах других отраслей права. Им уделяется большое внимание в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ[58].

Важное место в системе обеспечения права на защиту отводится уголовно-процессуальным средствам.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту признается принципом уголовного процесса, который закреплен в ст. 16 УПК РФ. Особая значимость этого принципа объясняется тем, что вопрос о положении обвиняемого в уголовном процессе, об объеме его прав и характере процессуальных гарантий является составной частью вопроса о положении личности в государстве, о человеке, его правах и свободах. Ведь Конституция РФ признает человека высшей ценностью (ст. 2). Кроме того, обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту составляет необходимое условие надлежащего осуществления правосудия.

Итак, российская Конституция установила приоритет прав личности по отношению к интересам государства. Однако необходимо помнить, что без государства эти права не могут быть реализованы. Для уголовного судопроизводства характерны государственно-властные отношения. Довольно широко применяется и уголовно-процессуальное принуждение. В связи с этим не исключены случаи превышения ведущими процесс государственными органами и должностными лицами своих полномочий в отношении других субъектов. Гарантии прав личности особенно необходимы как средства его обеспечения против подобного злоупотребления. Нарушение прав личности в уголовном процессе негативно сказывается и на результатах правосудия, что не согласуется и с интересами отдельной личности, и с интересами общества в целом, и с интересами государства.

Исходя из принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту на органы, осуществляющие уголовное преследование, возлагаются обязанности по обеспечению этого права. Их невыполнение расценивается как существенное нарушение закона. К числу таких обязанных субъектов следует отнести и руководителя следственного органа. Несмотря на то что в уголовном процессе он выполняет обвинительную функцию, будучи наделен властными полномочиями, руководитель следственного органа должен вносить существенный вклад в дело обеспечения права на защиту на досудебных стадиях процесса[59].

Субъективному праву подозреваемого, обвиняемого на защиту всегда соответствуют обязанности государственных органов, ведущих уголовное судопроизводство[60]. Руководитель следственного органа наряду с другими участниками уголовного процесса, наделенными властными полномочиями и предусмотренными ч. 2 ст. 16 УПК РФ, обязан обеспечить подозреваемому, обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану его личных и имущественных прав. Он, осуществляя предварительное следствие по уголовному делу, обязан выявлять по каждому делу, наряду с обличающими подозреваемого и обвиняемого обстоятельствами, оправдывающие и смягчающие их ответственность обстоятельства, причем независимо от того, выявлены ли они защитой. Хотя напрямую эта обязанность не закреплена в законе, как это имело место в УПК РСФСР 1960 г., она вытекает из содержания норм ч. 4 ст. 152 УПК РФ, которая видит цель предварительного расследования в обеспечении его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. В ч. 2 ст. 154 говорится о таких требованиях к предварительному расследованию, как всесторонность и объективность. Но и всесторонность, и объективность, и полнота предварительного расследования возможна лишь при условии поиска как обвинительных, так и оправдательных доказательств[61].

На руководителя следственного органа при осуществлении личного расследования уголовного дела возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому и другим участникам процесса их прав, обязанности, ответственности. Обстоятельное и подробное разъяснение участникам уголовного судопроизводства процессуальных прав является необходимым условием их реализации в ходе предварительного следствия. Ведь воспользоваться можно лишь теми правами, которые известны и понятны. Особенно это относится к обвиняемому, который и так находится под прессом всей системы правоохранительных органов, чьи права достаточно серьезно ограничены уже самим фактом привлечения к уголовной ответственности. Думается, что это актуально и для подозреваемого.

Наибольшее распространение получила такая форма обеспечительной деятельности руководителя следственного органа, как процессуальный контроль за работой следователя при расследовании уголовного дела. Процессуальный контроль, осуществляемый руководителем следственного органа, является важной гарантией защиты прав заинтересованных в исходе дела участников уголовного процесса[62].

Данный вид деятельности руководителя следственного органа предполагает реализацию организационно-распорядительных полномочий. При установлении нарушений уголовно-процессуального законодательства со стороны следователя руководитель следственного органа принимает соответствующие процессуальные решения, которые являются необходимым атрибутом процессуального контроля. По нашему мнению, процессуальный контроль в стадии расследования следует понимать как регламентированную уголовно-процессуальным законом систему процессуальных действий и решений руководителя следственного органа, связанных с проверкой процессуальной деятельности следователей на предмет выполнения задач уголовного судопроизводства на досудебных стадиях производства по уголовному делу[63].

В соответствии с Федеральными законами от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 2 декабря 2008 г. №226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором. Законодатель исключил дублирование участников уголовного процесса друг другом в осуществлении процессуального контроля на предварительном следствии. При этом роль руководителя следственного органа резко возросла.

Думается, что внесенные в УПК РФ изменения будут и в дальнейшем способствовать росту эффективности уголовно-процессуальной деятельности руководителя следственного органа, и в том числе той ее части, которая направлена на обеспечение прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого.

В заключение следует отметить, что деятельность руководителя следственного органа, направленная на обеспечение права подозреваемого, обвиняемого на защиту, - лишь часть общего механизма, направленного на обеспечение права на защиту, который нуждается в дальнейшем исследовании.

2.2.  Актуальные вопросы законодательства, регулирующего правовое положение подозреваемого

 

 

Первая проблема в данной сфере заключается в том, с какого момента появляется подозреваемый в уголовном процессе в случае его задержания по подозрению в совершении преступления (пп.2 п.1 ст. 46 УПК РФ), до возбуждения уголовного дела или после возбуждения уголовного дела. Другая заключается в том, с какого момента лицо считается задержанным: с момента фактического захвата на месте совершения преступления, с момента доставления его в органы милиции и составления протокола о задержании либо с момента водворения его в ИВС[64].

Задержание подозреваемого как процессуальное действие может быть проведено лишь после принятия решения о возбуждении уголовного дела и сбора доказательств, подтверждающих возникшие подозрения против него. Отсюда, идея о задержании подозреваемого не может рассматриваться в качестве повода к возбуждению уголовного дела, как противоречащая п. 2 ст. 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, как ущемляющая права и свободы человека и гражданина, являющиеся, согласно Конституции РФ, высшей ценностью[65].

Полученные в ходе исследования выводы позволяют сделать следующие предложения по совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства[66].

В связи с вышеизложенным необходимо дополнить ст.92 УПК РФ ч.5 следующего содержания: «Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен исчисляться с 1). момента доставления этого лица в орган дознания или к следователю 2). если задержание указанного лица произведено на основании постановления о задержании, вынесенного органами дознания или следователем, то с момента его фактического задержания.

Также предлагается новая редакция п. 11 статьи 5 УПК РФ: «Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором в рамках расследования уголовного дела при наличии указанных к тому в законе оснований и выражающаяся в удержании в специ­ально отведенном для этого помещении (ИВС) в течение не более 48 часов. О произведенном задержании составляется протокол»[67].

Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что предусмотренный ст. 51 Конституции РФ свидетельский иммунитет не способен заменить собой всех «преимуществ» процессуального статуса подозреваемого при допросе. Поэтому недопустимо допрашивать заподозренное лицо в качестве свидетеля по поводу обстоятельств расследуемого события и личного участия в нём допрашиваемого. В УПК РФ же, в силу ограниченности оснований для признания лица подозреваемым, такая возможность по-прежнему сохраняется. Это является дополнительным подтверждением вывода о необходимости закрепления на законодательном уровне возможности приобретения лицом процессуального статуса подозреваемого не с момента задержания, применения меры пресечения или возбуждения в отношении него уголовного дела, а с момента непосредственного вовлечения последнего в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.

Среди недостатков УПК РФ в аспекте допроса подозреваемого выделяется отсутствие указаний на конкретные случаи, когда проведение первого допроса подозреваемого позднее установленных для этого 24 часов не следует считать нарушением требований законодательства и, соответственно, прав подозреваемого (например, при объективной невозможности прибытия в течение этого времени защитника, об участии на допросе которого ходатайствует сам подозреваемый)[68].

В уголовно-процессуальном законе отсутствует регламентация вызова подозреваемого в следственные органы, что в некоторых случаях может явиться непосредственной причиной произвольного применения в отношении него привода или другой меры процессуального принуждения со стороны соответствующего должностного лица. В этой связи необходимо законодательно закрепить порядок вызова на допрос подозреваемого.

В связи с обязательностью разъяснения подозреваемому среди прочих его прав также и положений ст. 51 Конституции можно сделать вывод о необходимости сделать об этом прямое указание непосредственно в ч. 4 ст.46 УПК РФ.

Изучение практики показало слабую эффективность применения ст. 302 УК РФ (предусматривающей уголовную ответственность за принуждение к даче показаний) в качестве дополнительного средства системы обеспечения прав и законных интересов подозреваемого. Это связано, в том числе, и с предельно жёсткими требованиями уголовного закона, предъявляемыми к признакам субъекта данного преступления (ответственности подлежат лишь следователь или дознаватель). Большинство же встречающихся на практике случаев принуждения подозреваемых к даче показаний осуществляется со стороны иных должностных лиц, выполняющих функции оперативно-розыскного сопровождения расследуемого дела. Поэтому представляется целесообразным законодательно расширить круг лиц, способных выступить в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 302 УК РФ[69].

В результате изучения регламентации порядка отказа подозреваемого от защитника (ст. 52 УПК РФ) можно сделать вывод о неспособности обеспечить права подвергаемого уголовному преследованию лица на уровне, который соответствовал бы современной концепции уголовно-процессуального законодательства в вопросах обеспечения прав личности. Это обусловлено, в частности, отсутствием в процедуре такого отказа какого-либо правового механизма, предусматривающего максимальное сокращение возможности вынужденных отказов от защитника на досудебном производстве. В этой связи нужно сделать вывод о том, что институт отказа лица от защитника на досудебном производстве должен регламентироваться на законодательном уровне более подробно (а именно - учитывать выработанные судебной практикой критерии, устанавливающие в качестве обязательного условия для любого отказа от защитника реальную возможность участия последнего в деле, то есть непосредственное присутствие при таком отказе)[70].

Изучение научной литературы, правоприменительной практики и положений УПК РФ, регламентирующих задержание подозреваемого, позволило сделать вывод о принципиально неверном и изначально обречённом на неудачу стремлении законодателя охватить в одном понятии «задержание» совершенно разные по сущности, целям и значению действия, а именно - физическое задержание (захват, поимка) и называемое в научной литературе «процессуальным задержанием» кратковременное заключение лица под стражу без (и до) судебного решения. Введение в официальную терминологию уголовно-процессуального законодательства понятия «фактическое задержание» (п. 15 ст. 5 УПК РФ) привело к ещё более неоднозначному пониманию сущности задержания. В конечном итоге это приводит к грубому ущемлению прав и свобод подозреваемого в деятельности правоохранительных органов по его задержанию. Устранение недостатков существующей регламентации института задержания станет возможным лишь в случае признания законодателем физического задержания лица по подозрению в совершении преступления, со всеми свойственными ему особенностями, полноценным уголовно-процессуальным действием, с одновременным отграничением его от так называемого процессуального задержания. При этом, учитывая силовой, «задерживающий» характер физического задержания, его и называть следует собственно «задержанием». Процессуальное же задержание, исходя из истинного его предназначения, должно именоваться «кратковременным арестом»[71].

В УПК РФ должно быть предусмотрено отдельное процес



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)