Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязь обучения ФК и развития личности



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Взаимосвязь обучения ФК и развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

1. воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

2. сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

3. всесторонняя физическая подготовка студентов;

4. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

5. воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом [14; 9, с.299].

Физическая культура (ФК), рассматриваемая как базовая часть общечеловеческой культуры, обладает огромным потенциалом в формировании всесторонне развитой личности. Если не ограничивать потенциал ФК только спортом или иными формами двигательной активности, а, напротив, расширить его до формата "антропологической эстетики", формирования имиджа современного человека, постижения игрового характера современной культуры вообще, то учет этого нового содержания при построении учебного предмета ФК в вузе явно не окажется лишним.

Вместе с тем, в практике работы вузов это содержание реализуется крайне слабо. В частности, система ценностей ФК остается для большинства студентов на абстрактном, нейтральном в отношении конкретной личности уровне. Внешние (как правило, силовые или динамические) нормативы, мало ориентированные на возможности конкретного учащегося, технологизация и отчужденность личностного начала на занятиях ФК, негативный, как правило, опыт школьной физкультуры и другое – этот ряд дезориентирующих и демотивирующих факторов. При этом следует учесть, что на столь неблагоприятном социокультурном фоне частичные инновации, сосредоточенные на одном или некоторых элементах учебного процесса (задачах, учебных схемах построения занятий, методике обучения и др.), не дают ожидаемого эффекта. Здесь важно отметить, что только комплексные образовательные инновации являются значимыми в отношении как исследовательских, так и сугубо прагматических задач [3, с. 2-8].

Обновление ФК как учебного предмета должно быть осуществлено по всему спектру направлений: в телеологии, в онтологии ФК и методике обучения, а учебный процесс освоения ФК должен быть рассмотрен как система в единстве целевых, содержательных и процессуально-методических аспектов. Данный подход должен составить концепцию разработки и реализации соответствующего курса обучения, в котором культурологическое обоснование будет органично соединено с психолого-педагогической парадигмой и учебно-методическими деталями реализации. Рассмотрим только самые крупные вопросы: анализ сложившихся форм и тенденций развития ФК, цели освоения ФК, содержание и организацию учебной деятельности.

Намечаемое исследование нацелено на рассмотрение ФК как синкретически сложившейся, ситуативно функционирующей, нестабильной, но все же целостной системы нормирования человеческой телесности. В сравнении с другой культурой в ряду ее особенностей могут быть названы: минимальная рефлексивность и осознанность, слабая представленность в понятийном строе, предельная операциональность в ущерб целостности и общекультурному значению. Достаточно различимыми в отечественной физической культуре являются также черты российского менталитета, соединяющие опыт многовекового игнорирования телесности и пуританскую мораль, военно-техническую нацеленность и идеологичность. Стремительное освоение в конце ХХ века нашими соотечественниками различных физкультурных парадигм (западной – «в здоровом теле здоровый дух», восточной – «дух правит телом» и др.), формирование спортивных идеалов, во многом осуществляемые государственной идеологией – вовсе не прояснили ситуации. Удивительным образом соседствующими оказались, по сути, противостоящие друг другу по ФК основе аэробика и каратэ, бег трусцой и ушу, гимнастика Мюллера и медитативные формы утренней зарядки и др. В целом подобную ситуацию можно охарактеризовать как неустоявшуюся, переходную, знаменующую индивидуально и общественно ведущийся интенсивный поиск ориентиров культурно приемлемой телесности. Перебор вариантов бодибилдинга, бесконечные пробы похудения и коррекции фигуры, прогрессирующая профессионализация спорта, доминирование внешних форм физической крепости над здоровым образом жизни – таковы феномены динамичной картины этого культурного нормотворчества. Соответственно ФК, будучи представлена в систематическом образовании, может и должна обрести значение нормы, средства и результата. В связи с этим представляется важной характеристика основных тенденций развития физической культуры [13].

Результаты социологических исследований показывают, что в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии ФК. Динамика ценностных ориентаций значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы возрос интерес к социальным аспектам здоровья и здорового образа жизни, которые напрямую связаны с развитием ФК. Большинство исследователей сходятся на том, что повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью.

Наряду с этим возрастающая ценность человеческой индивидуальности, расширение ориентаций на самореализацию личности сопровождаются активностью "работы над собой", в том числе и физическим самосовершенствованием. Широкое развитие нетрадиционных форм и средств ФК служит ответом на новые потребности, вызванные меняющейся социокультурной ситуацией. Отмеченные тенденции обусловливают необходимость и возможность гуманистических преобразований в сфере образования по ФК.

Гуманистическое обновление образования предполагает учет трех источников целеполагания: социум, учащийся и учитель. На разных этапах развертывания процесса физического воспитания удельный вес этих факторов-источников меняется. В самом общем виде можно предположить, что при развитии студента идет восхождение от общей социальной установки "делать нечто как все" к индивидуально своеобразной цели "делать нечто для себя". В этом контексте допустимо, что школа призвана культивировать нечто инвариантное, сущностно-родовое, дающее лишь самый общий импульс к индивидуальному саморазвитию, тогда как в ВУЗе становящейся личности важно получить опыт индивидуального саморазвития. ФК должна быть органично вписана в структуру профессионализации и личностного развития, а для этого следует вернуть ей изначально присущий статус всеобщности и целостности. Не тезис "тренировки сначала, а лишь затем результат", а анализ того, "в какой мере мне нужен результат, а затем подбор адекватной формы для развития своей ФК" должен стать императивом современного преподавания ФК.

Вместе с тем формирование культуры личности не отменяет социальной ориентации образования по ФК. Дело в том, что не только ФК развивает человека, но и человек – необходимое условие ее развития. Субъектная интерпретация различных явлений культуры, открытие в них общечеловеческого значения и наделение их смыслом и есть основная форма существования культурных феноменов. Их социальная актуальность исчисляется длительностью продолжающихся интерпретаций в качестве культурных артефактов.

Ориентация педагогического процесса на формирование ФК личности существенно меняет его содержательные и процессуально-методические характеристики. Традиционный нормативный подход, содержательно ограниченный регулярным тренажем, включающим проектирование только двигательной деятельности, противоречит вышеуказанной ориентации и не соответствует ведущему типу деятельности, свойственному студенческому периоду. С точки зрения Н.Н. Визитей, "нельзя чисто внешним образом задать человеку оптимальную норму двигательной активности. Данный подход не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно ФК"[5, с. 211]. Внешнее не становится внутренним, субъективным и принятым даже в случае его повторения. Механистический способ освоения любой новой формы деятельности, как показал опыт педагогики и психологии образования XIX-XX веков, не дает не только аксиологического результата – присвоения ценностей осваиваемой деятельности, но и прагматического – овладения операционально-технической ее стороной (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). При этом целостное развитие человека в процессе физкультурной деятельности не есть простой акт гуманности, это необходимое условие ее эффективности. Человек, осознающий свою двигательную деятельность, работает "на культуру" и одновременно в существенно ином психофизиологическом режиме, нежели просто повторяя двигательные программы, намеченные для него преподавателем или тренером. Двигательная активность, одинаковая по объему и интенсивности, является разной для индивидов, личностно воспринимающих ее по-разному.

Развитие социально-психологического статуса учебной группы в ходе освоения ФК представляется еще одним важным направлением инноваций. В частности, процессуально-методический аспект образования в условиях гуманистической ориентации предполагает определение стержневого понятия, вокруг которого концентрируется внутрипредметный и межпредметный материал, органически связанный с процессами саморазвития. Для ФК, например, таким понятием является "игра". Понятно, что игровой характер должен быть признан не просто "эффективным" или "одним из многих", а доминирующим при освоении ФК.

В спортивных играх учащихся традиционно обучают техническим приемам владения мячом, и только после определенного набора двигательных умений им предоставляют возможность играть. При этом специалистам знакома ситуация, когда студенты, знакомясь с той или иной игрой, хотят играть, а не отрабатывать отдельные технические приемы. И это естественно, поскольку суть спорти­­­­вных игр, как следует из анализа культурного контекста их возникновения, -­­­­­­­­­­ это игра. Подача материала от целого к части предполагает такую организацию учебного процесса, при которой игра является и формой, и содержанием с первого и до последнего занятия. Учебные задачи должны включать тактические игровые задания, упрощенные по правилам и техническим действиям, с целью формирования игрового мышления. Крайне важно развернуть игру как игру, а не как бесконечные ряды технических или тактических приемов. Только тогда студент увлекается ею, поскольку за отдельными игровыми действиями видит культурное целое. При этом чисто технические приемы отрабатываются по ходу выполнения игровых действий, а также отдельными упражнениями, т.е. традиционно, но это уже на фоне мотивированной деятельности, с пониманием смысла происходящего, в контексте задачи сравнения, соотнесения, проекции.

Сопоставление в процессе обучения задач игрового и технического характера может быть представлено следующим образом. Решение игровых, моделирующих задач формирует ориентировочную часть действия, а овладение техническим приемом служит сигналом для включения нового действия в игровую ситуацию, тогда технический прием становится исполнением в структуре игры. Учебный процесс, ориентированный на формирование игрового мышления, позволяет продлить физкультурную деятельность за рамки занятий. Игра может стать предметом обсуждения и дискуссий студентов, причем не только спортивно-технического, но и культурологического характера, что позволяет формировать способность понимать и вместе переживать игру, желание смотреть игры ведущих мастеров, восхищаться спортивным мастерством [2, с. 135].

Инновационное преобразование существующего репродуктивного типа организации учебной деятельности студентов в курсе освоения ФК предполагает изменение способа традиционного взаимодействия преподавателя и студента по многим аспектам, например, через замену оценочных суждений преподавателя последовательной психологической поддержкой студента на каждом шагу освоения ФК, через последовательное использование возможностей совместной продуктивной деятельности и др. Студенческая группа здесь уже должна рассматриваться не как "совокупность индивидов с различными показателями силы и выносливости", а как целостная культурная общность с присущими ей внутренними законами становления и развития[5, с. 240].

Таким образом, предложенная система образования ФК может считаться построенной в том случае, если предметность "хорошо" структурирована (развернута в систему) и раскрывается через восхождение от абстрактного к конкретному (по В.В. Давыдову); если на каждом шаге учебной деятельности обеспечена полная ориентировка учащихся в развертываемом содержании, причем не только в текущих, но и в перспективных моментах становления физкультурной деятельности; если каждое действие в ходе своего становления проходит необходимые материализованные, речевые и знаково-символические формы; если педагогическая обстановка вокруг освоения ФК (система контроля, оценки и методические изыски) является деликатной в отношении души и развивающей в отношении разума [5, с. 210].

Нельзя исключить из спектра учитываемых при построении новой системы освоения ФК обстоятельств и характера профессионализации студентов. Речь, конечно, не идет о том, чтобы студент-физик в каждом анализируемом движении искал биофизические основы, а студент-психолог все время занимался интроспекцией. Но включение профессиональных основополагающих понятий "жесткость конструкции", "динамические показатели вращения" и другие у физиков, а также "повторение без повторения", "структура становящегося действия" и другие у психологов становились естественными этапами приобщения оформленных областей физики и психологии для решения даже еще недостаточно определенно поставленных задач освоения ФК. Разумеется, это существенно повышает требования к профессиональному и педагогическому мастерству, эрудиции и деликатности преподавателей ФК [11].

 



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Взаимосвязь обучения ФК и развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязь обучения ФК и развития личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)