Ученые о личностно ориентированном обучении.
И.С. Якиманская рассматривает ЛОО с психологических позиций и уделяет главное внимание формированию положительной «Я концепции», т. е. умение ученика видеть в себе положительные качества и развивать их. По ее мнению, обучать можно всему и любого, но учиться должен каждый сам, чтобы стать образованным человеком. Ш. А. Амонашвили: «Вера учителя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение через постижение объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды». Д. Г. Левитес считает, что ЛОО предоставляет каждому ученику, опираясь на его интересы, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. ЛОО обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Г. К. Селевко считает одной из важных идей ЛОО – формирование положительной «Я концепции»: · видеть в ученике уникальную личность; · создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы); · исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки); · предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его). По его мнению, учение без принуждения осуществляется через: · требовательность, основанную на доверии; · учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием; · замена принуждения желанием, рожденным от успеха; · ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; · применение косвенных требований через коллектив.
Урок, ориентированный на школьника: · знания детей являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения; · запросы и знания ученика уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности учителя; · учитель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей детей; · обучение создает продукт деятельности. Учебный план, ориентированный на ученика это схема всего, что происходит в классе: оформление среды (интерьер, центры, распорядок дня), учебные материалы (отбор, хранение, доступ), содержание (предметы для одного дня).
Основные особенности ЛО урока: · «приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами; · организация сотрудничества учителя и учеников; · доброжелательность в общении, взаимоуважение; · открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников; · взаимность обратной связи без боязни самовыражения; · содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; · приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность деятельности ученика в противовес контролирующей функции; · взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов». (Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока // Завуч. – 2006. – №2. – С.28.) Якиманская И. С., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 65-72. Материалы к ЛО уроку При подготовке урока необходимо: · конкретизация общей цели на отдельных этапах урока; · подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность школьников по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение; · разные формы организации учебной деятельности; · продуктивная деятельность учащихся; · использование разных форм общения; · использование субъектного опыта детей; · коррекция работы; · обобщение полученных знаний и умений; · внимание к процессу, а не только к результату. Проведение ЛО урока предполагает: · использование разнообразных форм и методов обучения; · создание атмосферы заинтересованности; · поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы; · создание условий для выбора содержания и деятельности; · создание условий для делового общения; · подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось); · анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность; · давать рекомендации по выполнению домашней работы. Основные особенности ЛО урока: · дидактический материал и его разнообразие по содержанию и виду; · продумывание возможности самоуправления детей; · не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы; · обмен мнениями, оценками; · активная работа с учебным материалом; · создание ситуаций успеха; · поиск альтернативных путей овладения информацией; · использование субъектного опыта детей; · создание проблемных, трудных ситуаций; · чередование видов и форм работы.
Критерии анализа ЛО урока: · создание положительных эмоций в начале урока; · сообщение не только темы, но и организационных форм; · гибкая организация учебной деятельности школьников; · стимулирование учеников к выбору различных способов учения; · использование разнообразного дидактического материала; · активизация субъектного опыта детей; · организация общения детей; · анализ ответов учащихся; · работа с классом, направленная на привлечение всех детей к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном. Отрывки из статьи М. Поташника От «педагогических шмонов» к диагностике // Народное образование. – 1997. –№1. –С.60-65 «Истины ради напомним, что никогда в истории школы советского периода не было никаких директивных документов, обязывающих или запрещающих проверять поурочные планы. Эта практика рождалась на местах и превращалась в элемент местной управленческой традиции. Так оно осталось и сейчас»(С.61). «… никаких, даже общих требований к форме, объему, структуре, содержанию (поурочного) плана быть не может, ибо это индивидуальный творческий документ учителя». (С.62) «Любой учитель, если он хочет стать профессионалом, должен понять, что обучение – это всегда управление. Управление процессом усвоения знаний и умений, действиями ребят на уроке. А управление невозможно без планирования». (С.62).
С.В. Буланов
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |