Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская модель демократизации. Проблемы демократических преобразований в России.



2019-12-29 589 Обсуждений (0)
Российская модель демократизации. Проблемы демократических преобразований в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс демократизации в России существенным образом от­личается от «классических» моделей. Своеобразие российского опыта демократизации состоит в том, что Россия не относится к категории традиционных обществ. В советское время страна превратилась в индустриальную державу с относительно высоким уровнем урбанизации и образованности населения. В российском обществе сформировался своеобразный средний класс, ядро которого составляла научно-техническая интеллигенция и специалисты, заинтересованные в свободной реализации своего интеллектуального потенциала. В позднесоветский период широкие слои населения, в основном, ориентировались на жизненные стандарты западного «общества потребления». Все это создавало уникальность конкретно-исторических сочетаний продвижения российского общества на пути к демократии.

Одной из распространенных моделей российской демокра­тизации является модель А.Ю. Мельвиля. Она основывается на ряде условий, влияющих на процесс демократизации.

1. Внешняя международная среда (геополитические, военно-стратегические, экономические, политические, культурно-идео­логические факторы). Включает в себя факторы, проявив­шиеся в 1980-е гг. и повлиявшие на реформаторские тенденции в СССР. Они были не решающими, но благоприятными для будущего развития демократии.

2. Государствообразующие факторы (единая территория, единое государство, чувство национальной идентичности). Для современной России по-прежнему является трудно­разрешимой задача обеспечения национального единства, которая должна решаться до начала демократиза­ции. Следовательно, данный фактор осложнил процесс демо­кратизации в России и во многом обусловил его отличие от пе­реходных процессов в других странах.

3. Общий социально-экономический уровень развития и модернизации, степень «современности» общества. Российская демократизация осуществляется в ус­ловиях невысокого уровня экономического развития, длительного отсутствия элементов рыночной экономики, что негативным образом повлияло на развитие трансформационных про­цессов. Поэтому влияние данного фактора является неблагоприятным.

4. Социально-классовые процессы и условия (степень социальной дифференциации и развития, взаимоотношения между классами и социальными группами). В России не было необходимой для демократии социальной базы, т.к. отсутствовал средний класс, существовала высокая дифференциация доходов между богатыми и бедными, не было консенсуса между основными социальными группами. Поэтому влияние этого фактора также следу­ет признать неблагоприятным.

5. Социокультурные и ценностные факторы, доминирующие в обществе культурно-политические ценности и ориентации. Для России не было характерным массовое распрост­ранение ценностей и ориентаций, характерных для граждан­ской политической культуры. Демократический пафос начала 1990-х гг. быстро сменился апатией. Серьезным препятствием для демократизации остается пассивность населения, связанная с разочарованием во власти. В целом действие данных факторов в большей степени является отрицательным, чем положительным.

6. Политические факторы и процессы (взаимодействия партий, общественно-политических движений и организованных групп с новыми политическими институтами и процедурами, выбор ими политических стратегий и тактик). Формирование новых правил игры, воспринимаемых основными политическими факторами, является необходимым условием демократизации. Данный уровень факторов предполагает также взаимообусловленность политических и экономических преобразо­ваний. Административный способ осуществления политических и экономических реформ отрицательно повлиял на процесс демократизации, что привело к расколу между властью и обществом.

7. Индивидуальные, личностные политико-психологические факторы (конкретные решения и действия ключевых политических факторов. Наряду с широким распространением авторитарных тенденций в массовом сознании сохраняются авторитарные настроения и у важнейших политических субъектов, что в целом делает зависимым российское общество от конкретного политического руководителя.[18]

Современные исследователи единодушны в том, что демократия жизненно необходима России, потому что она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным фактором развития становится человек. Только демократия обеспечивает максимально возможную свободу обмена идеями и распространения информации, без которых невозможно осуществить переход к информационному обществу XXI века; содействует развитию гражданского общества и самостоятельных политических партий, способных контролировать власть, удерживая ее от изоляции и застоя; может реализовать принцип разделения и взаимного контроля властей, который является наиболее эффективным средством против бюрократической деградации государства.

