Характеристика конкурентной среды. Анализ конкурентоспособности
Рынок оказывает огромное влияние на конкурентоспособность. Предприятие может быть конкурентоспособно на определенном рынке и абсолютно не выдерживать конкуренции на другом рынке. Необходимо рассмотреть какие предприятия. Конкурентами ОАО «Молочный комбинат» на молочном рынке г. Ч и Вологодской области являются (табл.2.7). Таблица 2.7
Основными конкурентами ОАО «Молочный комбинат» на рынке молочных продуктов города Ч являются ПК «Вологодский молкомбинат», ПК «Шекснинский маслозавод», ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА», ОАО «Устюгмолоко». Рассмотрим подробнее основные характеристики их деятельности. Вологодский молочный комбинат Вологодский Данные о полученной компанией выручке за период 2001-2005 г.г. приведены в таблице 2.8. Таблица 2.8 Выручка от реализации
Сведения об объемах выпуска продукции приведены в таблице 2.9. Таблица 2.9 Объем молочной продукции, выпускаемой ПК «Вологодский молочный комбинат»
География рынков сбыта Вологодского молочного комбината представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10 География рынков сбыта ПК «Вологодский молочный комбинат», %
Комбинат жидкая продукция фасуется в упаковки Tetra-pak. Маркетинговая политика Вологодского молочного комбината направлена на поддержание стабильно высокого качества, разработку удобной упаковки для продукции и продвижение на рынок бренда «Продукт из Вологды». Предприятие планирует ввод линии по производству стерилизованного молока. Для реализации этого проекта стоимостью $1 млн. ведется поиск стратегического инвестора. ЗАО ПТК «Северное молоко» Закрытое рьбу за право приобрести контрольный пакет акций предприятия вели «ВБД», компании «Данон» и «Нутритек». После длительной и жесткой борьбы контрольный пакет акций перешел к компании «Нутритек». По данным исследовательского агентства ACNielsen, "Нутритек" контролирует 1 % рынка детского питания в 18 крупнейших городах России. деятельности) составил около 100 млн долл. США. Производство молочной продукции в ЗАО «Северное молоко» осуществлялось следующими темпами (табл. 2.11): Таблица 2.11 Производство молочной продукции в ЗАО «Северное молоко»
Мощность завода рассчитана на переработку 380т молока в сутки, однако в 2005г. перерабатывал только 132т (в 2001 – 171,5т/сутки). Сведения о загрузке производственных мощностей приведены в таблице 2.12. Таблица 2.12 Загрузка производственных мощностей ЗАО «Северное молоко»
Из вышеприведенной таблицы следует, что лучше всего используется оборудование по производству сухих молочных продуктов, хотя и это оборудование в 2003-2005 гг. приведены в таблице 2.13. Таблица 2.13 Объем производства молочной продукции
Специалисты и потребители отмечают высокое качество продукции компании, которое достигается за счет использования качественного сырья, соблюдения всех санитарно-. Опираясь на новейшие рекомендации ученых, специалисты фирмы внедрили технологию изготовления молока, сметаны, кефира, и других продуктов с добавлением йодоказеина. Эта высокоэффективная биологическая добавка Шекснинский маслозавод – это небольшое производство в пос.Шексна. Характеристика объемов выпуска молочной продукции приведена в таблице 2.14. Таблица 2.14 Характеристика объемов выпуска молочной продукции
Предприятие вырабатывает небольшой ассортимент – молоко, кефир, сметану, творог и масло. Недавно стали выпускать сливки и йогурт. в тетра-пак, сметаны и творога в полистирольные стаканы. ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА» Государственное унитарное предприятие учебно-опытный молочный завод ВГМХА им. Н.В.Верещагина перерабатывает 20-23 тыс. тонн молока в год, как городской, так и вологодской продукции. Сведения о выпуске молочной продукции на Учебно-опытном заводе ВГМХА, расположенном в п. Молочное, приведены в таблице 2.15. Таблица 2.15 Сведения о выпуске молочной продукции на Учебно-опытном заводе ВГМХА
В 2005 готовилось экономическое обоснование проекта строительства нового производства на базе ГУП «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА». н выпуск изделий из творога. ОАО «Сухонский молочный комбинат» ОАО "Сухонский молочный комбинат" (г.Сокол) является уникальным предприятием по выпуску молочных консервов Северо-Западного региона. Данные о работе Сухонского молочного комбината приведены в таблице 2.16. Таблица 2.16 Данные о работе Сухонского молочного комбината
