ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИЗНАНИЯ И ПРИВЕДЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В РФ
В 1967 году признанный классик советской юридический науки Л. А. Лунц писал: «Вопросы исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, стоящие в центре проблем международного гражданского процесса, разрешены, как мы полагаем, в действующем внутригосударственном законодательстве и в заключённых Советским Союзом международных договорах именно так и в тех пределах, как этого требует практика».[9] К сожалению, сегодняшнее состояние регулирования вопросов признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов в России не позволяет сделать аналогичных выводов. В российском законодательстве в настоящее время имеются серьезные проблемы, решение которых ожидалось с принятием в 2002-2003 годах новых арбитражного процессуального и гражданского процессуального кодексов. Однако, после вступления этих кодексов в силу стало ясно, что ряд важных вопросов так и остались незатронутыми российским законодательством. Более того, за относительно непродолжительный период действия Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. и Гражданского процессуального кодекса России 2003 г. успело накопиться большое количество проблем, связанных с применением норм о признании и исполнении иностранных решений. Данное утверждение будет справедливым и в отношении применения положений международных договоров о правовой помощи, участницей которых является Россия. Судебная практика в рассматриваемой сфере, не имея под собой достаточного количества необходимых теоретических исследований, является противоречивой. Зачастую по идентичным вопросам судами одной ветви выносятся постановления, противоположные по содержанию, что не способствует достижению целей, стоящих перед обществом и государством. Возникает вопрос о том, какие же особенности механизма для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в России являются неопределенными.[10] С некоторыми странами уже урегулированы вопросы оповещения: и при содействии посольств, и самих судов, и компетентных государственных органов (Министерство юстиции, Министерство иностранных дел). В некоторых случаях арбитражной практики заявителю предоставляется право самостоятельного уведомления стороны по делу на территории иностранного государства, и после такого уведомления рассматривается заявление. Некоторые решения поступают в арбитражный суд без перевода на государственный язык. Этим обусловлены дополнительные проблемы. Некоторые заявители не желают ждать и сами осуществляют официальный перевод. В таких случаях решение или определение выносится в более сжатые сроки. Еще одна возникающая проблема, с которой сталкиваются при рассмотрении таких заявлений, это наличие вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации, в которых содержатся выводы, противоречащие иностранному решению. Таких случаев немного, но они есть, и по этим вопросам практика складывается не всегда единообразно. Возникающие такого рода проблемы, решаются зачастую с помощью Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Безусловно, это способствует принятию справедливых, законных решений, которые влияют на авторитет судебной власти Российской Федерации и имеют международный резонанс. До недавнего времени, определенная практическая сложность заключалась в том, что в законодательстве России относительно признания и исполнения Учитывая, что в России существуют суды общей юрисдикции и арбитражные суды, закономерна постановка вопроса о том, какой же суд является компетентным для подачи указанных ходатайств. В России признаются иностранные арбитражные решения, вынесенные на основе применения норм иностранного права, о чем свидетельствует содержание ст. 28 Закона РФ от 07.07.1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Однако возможность признания и принудительного исполнения в России таких иностранных арбитражных решений ставится в прямую зависимость от их соответствия не нормам российского права, регулирующим сходные общественные отношения, а публичному порядку России. Критерий соответствия публичному порядку России вынесенных иностранными арбитражами решений на основе применения норм иностранного (не российского) права установлен Законом РФ от 07.07.1993 г. как одно из оснований для признания и приведения в исполнение такого решения на территории России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительной чертой современного мира является развитие двух основных направлений. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, обусловленная развитием экономических связей между государствами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. С другой стороны, осуществляется сближение и взаимодействие на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, которые направлены на создание относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Это обусловливает увеличение числа гражданско-правовых договоров, которые заключаются между организациями различных стран. Причем возрастает не только количество таких внешнеэкономических договоров, но происходит и их диверсификация, не говоря уже о том, что резко увеличился круг субъектов, заключающих внешнеэкономические договоры. В ходе исполнения таких внешнеэкономических договоров не всегда, но зачастую возникают споры между сторонами. Главным образом это связано с тем, что международный рынок сегодня имеет открытый характер, и урегулирование взаимоотношений по сделке во многом зависит от воли сторон, в ней участвующих. И даже в случае разрешения возникшего спора судом в пользу той или иной стороны возникает очень важный вопрос: каким образом, в соответствии с какой процедурой и в какие сроки возможно исполнить вынесенное решение, и возможно ли это вообще на территории государства-контрагента. В этих условиях важное значение приобретает проблема исполнения иностранных судебных решений. Как уже неоднократно отмечалось в данной работе, признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, по общему принципу международного права, на территории иного государства производится в соответствии с международными договорами и национальным законодательством страны исполнения. В случае отсутствия международного соглашения, регулирующего данные взаимоотношения, признание и исполнение производится на основе взаимности. Развитие экономических отношений привело к заключению многосторонних и двусторонних конвенций об исполнении иностранных судебных решений. К многосторонним конвенциям, регулирующим признание и исполнение судебных решений, относятся прежде всего соглашения, заключенные между государствами с близкими правовыми системами. Также в этой области действуют рассмотренные в ходе работы Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже и другие конвенции и международные соглашения. Также важно отметить, что в настоящее время отсутствуют нормы международного права, которые бы обязывали Российскую Федерацию исполнять или признавать иностранные судебные и арбитражные решения при условии взаимности. Изучая в ходе работы законодательство России по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов, мы пришли к выводу, что на данном этапе развития международных отношений и нашего общества можно выявить наличие теоретических и практических проблем, связанных с применением законодательства и международных договоров. В первую очередь необходимо сказать о том, что развитие международного и правового сотрудничества, стремление России воспринять европейские ценности и стандарты требуют совершенствования законодательства и деятельности правоприменительных органов в данной области. Также необходимо четкое определение позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросу о правомерности, в рамках действующего допущения исполнения иностранных судебных решений при отсутствии с государством, суд которого вынес решение, международного договора, прямо предусматривающего такое признание и исполнение. Нельзя не сказать о том, что подход обеих ветвей власти – арбитражных судов и судов общей юрисдикции – к имеющему общее значение принципиальному вопросу об определении круга, подлежащих признанию и исполнению иностранных судебных решений, затрагивающему в известной мере суверенитет Российского государства, должен быть единым. Таким образом, все вышеупомянутые вопросы и ряд других проблем, рассмотренные в данной работе являются весьма важными на современном этапе развития российского законодательства и их решение не нужно откладывать. На сегодняшний день для Российской Федерации особенно остро стоят задачи ускорения экономического развития страны, повышения благосостояния граждан. Данные задачи не могут быть достигнуты без привлечения дополнительных инвестиций в экономику, без ускорения интеграционных процессов с другими странами, что, в свою очередь, вряд ли достижимо без тесного сотрудничества государств в сфере юстиции, одним из важнейших элементов которого является признание иностранных судебных актов. Невозможно не согласиться с тем, что мировые события демонстрируют одну простую тенденцию: правосудие становится международным делом, в котором все страны призваны сотрудничать и участвовать в целях достижения общей задачи.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |