Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная поддержка венчурного капитала в РФ



2019-12-29 479 Обсуждений (0)
Государственная поддержка венчурного капитала в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Опыт развитых стран показывает, что успех развития венчурного предпринимательства в значительной степени зависит от отношения государства к этой сфере предпринимательства.

Как это ни странно, ни в одной стране (за исключением Венгрии и Индии, где действует специальный закон о венчурной деятельности, предусматривающий лицензирование венчурных фондов и управляющих компаний и строгое регулирование их деятельности.) нет специальных законов, регулирующих рисковые инвестиции. Нет таких законов и в России, и по ряду мнений для развития в России венчурного финансирования не нужен отдельный закон, надо лишь доработать старые, проведя при этом либерализацию российского делового, налогового и таможенного законодательства в целом.

Признается, что специфическое российское законодательство, регулирующее венчурный бизнес, слабее, чем, например, в Израиле, Финляндии или США. Но, тем не менее, оно достаточно для прямых инвестиций. В связи с чем, все поправки, которые могут потребоваться, можно внести в уже действующие документы: Налоговый кодекс, Федеральный закон "Об акционерных обществах".

Необходимо отметить, что попытки разработки законопроекта, регулирующего венчурную деятельность, предпринимались, но, поскольку законопроектом предполагалось введение лицензирование этого вида деятельности, а также создание других регулирующих механизмов, не нашли поддержки в Госдуме, так как предлагаемые нормы стали бы дополнительной преградой для венчурных инвестиций. Это, по моему мнению, абсолютно верное утверждение. Я считаю, что в «тройке» - венчурный фонд, управляющая компания и источник инновации (венчурное предприятие) - государство не должно иметь права осуществлять регулирование и устанавливать правила игры. Это условие диктует международный опыт. Компетенции государства должны ограничиваться разработкой либеральной и справедливой правовой базы. В большинстве стран, в которых существуют венчурные системы, все происходит именно так. Может быть, именно поэтому после принятия закона о венчурной деятельности в Венгрии был создан всего один венчурный фонд.

В связи с этим, на мой взгляд, можно также предположить, что если какой-то акт, регламентирующий деятельность венчурных фондов со стороны государства (что-нибудь типа регистрации, лицензирования, отчетности и т.п.) все же будет принят в нашей стране, то вероятнее всего, бизнес-сообщество попросту будет его игнорировать и создавать структуры, более комфортные для осуществления такой деятельности, но вне пределов государственных посягательств.

Я считаю, что на данный момент, наибольшее значение имеет создание правовой основы для венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями. Опыт таких стран, как США, Финляндия и Ирландия, показывает, что изменения в законодательстве, разрешающие пенсионным фондам инвестировать в венчурный капитал, позволили за несколько лет существенно увеличить предложение венчурного капитала.

Необходимо также реформирование бухгалтерской системы и системы налогообложения предприятий. Система налогообложения компаний в России еще довольно молода, но по-прежнему основывается на многих процедурах советского периода, не отвечающих требованиям рыночной экономики. Налогообложение должно стимулировать компании получать прибыль и, что особенно важно, показывать прибыль, являющуюся для инвесторов основным показателем результативности их работы. Что же касается бухгалтерской системы, то она в России в большинстве случаев устарела, слишком забюрократизирована, не отвечает потребностям динамичной деловой жизни, ориентирована лишь на фискальные цели, а не на помощь менеджменту компании - ведение такого бухгалтерского учета создает дополнительные сложности. Отчеты, основанные на российской системе учета, не очень полезны для инвесторов или владельцев предприятия. Бухгалтерский отчет включает в себя некоторые нормативы или стандартные цены, которые совершенно не отражают реальные затраты. Возможность отражать реальные деловые затраты очень ограничена

Правовое регулирование бухучета, в определённой мере необходимо для того, чтобы финансовое положение предприятия верно отражалось в данных бухучета, а также чтобы предприятие могло относить на себестоимость продукции затраты на научно – технические исследования.

Государству стоит обратить внимание и на улучшение корпоративных законов. Для привлечения иностранных или местных внешних инвесторов с целью финансирования бизнеса требуется также разрешить ряд небольших юридических и практических вопросов, таких, как например, как:

- Защита прав акционеров, не имеющих контрольного пакета акций. Сегодня в России защита прав акционеров, имеющих менее 25% акций, очень слаба, что ограничивает возможности инвесторов на небольшие вклады в малые компании. Это невыгодно для обеих сторон.

 - Договорные обязательства акционеров. Договорные обязательства акционеров должны иметь в России более надежную правовую защиту. Если все акционеры единодушны в каком-либо вопросе, это должно приниматься как закон. Договоренность между акционерами можно использовать для укрепления защиты прав акционеров, не имеющих контрольного пакета, путем предоставления им больших возможностей при решении вопросов управления реальным бизнесом.

Что касается регистрация и разрешения, то зачастую российские официальные процедуры основаны на множестве громоздких и неясных регистрационных и разрешительных действий, длительных и дорогостоящих. Существуют органы, которые ввели свои собственные процедуры для частных инвесторов, такие как Центробанк, Государственная Регистрационная Палата, Министерство по Антимонопольный политике, Федеральная Комиссия по ценным бумагам, в которых цепочка согласований и регистраций порой длится до 5-6 месяцев. Такая ситуация часто ведет к разрыву сделки. По крайне мере для малых компаний и их инвесторов эти процедуры должны быть упрощены.

 

 

Государство может оказывать прямую и косвенную поддержку венчурного предпринимательства (рис. № 3.1.).


 

Рис. 3.1.Меры государственной поддержки венчурного предпринимательства

 

К возможным формам прямой поддержки государством венчурного предпринимательства относят:

1. Прямые инвестиции, предоставляемые венчурным инновационным предприятиям. Такое инвестирование может осуществляться, в частности, посредством приобретения акций как непосредственно венчурных предприятий, так и фирм - инвесторов венчурного капита ла. Государство, вкладывая средства в развитие венчурного бизнеса, преследует, как правило, иные цели, чем частные инвесторы. Основными целями финансирования из бюджета является, как подтверждается практикой, создание новых рабочих мест, освоение новых важных для развития национальной экономики технологий, а также создание новых предприятий. Доходность бизнеса становится вторичной, зависимой целью. Для венчурных компаний привлекательным в государственном финансировании является то, что эти вложения недороги и не ориентированы на получение значительных прибылей. Тем не менее, эти средства могут оказаться полезными для инвестирования в компании на ранней стадии развития.

В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов возможно использование схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемой, в частности, посредством создания специального фонда. Этот фонд мог бы быть образован на паритетных началах за счет равных по сумме средств, с одной стороны, бюджетных, а с другой - банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.

2. Предоставление государственных кредиторов либо непосредственно венчурным предприятиям, либо фирмам - инвесторам венчурного капитала. Представляет интерес введенная в 1954 г. в Нидерландах программа кредитов для технических разработок, обеспечивающих доступ венчурного капитала для инновационных компаний и проектов. В частности, эта программа предусматривает предоставление субординированных кредитов со сроком погашения в 10 лет.

3. Предоставление связанного кредита, по которому предприниматель выплачивает проценты, если проект оказался успешным, и возмещает только часть суммы кредита, если проект не удался. Кредиторы (таковыми, например, в Республике Корея являются корпорации, созданные при государственной поддержке) и предприниматель согласовывают размер процента и возмещения при оценке риска и ожидаемого дохода от проекта.

4. Лизинг.

5. Предоставление грантов венчурным предприятиям, реализующим высокотехнологичные проекты. Чрезвычайно важным является оказание такой поддержки на первом, начальном, этапе реализации венчурного проекта. Как показывает практика, предоставление грантов оправдано на операционные расходы, на оценку проекта, на прямую поддержку управления венчурным предприятием.

К мерам косвенной поддержки государством венчурного инвестирования можно было бы отнести:

1. Предоставление государственных гарантий венчурного инвестирования, т.е. гарантий венчурному инвестору покрытия части венчурных инвестиций, вносимых им в высокотехнологичные венчурные проекты. Так, в Нидерландах в рамках правительственного постановления о кредитных гарантиях для малого и среднего бизнеса разработана специальная программа предоставления долгосрочных банковских гарантий для инновационных компаний второго этапа роста под государственные гарантии.

