3. Методические приложения к Заданию
· Методология инженерного моделирования СМК (по публикациям в журнале «Методы менеджмента качества» №№ 6,7,8,9,10,11 за 2008 год)
3.1.Проведение улучшений …………………………………………………………...................................21
Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией помимо менеджмента качества включает в себя также и другие аспекты менеджмента.
Следующие восемь принципов менеджмента качества были определены, для того чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:
I. Ориентация на потребителя
Организация зависит от своих потребителей и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
II. Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направление деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
III. Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
IV. Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
V. Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
VI. Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует расмматривать как неизменную цель.\
VII. Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения должны основываться на анализе данных и информации.
VIII. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
№ пункта
| Положение СМК
| Содержание
|
2.1
| Обоснование необходимости СМК
| СМК могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей. Внедрение СМК побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей и также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. СМК может быть основой для постоянного улучшения с целью повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение СМК обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию полностью соответствующую требованиям.
|
2.2
| Требования к СМК и требования к продукции
| Необходимо различать требования к СМК и требования к продукции
| Требования к СМК являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики
|
Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований технических регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев также к связанным с ней процессам, могут быть установлены в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.
|
2.3
| Подход к разработке и внедрению СМК
| Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких ступеней:
| Определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон
|
Разработка Политики и Целей в области качества
|
Определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества
|
Определение ресурсов, необходимых для достижения целей в области качества, и обеспечение ими
|
Разработка методов для измерений результативности и эффективности каждого процесса
|
Применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса
|
Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранение их причин
|
Разработка и применение процесса постоянного улучшения СМК
|
2.4
| Процессный подход
| Любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Систематическое определение и менеджмент процессов, применяемых организацией, и особенно взаимодействия этих процессов могут рассматриваться как «процессный подход». СМК включает в себя взаимодействующие подсистемы: «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции», «Измерения, анализ, улучшение». Внешней средой для СМК являются потребители и другие заинтересованные стороны. СМК функционирует на основе деятельности, добавляющей ценность, и потоков информации. Заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей иожиданий.
|
2.5
| Политика и цели в области качества (ПОК и ЦОК)
| ПОК и ЦОК устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией необходимых ресурсов для достижения этих результатов. ПОК обеспечивает основу для разработки и анализа ЦОК. ЦОК должны быть согласованы с ПОК и стремлением к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение ЦОК может оказывать положительное воздействие на качество продукции, результативность работы и финансовые показатели, и, как следствие, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон.
|
2.6
| Роль высшего руководства в (ВР) СМК
| С помощью лидерства и реальных действий ВР может создать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе СМК. Принципы МК могут использоваться ВР как основа для выполнения своей роли при
| разработке и поддержании ПОК и ЦОК
|
популяризации ПОК и ЦОК во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала
|
ориентации всего персонала на требования потребителя
|
при внедрении соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать ЦОК
|
разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной СМК для достижения поставленных ЦОК
|
обеспечении необходимыми ресурсами
|
проведении периодического анализа СМК
|
принятии решений в отношении ПОК и ЦОК
|
принятии решений по мерам улучшений СМК
|
2.7
| Документация
|
|
|
2.7.1
| Значение документации
| Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий и способствует:
| достижения соответствия требованиям потребителя и улучшению качества
|
обеспечению соответствующей подготовки кадров
|
повторяемости и прослеживаемости
|
обеспечению объективных свидетельств
|
оцениванию результативности и постоянной пригодности СМК
|
Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность для ее пользователей.
|
2.7.2
| Виды документов, применяемых в СМК
| В СМК применяют следующие виды документов
| документы, содержащие согласованную информацию о СМК организации, предназначенную как для внутреннего, так и для внешнего пользования (к таким документам относится «Руководство по качеству»)
|
документы, описывающие как СМК применяется к конкретной продукции, проекту, контракту (к таким документам относится «Планы качества»)
|
документы, устанавливающие требования (к таким документам относится «Спецификации»))
|
документы, содержащие рекомендации и предложения (к таким документам относится «Методики»))
|
документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполняются действия и процессы (такие документы могут включать в себя «Документированные процедуры», «Рабочие инструкции», «Чертежи»)
|
документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов (к таким документам относится «Записи»)
|
Каждая организация определяет объем документации и ее носители. Это зависит от таких факторов как
| вид и размер организации
|
сложность и взаимодействие процессов
|
сложность продукции
|
требования потребителей и соответствующие обязательные требования
|
продемонстрированные способности персонала
|
степени, до которой необходимо подтверждать выполнение требований к СМК
|
2.8
| Оценивание СМК
|
|
|
2.8.1
| Оценивание процессов сМК
| В процессе оценивания СМК должны быть получены ответы на следующие основные вопросы в отношении каждого оцениваемого процесса
| Выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
|
Распределена ли ответственность?
|
Внедрены ли и поддеоживаются в рабочем состоянии процедры?
|
Обеспечивает ли процесс достижение требуемых результатов?
|
Оценивание СМК может различаться по области применения и включать в себя такие виды деятельности как
| аудит (проверку)
|
анализ СМК
|
самооценку
|
2.8.2
| Аудит (проверка) СМК
| Аудиты применяют для определения степени выполнения требований, предъявляемых к СМК Наблюдения аудитов используются для оценивания результативности СМК и определения возможностей для ее улучшения. Аудиты различаю по целям, назначению и исполняющей стороне
| Первой стороной, самой организацией, или от ее имени, для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соответствии
|
Второй стороной, могут проводиться как потребителями организации, так и другими лицами от имени потребителей
|
Третьей стороной, осуществляемые внешними независимыми организациями, как правило, имеющими аккредитацию и проводящими сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям (например, ИСО 9001)
|
2.8.3
| Анализ СМК
| Проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, результативности и эффективности СМК с учетом ПОК и ЦОК является одной из важных задач ВР. Анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации ПОК и ЦОК в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также определение необходимых действий. При анализе СМК наряду с другими источниками информации следует использовать отчеты по проведенным аудитам.
|
2.8.4
| Самооценка
| Самооценка организации представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности и результатов в сравнении с СМК или моделью совершенства. Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и уровне развития СМК, а также помогает определить области , нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.
|
2.9
| Постоянное улучшение
| Целью постоянного улучшения СМК является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон (ПиДЗС). Действия по улучшению включают в себя
| анализ и оценку существующего положения для определения областей для улучшения
|
установление целей улучшения
|
поиск возможных решений для достижения целей
|
оценивание и выбор решений
|
выполнение выбранных решений
|
измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для определения того достигнуты ли цели
|
оформление изменений
|
Результаты анализируют с целью определения дальнейших возможностей для улучшения
|
Улучшение является постоянным действием.
|
Для определения возможностей улучшений могут также использоваться
| Обратная связь с ПиДЗС
|
Аудиты
|
Анализы СМК
|
2.10
| Роль статистических методов (СМ)
| Применение СМ помогает измерять, описывать, анализировать, интерпретировать и моделировать изменчивость в ходе и результатах деятельности, в измеряемых характеристиках продукции и процессов, на различных стадиях жизненного цикла продукции. Статистический анализ данных (в т.ч. ограниченных) может помочь понять природу, масштаб и причины изменчивости, способствуя решению и даже предупреждению проблем, которые могут быть результатом такой изменчивости, а также постоянному улучшению. (см. ИСО/ТО 10017)
|
2.11
| Направленность СМК и других систем менеджмента
| СМК является частью системы менеджмента организации (СМО), которая направлена на достижение результатов в соответствие с ЦОК для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований ПиДЗС. ЦОК дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, охраной окружающей среды, а также с условиями труда и безопасностью персонала. Различные части СМО могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему менеджмента организации (ИСМО/ЕСМО), использующую общие элементы. Создание ИСМО может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей результативности организации. СМО может быть оценена на соответствие требованиям организации, а также проверена на соответствие требований ИСО 9001/ИСО 14001 путем совместных/отдельных аудитов.
|
2.12
| Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства (МС)
| Подходы к внедрению и поддержанию СМК и МС основаны на общих принципах:
| дают возможность выявить организации сильные и слабые стороны
|
содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями
|
обеспечивают основу для постоянного улучшения
|
включают в себя способы внешнего признания
|
Различия между СМК и МС заключается в областях применения
| ИСО 9000 устанавливает требования к СМК и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание СМК устанавливает выполнение этих требований
|
МС содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и которые применимы ко всем видам деятельности и ко всем ЗС. Критерии, применяемые в МС, обеспечивают организации основу для сравнения своей деятельности с деятельностью других организаций.
|