С. Хантингтон считает, что препятствия для демократизации стран можно подразделить на три широкие категории: политические, культурные и экономические. В качестве одного из потенциально значимых политических препятствий он выделяет недостаток опыта демократического правления, что проявляется в отсутствии приверженности демократическим ценностям политических лидеров. Сущность культурных препятствий лежит в отличие великих мировых культурно-исторических традиций по отношению к свойственным им воззрениям, ценностям, верованиям и соответствующим поведенческим образцам, благоприятствующих развитию демократии. Глубоко антидемократическая культура препятствует распространению демократических норм в обществе, отрицает легитимность демократических институтов и тем самым способна сильно затруднить их построение и эффективное функционирование или вовсе не допустить его. В числе главных экономических препятствий демократического развития американский политолог называет бедность, поэтому будущее демократии он связывает с развитой экономикой. То, что мешает экономическому развитию, является препятствием и для распространения демократии. «Большинство бедных обществ останутся недемократическими до тех пор, пока будут оставаться бедными», - заключает американский ученый.

Все эти препятствия имеют место в России. Демократизации в России препятствовал экономический кризис, резко ухудшивший жизнь людей, систематические задержки денежных выплат населению, растущая коррупция государственного аппарата, рост преступности, неприятие демократических ценностей, которые на первый план выдвигали проблемы индивидуальной адаптации к сложившимся условиям, а не политическое участие. В качестве одной из важнейших проблем российской демократизации Г.Дилигенский называет дефицит демократического политического лидерства, связанный с отсутствием у российских политиков умения, навыков и воли к устойчивой политической самоорганизации, что привело к решающей роли не оправдавшего себя харизматического лидера, несостоятельность харизмы которого стала одной из причин дискредитации демократии в общественном сознании. [19]

Для постсоциалистических стран, в том числе для России, существует особенная проблема: введение рыночной экономики и демократии одновременно, причем реформа экономического устройства общества должна проводиться путем принятия политических решений. Такая задача - учреждение класса предпринимателей - не стояла ни в одном из прежних переходов к демократии. Как показывает демократическая практика, именно рынок способствует развитию демократии, а не демократия – появлению рынка. Развитое рыночное общество только до определенной степени делает конкурентную демократию эффективным способом внутригосударственного согласования интересов и достижения социального мира. Клаус Оффе данную дилемму формулирует так: «правовая и представительная политическая система станет адекватной и воспроизводящей легитимность только тогда, когда уже достигнута определенная ступень автономного экономического развития». Проблема усугубляется тем, что политическая культура авторитарного эгалитаризма, разделяемая большинством граждан этих стран, не предполагает ни рыночную экономику, ни демократию в качестве целей реформ.

Рыночную экономику, возникающую в постсоциалистических странах, немецкий политолог называет «политическим капитализмом», который насаждается реформаторской элитой, в отличие от западного образца, движущим мотивом которого становится заинтересованность всего общества в эффективном экономическом механизме. В условиях трудностей с социальным обеспечением реформы могут не получить демократическую легитимацию.

Возникает противоречие: рыночная экономика устанавливается в условиях, предшествующих демократии, так как поощрение ее развития происходит путем ограничения демократических прав. Только развитая рыночная экономика порождает социально-структурные предпосылки для стабильной демократии и содействует достижению общественного согласия. Однако, введение такой системы является политическим проектом, который может рассчитывать на успех только при условии демократической легитимности. Если ни демократия, ни рынок не будут желаемыми для большинства населения, то, по выражению К. Оффе, «мы имеем дело с «ящиком Пандоры», полным парадоксов, перед которыми капитулирует любая «теория» перехода». Чтобы демократическое развитие стало реальностью, граждане должно иметь достаточный запас терпения и оптимизма, так как они вынуждены быстро приспосабливаться к новому положению и весьма продолжительное время дожидаться позитивных результатов реформ.