Предприятие прочно занимает рыночную нишу производства молочных консервов 15 видов молочных консервов. Другие предприятия – конкуренты ОАО «Молочный комбинат». Кроме крупных комбинатов, на рынке г. Ч продают молочные продукты бывшие подсобные хозяйства: ОАО «Северсталь» (ООО «Октябрьское»), из В.Устюга и Новгорода, но их доля на рынке небольшая (в пределах 4-5%). Также на рынке молочных продуктов г. Ч присутствует продукция московских, петербургских комбинатов: «Чудо-Молоко», «Домик в деревне», «Милая Мила» и др. Несмотря на агрессивную рекламу, спрос на эту продукцию– инвест – менеджмент», занимающейся разработкой бизнес – планов и оценкой финансового состояния, по пятибалльной системе, где 0 - отсутствует, 1 – очень низкий уровень, 2- неудовлетворительно, 3- удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично (табл.2.17). Таблица 2.17 Экспертная оценка потенциала конкурентов на рынке молочных продуктов города Ч по пятибалльной шкале
Из таблицы 2.17 мы видим, что наибольшую оценку получил ПК «Вологодский ствующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Возможные факторы риска и их последствия для ОАО «Молочный комбинат» представлены в таблице 2.18. Таблица 2.18 Возможные факторы риска и их последствия для ОАО «Молочный комбинат»
В настоящее время ОАО «Молочный комбинат» занимает одну из лидирующих позиций на рынке города Ч, но следует отметить следующие недостатки: - очень большая сезонность производства (В течение года поставки сырья очень неравномерны, так например, ОАО «Молочный комбинат», в 2005 году закупило наибольшее количество молока в июле (4 728 т), а наименьшее – в ноябре (1795 т), амплитуда колебания составила 2 933 тонны, это объясняется сезонностью в сельскохозяйственном производстве); - не отслеживается уровень конкурентных цен на рынке, - снижение товарооборота с крупными клиентами, - недостатки в работе с продвижения товара, - не оптимальное использование автотранспорта (рост коммерческих расходов за 2005 год составил 92,6%, в структуре затрат удельный вес коммерческих расходов составляет 6,9%), - недостаточный уровень квалификации персонала ввиду частой смены менеджеров, что объясняется низкой заработной платой. Поэтому перед фирмой стоит ряд неотложных задач: потенциальные возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны фирмы, это можно сделать с помощью матрица SWOT – анализа (табл. 2.19). Таблица 2.19 Используя метод SWOT-анализа выявили следующее:
Таким образом, необходимо разработать такую стратегию, при которой: - была возможность - максимально использовать перспективы, соответствующие возможностям фирмы, - обеспечить защиту от внешних угроз. План маркетинга Основная цель общества – выпуск широкого ассортимента молочной с помощью маркетинговой политики, т.е. тактических мероприятий. Маркетинговая политика должна охватывать все аспекты маркетинговой деятельности, следовательно она включает: 1. маркетинговые исследования; 2. товарную; 3. ценовую; 4. коммуникационную; 5. товарораспределительную политику. Товарная политика Судьба предприятия, работающего в современных рыночных условиях, определяется, в первую очередь продуктом, который оно производит. В центре В условиях рыночных отношений предпосылкой для правильной оценки потребительской стоимости товара является знание его рынка. Товарная политика- сфера деятельности фирмы по принятию решений в области товарного ассортимента. ОАО «Молочный комбинат» выпускает обширную гамму полезной и качественной молочной продукции – молоко, кисломолочную продукцию, сметану, творог, творожные изделия с различной массовой долей жира, плавленые сыры, масло, мороженое, йогурты и сухие продукты. Причем, ассортиментный Структура товарной продукции представлена в таблице 2.20. Таблица 2.20 Структура товарной продукции ОАО «Молочный комбинат» в 2005 году
Основными видами цельномолочной продукции ОАО «Молочный комбинат» являются: Молоко – самый популярный молочный продукт. ОАО «Молочный комбинат» выпускает молоко коровье пастеризованное нормализованное "Российское" 2,5% и 3,2% жирности. Ряженка - традиционный славянский продукт, получаемый путем Йогурт - уникальный молочный продукт, обладающий лечебными свойствами. Благодаря содержанию йогуртовых микроорганизмов, этот продукт способствует лучшему усвоению лактозы и минералов, сокращению холестерина в крови. Жирность 2,5%. В последнее время комбинат значительно расширил ассортимент вырабатываемой продукции. Освоен выпуск новых продуктов, таких как творожные кремы серии «Чародейка», кефир «Здоровье», новые виды йогуртов и мороженого. Большое внимание уделяется организации выпуска пробиотических продуктов, содержащих бифидобактерии, болгарскую и ацидофильную палочки, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, активизируют работу кишечника, защищая организм от патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. На Комбинате освоен выпуск ряда продуктов с оздоравливающими свойствами, таких как «Бифидок», «Биопростокваша», «Биосметана». Причем, низким содержанием жиров, небольшой энергоемкостью и повышенным содержанием витаминов - это не только модно, но и действительно полезно. Что касается потребления