Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль искусства в развитии младшего школьника



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Роль искусства в развитии младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ художественной деятельности школьников показывает, что искусство является незаменимым орудием формирования личности; именно благодаря ему младшие школьники могут знакомиться с социально-значимыми идеями и концепциями, утверждаться в своих ценностных ориентациях. Приобщение к искусству дает младшему школьнику возможность прочувствовать и воспроизвести особые, первичные формы творчества, прикоснуться к богатейшим полузабытым пластам общечеловеческой культуры; является хорошей исходной позицией для освоения последующих этапов развития искусства [17, с. 29].

Формированию ценностных ориентаций школьников в искусстве способствует понимание ими того, насколько правильно использованы художником выразительные средства того или иного его вида; взаимосвязь искусства с личностью, ее духовными запросами, эмоциональными предпочтениями и практическим опытом.

Как известно, важным компонентом формирования эстетического отношения к действительности является форма его проявления - побуждение к чувственным переживаниям, осмыслению произведения искусства.

Наиболее же характерной формой побуждения - художественный интерес, ценностная ориентация в области художественной культуры и эстетическая потребность, формы постижения искусства - художественное восприятие, эстетическая оценка и творческая интерпретация.

По мнению ряда авторов (М.Н.Артеменко, М.А.Верб, В.А.Панов и др.), адекватное отношение к искусству оптимизирует ее самостоятельное общение с миром прекрасного.

Известно, что художественное творчество играет большую роль в становлении личности младшего школьника. Развивая всеобщую человеческую способность видеть и постигать прекрасное, оно является одним из способов активизации его образного мышления, воображения и интуиции.

Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывают их творческий потенциал, обостряют чувство прекрасного. Для повышения интереса  младших школьников к художественному творчеству необходимо, на наш взгляд, развивать у них наряду с данными способностями эмоционально-творческое отношение к тому или иному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «я».

Анализ научной литературы показал, что овладение художественными навыками имеет большое практическое значение для дальнейшей трудовой деятельности школьника, так как дает возможность использовать графическую запись и наглядный метод объяснения при передаче своих мыслей, развивает четкость и полноту зрительных представлений, необходимых при конструировании и проектировании, учит более тонко различать цвета и формы [12, с. 49].

Известно, что воспитательное воздействие искусства на личность - двусторонний процесс, представляющий собой активное взаимодействие художественного произведения и личности. Особенностью такого педагогического воздействия на подрастающее поколение является формирование у него эстетического отношения к искусству. Большую роль в формировании художественно-творческого развития школьника играет семья как «микросреда», в которой он получает первые художественные впечатления.

Отмечено, что наибольший интерес к искусству вырабатывается у тех детей, родители которых увлечены или заняты творческой деятельностью. Следует признать, что авторитет семьи, родителей падает с возрастом ребенка.

Вот почему в становлении художественных интересов школьников важная  роль отводится  школе, которая дает им определенный уровень знаний, развивает культуру, удовлетворяет духовные запросы, является основным источником знаний об искусстве. В отличие от семьи школа занимается вопросами формирования художественных интересов детей целенаправленно и систематически.

Основная форма художественно-педагогической работы школы - учебные занятия художественного цикла. Однако с возрастом, как показывают наблюдения, школьники становятся менее зависимыми от информации, получаемой на уроках: их вкусовые предпочтения формируются не только под действием семьи и школы, но и через систему средств массовой информации.

Вот почему эстетическое воспитание младших школьников необходимо строить с учетом особенностей психологии их возраста, приобщать их к искусству, формируя творческий потенциал.

Кроме того, художественное творчество, как известно, развивает у школьников гибкость и продуктивность мышления, дает возможность увидеть их природные задатки к тому или иному виду деятельности, создает условия для их реализации. Являясь деятельностью практически духовной, оно предполагает обязательное наличие специфических исполнительских навыков. Как известно, всякий художественно-творческий процесс предусматривает овладение предметной средой определенными средствами. Вот почему необходимость формирования интереса подростков к художественному творчеству продиктована тем, что плодотворное их приобщение к искусству возможно только на основе подлинной их осведомленности в области художественной культуры. Приобщение детей младшего школьного возраста к изобразительно-творческой деятельности является непременной стороной воспитательного процесса.

Известно, что практика приобщения к изобразительной деятельности опирается на традиционное народное творчество, в котором синтезированы все виды изобразительного искусства. При таком подходе воспитание приобретает универсальный характер, становится доступным и эффективным

средством развития младшего школьника, раскрывает его творческие способности, формирует художественные умения и навыки. Особенностью художественно-изобразительной деятельности является, на наш взгляд, ее творческий характер, спонтанность фрагментов урока, импровизация учителя и учеников. Все это способствует развитию творческих способностей детей в каждой ситуации, в которой актуализируются воображение, сочинительство, наблюдательность. Придумывая, воображая, фантазируя, они делают открытия, раскрывая для себя безграничный мир искусства.

 

 



2019-12-29 264 Обсуждений (0)
Роль искусства в развитии младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль искусства в развитии младшего школьника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)