России, как и другим постсоциалистическим странам, не следует слепо копировать западные модели. Оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения реалистичной государственной политики в целях формирования демократического общества. Составными элементами этой политики могли бы быть:

- отмена всех решений о приватизации, принятых с нарушением законодательства, установление разумных пропорций между государственной, коллективной и частной собственностью, обеспечение преимуществ отечественным производителям всех форм собственности, принятие мер экстренного государственного регулирования там, где это необходимо, поддержка крестьянства как важнейшей опоры государства;

- формирование подлинно демократических правовых и институциональных основ народовластия, принятие новой Конституции, оптимально определяющей полномочия всех ветвей власти, развитие всеобщего и последовательного демократического учета и контроля;

- поддержка не только производственных, но и любых других форм самоорганизации граждан, содействие росту солидарности работников производственной и социокультурной сферы, возрождение реально действующих профсоюзов;

- изменение характера важнейших государственных институтов: правительства, армии, полиции, резкое сокращение государственно-бюрократического аппарата, ликвидация всех привилегий и льгот чиновничеству, устранение двоевластия в исполнительных структурах;

- реальное закрепление за регионами их прав в качестве субъектов федерации при жестком обеспечении единства действий общефедеральных и региональных законов;

- восстановление взаимовыгодных связей между республиками, входящими в СНГ, с последующим поэтапным воссозданием союзного государства на добровольной основе;

- разработка новой скоординированной военной и внешнеполитической доктрины.

Эти и ряд других направлений модернизации способны содействовать продвижению России к подлинной демократии, правовому государству, гражданскому обществу.[20]

Россия располагает необходимыми ресурсами для поступательного движения к демократии. Это, прежде всего люди, наделенные здравым смыслом, природной сметкой, трудолюбием, редким терпением. Это еще сохранившиеся современные производства, способные конкурировать на современном рынке. Это богатейшие природные ресурсы. Это славные трудовые и героические традиции предшествующих поколений, дух предков, устоявших перед всеми ударами судьбы.

Только успешное проведение политических и экономических реформ и не столько сверху, а сколько снизу, может послужить стимулом политического подъема, дальнейшего развития демократии в стране.

 


[1] Политология (основной курс): учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – с. 228-230.

[2] Политология (основной курс): учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – с. 230-231.

[3] Политология / Под общ. ред. С.Н. Смоленского, Д.Е. Погорелого, П.Ю. Фесенко, К.В. Филиппова. – М.: ЭКСМО, 2008. – с. 85.

[4] Политология: Учебное пособие / О.З. Муштук. – М.: Маркет ДС, 2006. – с. 137.

[5] Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – с. 202-203.

[6] Политология. Учебник для вузов / В.В. Ильин. – 3-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. –          с. 234-235.

[7] Политология. Учебное пособие для вузов / А.А. Радугин. – М.: Издательство ЦЕНТР, 2997. – с. 93-96.

[8] Основы политологии: Учебник для вузов / В.А. Мальцев. – М.: НТРК РСПП, 1998. – с. 246-247.

[9] Основы политологии: Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов на Дону: «Феникс», 1996. – с. 173-174.

[10] Политология. Учебник для вузов / В.В. Ильин. – 3-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. –          с. 240-243.

[11] Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумов. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2005. – с. 25-26.

[12] Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – с. 67-68.

[13] Политология: Конспект лекций / Э.А. Пронин. – М.: МИЭМП, 2005. – с. 56-58.

[14] Введение в политологию: Учебное пособие / А.М. Фролова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2004. – с. 76,77.

[15] Политология: Учебник / Г.Н. Смирнов, Е.Л. Петренко, В.Г. Сироткин, А.В. Бурсов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – с. 215-217.

[16] Политология: Учебник / Г.Н. Смирнов, Е.Л. Петренко, В.Г. Сироткин, А.В. Бурсов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – с. 218.

 

[17] Политология / Под общ. ред. С.Н. Смоленского, Д.Е. Погорелого, П.Ю. Фесенко, К.В. Филиппова. – М.: ЭКСМО, 2008. – с. 83.

[18] Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1997. – с.150-153.

[19] Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – с. 247-250.

[20] Основы политологии: Учебник для вузов / В.А. Мальцев. – М.: НТРК РСПП, 1998. – с. 256-258.



2019-12-29 589 Обсуждений (0)
Российская модель демократизации. Проблемы демократических преобразований в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская модель демократизации. Проблемы демократических преобразований в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)