Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание используемых методик



2019-12-29 322 Обсуждений (0)
Описание используемых методик 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того, чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе, применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия (впервые предло­женная в 30-х годах Д. Морено).

Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возмож­ность выяс­нить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, кото­рые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия [4, с.204]. 

Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд по­ставленных вопросов различного типа и характера, на­пример: «С кем бы ты хотел си­деть за одной партой?»; «…готовиться вме­сте к контрольной работе?» и т.д.

    Существует три основных способа обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.

    Табличный способ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе. Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу.

    Следующий способ обработки данных – графический. Он заключается в построении социограммы. Социограмма – схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Социограмма служит для представления структуры группы на плоскости.

Математические способы обработки данных заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на индексы групповые и индивидуальные. Наиболее используемые показатели – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Необходимость их применения чаще диктуется какими-то исследовательскими целями, чем практическими задачами. Математическая обработка позволяет сравнивать различные по составу группы, проводить корреляционные процедуры, статистический анализ данных [5, с.45].

В соответствии с результатами социометрии, социометрический статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию [21, с.63].

1 и 2 статусные группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, на­сколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают к нему дети симпатию или нет.

    Описание: Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.

Инструкция: «Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания. Напиши внизу листа свою фамилию и имя» (приложение 2).

    Обработка результатов: Результаты эксперимента оформляются в виде социоматрицы. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений.

Для выяснения степени осознания подростками своего реального статуса в группе нами была проведена аутосоциометрия.

Аутосоциометрия – это способ изучения взаимоотношений, в которых в качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях членов группы друг с другом. Аутосоциометрические методы часто используются для осознания тех взаимосвязей, которые объединяют людей в группе. Каждый человек в группе на короткое время как бы становится социометристом. В данном методе задача исследователя – собрать все мнения о групповой структуре. Задача эта может решаться различными способами, выбор которых зависит от состава группы, степени ее сплоченности, вовлеченности каждого во внутригрупповую деятельность и т.п.

    Наиболее приближенный к социометрии способ – ретроспективная аутосоциометрия, он заключается в заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы ему.

    Следующий способ проведения аутосоциометрии – прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе. Оно производится обычно с использованием каких-то категорий. Например, каждого ученика можно попросить распределить всех своих одноклассников, в том числе и себя, на четыре группы:

ö сверстники симпатичные очень многим;

ö симпатичные многим;

ö только некоторым;

ö не пользуются симпатиями.

    Для проведения исследования можно использовать круги, прономерованные соответствующим образом (или цветные), фотографии, таблички с фамилиями. Этот способ также может быть дополнен прорисовкой стрелок, обозначающих взаимные симпатии и антипатии.

    Данные, получаемые таким образом, подлежат обработке. Обычно каждой категории приписывается определенные значения: например, наиболее симпатичной группе – 4 балла, а тем, кто не пользуется симпатиями – 1 балл. Таким образом можно вычислить предполагаемый (приписываемый) статус каждого человека.

Видение своего положения в системе межличностных отношений может быть выражено и косвенным путем, например, в так называемом упражнении «Планеты». Это упражнение заимствовано из социодрамы и проводится оно обычно следующим образом. Кого-то из группы (лучше по желанию) просят выйти на середину комнаты и закрыть глаза. Участники группы становятся вокруг этого человека (протагониста) на такое расстояние, которое соответствует их ощущениям психологической дистанции между ними и протагонистом. Те, кто чувствуют большую близость, встанут соответственно ближе, чем те, для кого этот человек кажется более далеким. Поскольку протагонист стоит с закрытыми глазами, он не знает, кто куда встал. Далее ведущий просит всех запомнить свое место и встать вокруг протагониста на равное расстояние. После того как протагонист откроет глаза, ведущий предлагает ему предположить, где кто стоял и самому расставить всех на их предполагаемые места. Наконец, когда все расставлены, участников группы вновь просят встать в то положение, которое они выбрали первоначально. Таким образом, у протагониста появляется возможность проверить правильность своих предположений [11, с.65].

То, что сейчас называют аутосоциометрией, можно найти у Дж. Морено под названием социометрический перцептивный тест. Он используется в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Помимо того, что испытуемый в соответствии с заданным критерием отмечает свои выборы, он отмечает касающиеся его самого выборы и отвержения со стороны членов его социальной группы, характеризуя тем самым чувства, которые, как ему кажется, эти люди к нему испытывают. Сопоставление перцептивных социограмм с соответствующими реальными социограммами показало, что у психически здоровых людей результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в значительной степени совпадают [19, с.21].

Описание: Испытуемые должны расположить своих одноклассников согласно положению, которое они занимают с точки зрения испытуемого, и определить свое реальное положение, это помещается в 4 круга, в центральный круг – тех, кому симпатизируют очень многие; во второй – кому симпатизируют многие; в третий – кому симпатизируют только некоторые; в четвертый – кто не пользуется симпатией.

Инструкция: «Перед вами 4 круга и список вашего класса. В соответствии с этими номерами расположите своих одноклассников и себя (обозначьте «Я») в эти четыре круга следующим образом: в первый круг поместите тех, которым симпатизируют очень многие; второй - симпатизируют многие; третий – симпатизируют только некоторые; не пользуются симпатиями – четвертый и поставьте себя в какой-либо круг».

Обработка результатов: составляется таблица. В первом столбце таблицы справа размещаются номера испытуемых. Вторая графа «Положение» делится на две части: «реальное положение (статус)» и «предполагаемое положение (статус)».

Каждой «орбите» социограммы приписывается определенное количественное значение – I кольцо (центральный круг) – 4 балла, II – 3, III – 2, IV – 1 балл. Далее подсчитывается число ( l ) членов группы, которые поместили данного индивида на соответствующие орбиты (дали ему определенное число баллов), и этот результат делится на число испытуемых, которые отреагировали на данного индивида. (Обычно это число (n – 1) совпадает с количеством членов группы без 1, но может получиться, что не все испытуемые обозначат на социограммах всех членов группы).

иначе  причем l 4 + l 3 + l 2 + l 1 = n – 1.

Предполагаемый, воображаемый (рефлексивный) статус проставляется в таблице на основании самоопределения испытуемых: индивиду, поставившему свой номер в I кольцо (центральный круг), приписывается I статусная категория, II кольцо – II статусная категория, III и IV кольца – соответственно III и IV статусные категории [14, с.112].



2019-12-29 322 Обсуждений (0)
Описание используемых методик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание используемых методик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.048 сек.)