2. Налоговые стимулы, в частности предоставление инвестиционных налоговых кредитов венчурным предприятиям, снижение налоговых ставок на прирост капитала и на инвестиции от пенсионных фондов, как это предусмотрено в США, на Тайване и в Канаде [38.С.23]. В современных экономических условиях применение инструментов налогового стимулирования должно быть ориентировано на минимизацию дополнительной нагрузки на федеральный бюджет и носить компенсационный характер.

3. Льготы по таможенным пошлинам, которые следует распространить, в частности, на импорт венчурными предприятиями оборудования и комплектующих изделий.

4. Недопущение двойного налогообложения венчурного капитала и доходов от него.

Одним из первых шагов государства по стимулированию венчурной индустрии должно стать, на мой взгляд, развитие рынка "выходов из компаний". Дело в том, что возможности "выхода из компании" очень важны, так как рано или поздно венчурный фонд должен продать свои акции. Фондовые биржи являются самым подходящим местом для этой операции. Российскому правительству следует создавать условия для поддержания фондовых бирж в стране.

Очень актуальна также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы, развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным фирмам и инвесторам находить друг друга. Это могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде венчурных капиталистов. Сюда же можно отнести проекты по созданию сетей «Бизнес - ангелов». В Великобритании, например, предусматривается развитие служб информации о деловых агентах (неформальными инвесторами) оценивается в 30-40 млрд дол. в год, т.е. в 8-10 раз больше пула венчурного капитала .

Также государство могло бы принять участие в организации и финансировании мероприятий по подготовке соответствующих кадров. Имеется ввиду содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес - школах, а также университетах. Так как на сегодняшний день в стране наблюдается дефицит профессионалов в данной сфере экономических отношений, то данная мера позволила бы увеличить грамотность при выборе инвестиционных проектов, подлежащих финансированию;

Конечно, нельзя упускать из виду и тот факт, что в настоящее время уже воплощается в жизнь ряд проектов, направленных на развитие венчурного финансирования. Среди них отмечают, например, работу государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, возглавляемого И.М. Бортником. Этот фонд предоставляет финансовую поддержку малым инновационным фирмам на возвратной основе. В 1998-1999 гг. данный фонд провел программу по развитию консультационных услуг для малых инновационных предприятий[38].
Наряду с ним был образован Российский фонд технологического развития (РФНТ).
      По распоряжению Правительства РФ от 10 марта 2000 г. создан первый "фонд фондов" - Венчурный инновационный фонд (ВИФ), задача которого - помочь создать региональные / отраслевые фонды с российским и / или западным капиталом. Некоторые средства выделяют Министерство науки и технологий и Министерство образования на развитие инновационной деятельности. Минобразования РФ достаточно активно поддерживает предпринимательскую деятельность в вузовской среде.

Также правительство РФ в целях повышения инновационного и технологического потенциала России, совершенствования внебюджетного финансирования науки, развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, предпринимает следующие шаги:

· Создало межведомственную Рабочую группу по развитию венчурного инвестирования в России, которая дислоцируется на базе Министерства науки и технологий.

· Разрабатывает Концепцию развития венчурного инвестирования в научно-технической и инновационной сферах и План срочных мер по ее реализации.

· Готовит Постановление <О развитии в Российской Федерации системы венчурного инвестирования>.

Некоторых успехов во внедрении механизма венчурных инвестиций в РФ удалось добиться путём сотрудничества, например, Миннауки, Российского фонда технологического развития и Инновационного Агенства. Совместно они организовали открытый конкурс инновационных научно-технических проектов по тематике «Новая технология – конкретному промышленному предприятию», финансируемый из средств Российского фонда технологического развития.

В настоящее время в России также реализуется несколько проектов, инициируют и финансируют которые, помимо государства, зарубежные благотворительные фонды, поддерживающие развитие предпринимательства в России. Например, Британский Совет сейчас воплощает в жизнь программы, способствующие преодолению разрыва между наукоемкими проектами и венчурными инвестициями.

Таким образом, создание венчурных сетей на основе эффективного партнерства малых, крупных предприятий, финансовых институтов и государства – важная задача развития экономики нашей страны. Федеральное правительство и региональные административные органы в России могут и должны предпринять решительные шаги по поддержке малого предпринимательства, которые являются движущей силой в экономическом развитии страны, создавая благоприятную инфраструктуру на ранних стадиях развития новых технологий, продуктов, услуг.


                                    Заключение

 

Во всем мире много лет успешно работает механизм, позволяющий эффективно инвестировать в инновационные проекты при минимальных рисках. Потому что риски не ложатся тяжелым грузом на плечи одного конкретного инвестора или кредитора, а равномерно распределяются среди большого количества инвесторов. Механизм этот называется венчурное инвестирование.

Обычно вложение венчурного капитала осуществляется путем приобретения части акций предприятия – клиента или предоставлением ему ссуд. Венчурный капиталист сотрудничает с компанией до тех пор, пока она не станет привлекательной для потенциальных покупателей. Затем, он либо продаёт акции на фондовом рынке, либо осуществляет прямую продажу компании или ее части тому покупателю, который готов ее приобрести по цене, обеспечивающей инвестору запланированный им объем прибыли. При данном виде инвестирования огромную роль играет фактор времени, также большое значение следует придавать личным качествам венчурного инвестора – именно эти факторы определяет объемы прибыли от финансируемого объекта.

Датой возникновения данного вида финансирования в нашей стране считается проведение Токийского саммита стран «Большой восьмёрки» в 1993 году, на котором было принято решение предоставить России $300 млн. для поддержки приватизированных предприятий. Выполняя принятое на саммите решение, ЕБРР основал 13 региональных венчурных фондов, став основным источником зарубежных венчурных инвестиций в РФ. Остальные источники представлены МФК, различным зарубежным правительственным капиталом, средствами частных лиц и др. Сам факт наличия данных фондов, на мой взгляд, является некоторым стимулом для развития венчурного бизнеса в нашей стране. Также среди важнейших предпосылок его развития можно выделить довольно мощный научный потенциал и капитал в размере около 3 млрд. долларов. По моему мнению, на фоне острой нехватки инновационных инвестиций, указанные факторы являются достаточно весомыми для расширения рынка венчурного капитала и для привлечения внимания иностранных инвесторов. На мой взгляд, огромным позитивным фактором является установившаяся тенденция к росту частного сектора в нашей стране: дело в том, что согласно опыту зарубежных стран, именно малые инновационные фирмы становятся реципиентами венчурных инвестиций. Не последнее место, я считаю, отводится и инфраструктуре поддержки инновационных компаний, в основном на ранних этапах развития. Относящиеся к их числу венчурные ярмарки становятся всё популярнее год из года.

Несмотря на возникновение некоторых необходимых предпосылок для венчурной индустрии, в России её развитие сдерживается рядом негативных факторов. Можно предположить, что само её зарождение уже было обусловлено рядом проблем. То есть изначально попытка внедрения чисто рыночного механизма в «нерыночную» экономику России 90-х годов не было основательно продумано и спланировано. Я полагаю, что не приемлемо было рассматривать капиталы региональных венчурных фондов в качестве источников для развития приватизированных предприятий. Инновационные, высоко технологичные проекты – вот ниша подобного рода средств. Сейчас, более чем через десятилетие, данная неверная стратегия дает о себе знать – на сегодняшний день определяющее большинство венчурных инвесторов предпочитают вкладывать средства в любые, менее рисковые отрасли, нежели инновации.

Касательно монополии иностранных инвесторов, несмотря на их безусловный опыт и поддержку, необходимо отметить, что финансируемые ими РВФ представляют собой практически бюджетные организации, в силу чего не способны органично функционировать в рыночной экономике. Наряду с этим, безусловным фактом является нежелание зарубежных компаний уступать конкурентно выгодные сегменты рынка Российским предприятиям. А наряду с несовершенством правового регулирования венчурного капитала, путь на подобные рынки для других, российских инвесторов практически недоступен. Я имею в виду банки, страховые компании и пенсионные фонды. Таким образом, можно заключить, что очень остро стоит вопрос усовершенствования законодательного регулирования рискового капитала.

Также следует отметить недостаток в квалифицированных кадрах и низкую культуру предпринимательства в целом. Нехватка знаний и специалистов присутствует ни только среди собственников средств, она присуща и фирмам, претендующим на эти средства. То есть компания – разработчик инновационного проекта порой затрудняется доказать инвесторам прибыльность сотрудничества с ними, представить законченный, грамотно обоснованный проект, который, по своей сути, обладает свойствами готового рыночного товара. В данной ситуации необходимо, привлекая компетентных специалистов, организовывать специальные курсы, разрабатывать программы по повышению уровня квалификации среди инвесторов и их потенциальных клиентов в области венчурной индустрии.

Также, по моему мнению, серьёзной преградой в данной сфере служат трудности при выходе на рынки высоких технологий международного уровня и несовершенство фондового рынка в нашей стране. Дело в том, что фондовые биржи – это неотъемлемый элемент венчурного механизма. Необходимо устранить присущий им спекулятивный характер для привлечения инвесторов.

Медленное разрешение этих и других задач сказывается на полном отсутствии российских венчурных фондов с национальным капиталом, что, в свою очередь, также приводит к ряду проблем.

Безусловно, некоторые шаги, предпринятые сообществом венчурной индустрии и государственными структурами различных уровней, уже поспособствовали развитию малого и среднего бизнеса. Но опыт зарубежных стран показывает, что государству ещё предстоит провести ряд реформ, в первую очередь это касается наделения пенсионных фондов и страховых кампаний прерогативой венчурного инвестирования.

Вообще, меры государственного регулирования венчурного инвестирования делят на прямые и косвенные. Прямые меры представляют собой прямые инвестиции, предоставляемые венчурным инновационным предприятиям. Косвенные же включают в целом: развитие фондовых рынков, упрощение процедуры формирования фондов венчурного капитала и др.

На мой взгляд, исключительно меры государственного регулирования (но не вмешательства) способствуют нормальному развитию инновационных инвестиций в нашей стране. При формировании структуры венчурной системы, государство не должно быть задействовано в этой системе с точки зрения регуляции, т.е. не должно быть никаких лицензий, никаких нормативов, устанавливаемых государством, никаких ревизий и т.д. Однако при этом государство обязано создать соответствующее правовое поле, очерчивающее границы деятельности участников венчурной системы (свои взаимоотношения они пусть выстраивают самостоятельно) и затем устраниться.

Венчурный капитал поддерживает наиболее динамично развивающиеся отрасли, обеспечивающие стране международную конкурентоспособность; он сделал возможным развитие новых отраслей: таких, как персональные компьютеры и биотехнологии. Не случайно страны с развитым рынком венчурного финансирования (США, Япония, Германия, Великобритания, Нидерланды) выступают как крупнейшие экспортеры продукции высоких технологий. Венчурный капитал также служит для поддержки предпринимательских начинаний, способствует появлению новых инновационных компаний, их быстрому росту и рынка, а также созданию новых рабочих мест.

Недостаточность информации не позволяет дать исчерпывающую и полностью объективную характеристику функционирования венчурных фондов в нашей и индустрии рискового капитала в целом. В связи с чем, вероятно, не все участники этого бизнеса попали в поле зрения при написании данной работы. Несмотря на это, с определённой долей уверенности можно заключить, что в российской инвестиционной сфере венчурное финансирование демонстрирует инновационный подход и, несмотря на сегодняшний малый объем, играет важную роль для развития перспективных секторов "новой экономики".


                                  Список литературы

 

1. Борисов Е. Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. — М.: Финансы и статистика,2004. – С. 168.

2. Аньшин В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.:ЭКСМО. 2005. – С. 246.

3. Киселева Т. От сырьевой экономики к инновационной. Экономика России: ХХI век. 2004. № 13. C. 15 - 17.

4. Шевцова С. Венчурные фонды срабатывают без особого риска. Инвестиции плюс. 2004. №9. С. 19 – 24.