сыров, то следует отметить, что этот сегмент рынка имеет большую потенциальную емкость. В настоящее время жители развитых стран по уровню потребления сыра превосходят жителей России в десятки раз. Это не удивительно, ведь культура потребления сыра в России еще только зарождается. На протяжении многих лет россиянам были известны лишь твердые и плавленые сыры, а такие сорта как сыр с плесенью и различными добавками (орехи, ветчина, грибы и др.) считались экзотикой. Сейчас ситуация меняется - даже самый требовательный покупатель может найти себе сыр по вкусу. В настоящее время ОАО "Молочный комбинат" выпускает следующие виды, получит дальнейшее развитие сектор экзотических сыров. Показательно и то, что о производстве сыров задумались компании, которые раньше занимались только молоком, кефиром и йогуртом. Например, компания «ВБД» уже рассматривает этот сегмент рынка в качестве одного из стратегических направлений развития. Западные фирмы также заинтересованы в освоении новых российских рыночных ниш. Комбинат выпускает масло «Крестьянское» 72% жирности весовое, фасованное в фольгу и пергамент по 200 гр., масло « Вологодское» 82% жирности фасованное в фольгу по 200 гр., в керамические горшочки по 600 гр., в деревянные бочата по 500 гр., а так же масло «Шоколадное» весовое и фасованное в фольгу по 200 гр. На основании вышеизложенного можно рекомендовать комбинату сосредоточить усилия на увеличении производства рентабельных (цельномолочная и кисломолочная продукция), а также перспективных с точки зрения тенденций рынка (нежирные творожки и сыры) видов продукции. Ценовая политика Предметом главной заботы промышленных предприятий, желающих сохранить Цены и ценообразование на товарных рынках являются одним из наиболее существенных элементов маркетингового комплекса. Любой производитель устанавливает цену на свой товар и использует ее как средство достижения своих целей и как один из элементов своей конкурентной - формирование ценовой стратегии, отражающей цели и интересы товаропроизводителя; - цена выступает не только как способ увеличения прибыли, но и как эффективное средство конкурентной борьбы за рынки сбыта; - цена рассматривается в качестве фактора прогнозирования объемов производства и реализации продукции; - формирование ценовой стратегии, отражающей цели и интересы товаропроизводителя; - цена выступает не На образование цены также оказывает покупательный спрос на продукцию, его устойчивость, платежеспособность потребителя, инфляция. Факторы, влияющие на цену продукции, представлены на рис.2.6.
Рис. 2.6 Факторы, влияющие на цену продукции При планировании производственной деятельности политика цен рассматривается как решающий инструмент маркетинга, а, уровень цен считается надежным индикатором функционирования предприятия. Ценовая стратегия предприятия может базироваться: - на издержках; - на спросе; - на конкуренции. При ориентации на стратегию, основанную на издержках, цены, и с учетом цен конкурентов. Розничная цена для собственной торговли устанавливается от оптовой цены с наценкой, позволяющей покрывать расходы на содержание собственной торговой сети. Маркетинговые исследования, проведенные работниками отдела сбыта, а также Таблица 2.21 Анализ цен на кисломолочные продукты в ОАО «Молочный комбинат» и конкурентов
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года. Первым этапом анализа себестоимости продукции является анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции. Анализ себестоимости по элементам затрат позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Для этого воспользуемся таблицей 2.21. Таблица 2.21 Динамика и структура затрат на производство продукции
Данные таблицы 2.22 свидетельствуют, что абсолютная сумма затрат в 2004 году возрастает. Общая сумма затрат (Зобщ) может изменятся из-за: объема выпуска В связи с увеличением выпуска продукции на 5109,92 сумма затрат возросла на 393,71 тыс. руб. (6448,34-6054,63) За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат также возросла на 673,87 тыс. руб. (7122,21-6448,34) Из-за гается использовать следующие этапы методики расчета цены: 2. Постановка задач ценообразования; - Определение спроса; - Оценка издержек (расчет себестоимости); - Анализ цен конкурентов; - Выбор метода ценообразования; Установление тары и упаковки, увеличение рентабельности не прогнозируется. Таблица 2.30 Ожидаемый прирост цен в 2006-2007 г. на молочную продукцию
Отпускные цены на сухие продукты будут колебаться в зависимости от времени года, максимальный рост ожидается в периоды январь – февраль, сентябрь – декабрь, а с марта по август цены будут снижаться. В 2007 году максимальный спад цен прогнозируется в июле, августе. наибольшей прибыли, при наименьших затратах.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |