Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ученые о личностно ориентированном обучении.



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Ученые о личностно ориентированном обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок




И.С. Якиманская рассматривает ЛОО с психологических позиций и уделяет главное внимание формированию положительной «Я концепции», т. е. умение ученика видеть в себе положительные качества и развивать их. По ее мнению, обучать можно всему и любого, но учиться должен каждый сам, чтобы стать образованным человеком.

Ш. А. Амонашвили: «Вера учителя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение через постижение объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды».

Д. Г. Левитес считает, что ЛОО предоставляет каждому ученику, опираясь на его интересы, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. ЛОО обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Г. К. Селевко считает одной из важных идей ЛОО – формирование положительной «Я концепции»:

· видеть в ученике уникальную личность;

· создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы);

· исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);

· предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).

По его мнению, учение без принуждения осуществляется через:

· требовательность, основанную на доверии;

· учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;

· замена принуждения желанием, рожденным от успеха;

· ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

· применение косвенных требований через коллектив.

 

Урок, ориентированный на школьника:

· знания детей являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения;

· запросы и знания ученика уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности учителя;

· учитель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей детей;

· обучение создает продукт деятельности.

Учебный план, ориентированный на ученика это схема всего, что происходит в классе: оформление среды (интерьер, центры, распорядок дня), учебные материалы (отбор, хранение, доступ), содержание (предметы для одного дня).

 

Основные особенности ЛО урока:

· «приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;

· организация сотрудничества учителя и учеников;

· доброжелательность в общении, взаимоуважение;

· открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;

· взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

· содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

· приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность деятельности ученика в противовес контролирующей функции;

· взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов». (Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока // Завуч. – 2006. – №2. – С.28.)

Якиманская И. С., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 65-72.

Материалы к ЛО уроку

При подготовке урока необходимо:

· конкретизация общей цели на отдельных этапах урока;

· подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность школьников по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;

· разные формы организации учебной деятельности;

· продуктивная деятельность учащихся;

· использование разных форм общения;

· использование субъектного опыта детей;

· коррекция работы;

· обобщение полученных знаний и умений;

· внимание к процессу, а не только к результату.

Проведение ЛО урока предполагает:

· использование разнообразных форм и методов обучения;

· создание атмосферы заинтересованности;

· поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы;

· создание условий для выбора содержания и деятельности;

· создание условий для делового общения;

· подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);

· анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;

· давать рекомендации по выполнению домашней работы.

Основные особенности ЛО урока:

· дидактический материал и его разнообразие по содержанию и виду;

· продумывание возможности самоуправления детей;

· не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы;

· обмен мнениями, оценками;

· активная работа с учебным материалом;

· создание ситуаций успеха;

· поиск альтернативных путей овладения информацией;

· использование субъектного опыта детей;

· создание проблемных, трудных ситуаций;

· чередование видов и форм работы.

 

Критерии анализа ЛО урока:

· создание положительных эмоций в начале урока;

· сообщение не только темы, но и организационных форм;

· гибкая организация учебной деятельности школьников;

· стимулирование учеников к выбору различных способов учения;

· использование разнообразного дидактического материала;

· активизация субъектного опыта детей;

· организация общения детей;

· анализ ответов учащихся;

· работа с классом, направленная на привлечение всех детей к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.

Отрывки из статьи М. Поташника От «педагогических шмонов» к диагностике // Народное образование. – 1997. –№1. –С.60-65

«Истины ради напомним, что никогда в истории школы советского периода не было никаких директивных документов, обязывающих или запрещающих проверять поурочные планы. Эта практика рождалась на местах и превращалась в элемент местной управленческой традиции. Так оно осталось и сейчас»(С.61).

«… никаких, даже общих требований к форме, объему, структуре, содержанию (поурочного) плана быть не может, ибо это индивидуальный творческий документ учителя». (С.62)

       «Любой учитель, если он хочет стать профессионалом, должен понять, что обучение – это всегда управление. Управление процессом усвоения знаний и умений, действиями ребят на уроке. А управление невозможно без планирования». (С.62).

 

С.В. Буланов

 



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Ученые о личностно ориентированном обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ученые о личностно ориентированном обучении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)