5. Экономика Социология Менеджмент: Инвестиции и Инновации в России. www.ecsocman.ru

6. Иностранный капитал в России // Инвестиции и Управление. 2004. №8. С. 22 – 23.

7. Шепелев В.М. Ресурсы инноваций. М. :Юнити, 2003. – С. 280.

8. Без рубля и ветрил // Инвестиции и Управление. 2003. №6. С. 16 – 17.

9. Васильев С. Как оживить венчурное инвестирование. Россия сегодня. 2004. №6. С. 20 – 21.

10. Обозрение по венчурному капиталу в Европе Европейской ассоциации венчурного капиталаwww. evca. com/

11. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики.- М.: ЦЕМИ РАН, 2005. – С. 47.

12. Галицкий А. Российский венчурный бизнес. Состояние, проблемы, перспективы// Рынок ценных бумаг.2005.№22. С. 25 – 27.

13. Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 2003. №4. С. 7 – 9.

14. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые инвестиции в России: теория и десятилетие практики. Аналитический центр "Альпари СПб". 2005. – С. 161.

15. Российская Венчурная Ярмарка // РЦБ. 2005. №16. С. 12 – 13.

16. Высокие технологии как стратегический курс развития экономики США //Экономика и управление в зарубежных странах. 2005. №2. С. 14 – 17.

17. - Ежедневный информационный бюллетень "Инвестиционный банкир".2005. №49. С. 9 – 10.

18. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. – М.: Экономика. 2005. – С. 127.

19. Международные венчурные фонды. Ежегодный справочник. – М.: РУСИНВЕСТ. 2004. – С. 64.

20. Доклад «Государственный венчурный капитал для высокотехнологичных фирм», 2001,www. oecd. org/ dstil/ prod/ e_ 97 – 201. htm.

21. Макаров В.Л. Варшавский А.Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия М.: Наука 2004. – С. 84.                           

22. Школин А. Миллионы департамента обороны//Финанс. 2005. № 1 (91). С. 18 – 21.

23. Смирнов Б.М. Государственная инновационная политика России: цели, принципы, приоритеты М. 2004. – С. 53.

24. Риск - дело выгодное // Новый Компаньон №26, 2004. С. 4 – 5.

25. Никконен А. «Венчуристы – люди риска?», интервью газете «Поиск», №5, 2002. С. 2.

26. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. М.:Альпина Бизнес Букс. 2004. – С. 475.

27. Фонштейн Н.М., Балабана А.М. Венчурное финансирование: теория и практика.- :Москва: Центр коммерциализации технологий. 2001. – С. 97.

28. Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития // Финансы. 2003. №1. С. 21 – 23.

29. Слеуваген Л. реформирование системы государственной помощи.// Вопросы экономики. 2001. №5. С. 27 – 28.

30. Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: Система инвестиционных фондов // Финансы. 2003. №6. С. 22 – 24.

31. Тодосийчук А.В. Управление инновационным предприятием. - М.: Экос, 2002. – С. 125 .

32. "КоммерсантЪ-Daily" № 014 29-01-2003 www.kommerts.ru

33. www.md-invest.ru

34. www.bizness.narod.ru -plan

35. Доклад Банка Англии. Финансирование высокотехнологичных малых фирм (Bank of England, «The Financing of Technology-Based Small Firms», London, 2000), www.cfin.ru/investor/venture.shtml

36. www.inno.ru. Investment Fund for Central and Eastern Europe Из годового отчета за 2001г.

37. www.innovbusiness.ru

38. www.biznesmen.ru

39. Обозрение по венчурному капиталу в США Национальной ассоциации венчурного капитала (США)www. pwcmoneytree. com/

40. Обозрение по венчурному капиталу в Великобритании Британской ассоциации венчурного капитала, www. evca/ bvca. co/ Welcome. html.

41. www.innovbusiness.ru

42. www.invest.rin.ru

43. Сервер РАВИ (Российская Ассоциация Венчурного Капитала), 2005. www.rvca.ru

 



2019-12-29 479 Обсуждений (0)
Государственная поддержка венчурного капитала в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная поддержка венчурного капитала в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)