Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая значимость



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Практическая значимость 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП

Выполнил студент

4 курса АФК – ОД

Свиридов Д.Г.

Научный руководитель

Кандидат биологических наук

Доцент

Искакова Жана Тулешевна

 

Москва

2009 – 2010

Содержание                                                                                                        Стр

Введение…………………………………………………………………………….3

Актуальность темы…………………………………………………………………3

Цель, задачи, гипотеза исследования……………………………………………...3-4

Объект, предмет исследования…………………………………………………….4

Практическая значимость…………………………………………………………..4

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования………………………………..5

1.1.Общая характеристика физического развития детей с ДЦП……………..5-7

1.2.Методики определения физического развития……………………………8-22

1.3.Коррекционные методы физического развития

младших школьников с ДЦП……………………………………………….23-24

Глава 2. Материалы и методы обследования………………………………………25

2.1. Характеристика обследуемых школьников………………………………...25

2.2. Порядок и методы обследования……………………………………………25

2.3.  Статистический анализ полученных данных………………………………25-26

Глава 3. Собственные результаты исследования…………………………………..27

3.1. Показатели антропометрии школьников с ДЦП…………………………...27-28

3.2. Индивидуальные показатели физического развития………………………28-33

3.3. Обсуждение результатов…………………………………………………….33

Выводы………………………………………………………………………………..34

Практические рекомендации…………………………………………………………35

Библиография…………………………………………………………………………36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей, страдающих нарушениями опорно-двигателыюго аппарата у детей с последствиями детского церебрального паралича. Актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей курсовой работы заключается в том, что младший школьный возраст является важным возрастным периодом, который предопределяет успешность обучения, усвоения учебного материала, формирования положительного (или отрицательного) отношения к получению образования, формирования мотивации на достижения успеха, дальнейшую социализацию: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, становление самооценки, уважение к себе и окружающим.

Цель исследования. Формирование двигательных навыков у детей с ДЦП на основе использования наиболее эффективных положений тела.

Задачи исследования:

-Провести теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования.

- Разработать и апробировать диагностический комплекс для изучения особенностей и возможностей конструирования при разных формах ДЦП у школьников.

-Сравнить особенности деятельности конструирования при различных формах ДЦП (спастической и гемипаретической).

- Изучить зависимость конструктивной деятельности от тяжести поражения у детей с ДЦП.

- Определить основные направления и дифференцированные приемы психокоррекционной работы по формированию конструктивной деятельности (расширение функциональных манипулятивных возможностей кистей рук, формирование пространственных представлений на вербальном и невербальном уровне).

-Разработать и апробировать содержание коррекционно-развивающей работы по развитию конструирования у детей с различными формами ДЦП и оценить ее эффективность.

- оказывать оздоровительное и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;

- улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;

- укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т. п.

Гипотеза. Трудности формирования деятельности конструирования у детей младшего школьного возраста с ДЦП обусловлены клиническими проявлениями заболевания, наличием нарушений общей и мелкой моторики, несформированностью сенсорных эталонов и пространственных представлений. Недостатки деятельности конструирования у этих детей могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психокоррекционной работы, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.

Объект исследования: средства совершенствования двигательных возможностей у детей с последствиями детского церебрального паралича.

Предмет исследования: методика применения корригирующих упражнений с детьми с последствиями ДЦП на основе использования наиболее выгодных исходных положений.

Практическая значимость

 Разработана прогностическая таблица, позволяющая оценить риск инвалидизации ребенка с ДЦП на основе социально-гигиенической характеристики семьи. Обоснована целесообразность определения качества жизни детей с ДЦП при проведении медико-социальной экспертизы и оценки эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Разработан алгоритм мероприятий по улучшению медико-социальной помощи детям с ДЦП, основанный на дифференцированном подходе при разработке индивидуальной программы реабилитации больных с учетом социально-гигиенического статуса семьи, в т.ч. ее материальных возможностей, готовности к участию в реабилитации ребенка, характера семейного воспитания, а также предусматривающий использование иппотерапии.

 

 Глава 1. Обзор литературы по теме исследования.

1.1.Общая характеристика физического развития детей с ДЦП.
Наиболее частой формой патологии детского церебрального паралича является спастичность мышц, которая обуславливается развитием контрактур, порочных установок и деформацией опорно-двигателыюго аппарата.
Движения у детей являются одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности у детей приводит к нарушению мышечно-связочного аппарата, изменениям дыхательной системы, психики, нарушению обменных процессов, негативно влияет на их жизнедеятельность.
У детей с последствиями детского церебрального паралича страдает не только центральная нервная система, но и нервно-мышечный аппарат конечностей, что нередко приводит к тяжелым контрактурам, деформациям * конечностей и инвалидности ребенка, тем самым усложняет адаптацию к условиям внешней среды, затрагивает эмоциональную сферу, интеллект. У больных детским церебральным параличом наблюдаются сопутствующие синдромы: эпилиптический, гипертензиошю-гидроцефальный и вегетативной дистопии.
Физическая реабилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигателыюго аппарата на основе выбора эффективных средств оздоровительной и коррекционной направленности на уроках физической культуры способствует целенаправленной коррекции и формированию двигательных навыков детей-инвалидов, что и определило актуальность нашего исследования.
Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном эффекте. Это группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. В зависимости от повреждения определенных структур мозга возникают различные двигательные нарушения, что и определяет форму ДЦП.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Неправильные схемы движений у этих детей могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.
При ДЦП имеют место нарушения мышечно-суставного чувства. Эмоционально-волевой сферы, поведения, зрения, слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та» носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям. К опорно- двигательному аппарату (ОДА) относятся кости, мышцы, связки, сухожилия, суставы и позвоночный столб. Скелет защищает внутренние органы от воздействия внешней среды. Благодаря мышцам происходит перемещение тела в пространстве и изменение его положения. Связки и сухожилия - это крепления, при помощи которых кости и мышцы соединяются между собой. К нарушениям ОДА относятся любые повреждения одной из её составляющих.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков можно выделить три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; некоторые из них с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): дети могут самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

Двигательные функции человека регулируются многими уров­нями нервной системы: корой большого мозга, подкорковыми узлами, мозговым стволом, мозжечком, спинным мозгом.

Все движения разделены на произвольные и непроизвольные. Произвольные движе­ния контролируются пирамидной системой, непроизвольные- экстрапирамидной системой и мозжечком. С помощью пирамид­ной системы вырабатываются индивидуальные социально-быто­вые и профессиональные двигательные навыки. Пирамидная сис­тема играет особую роль в обеспечении наиболее «человеческих» двигательных функций, таких, как прямохождение, тонкие дви­жения пальцев рук, речевой акт. Экстрапирамидная система регу­лирует непроизвольные движения, а мозжечок - равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус.

В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного ана­лизаторов, что необходимо для создания пространственной мат­рицы движения.

Согласованная деятельность всех этих систем делает каждое дви­жение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную активность.

В основном в настоящем пособии рассматриваются особенности развития и обследования детей с детскими церебральными параличами, поскольку именно эта категория составляет основную массу детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата.

Определение

Детские церебральные параличи - обобщающий термин для различных симптомокомплексов, которые объединены в одну группу по следующим признакам:

- параличи являются остаточными симптомами различных заболеваний головного мозга, перенесенных в раннем возрасте;

- двигательные расстройства не прогрессируют, наоборот, с возрастом имеют тенденцию к уменьшению.

При ДЦП двигательные нарушения возникают при поражении двигательных систем головного мозга и проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Ведущим в клинике ДЦП являются двигательные нарушения. Паралич не является специфическим заболеванием, это скорее группа заболеваний различной этиологии. Иначе детские церебральные параличи относят к резидуальным детским энцефалопатиям.

 

 

1.2.Методики определения физического развития.

Степ-тест.

Испытание для определения уровня физической работоспособности, заключающееся в подъеме на ступеньку и спуске за определенное время с подсчетом пульса и его последующим анализом. Среди степ-тестов наиболее распространен Гарвардский степ-тест.
- Гарвардский степ-тест. Тест для оценки физической работоспособности человека по реакции его сердечнососудистой системы. Заключается в подъеме на ступеньку высотой 20-25 см в течение 3 мин (для возраста 7-10 лет) в темпе 30 подъемов в 1 мин под метроном. Оценка производится по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который вычисляется по специальным таблицам на основе времени работы и частоты сердечных сокращений за первые 30 с на 2-, 3-, 4-й мин восстановления.

Теппинг-тест

Определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 с в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем — 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) — свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости. Этот тест используют в акробатике, фехтовании, в игровых и других видах спорта.

 

Проба Ромберга

 Выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе спортсмен сохраняет равновесие в течение 15 с и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно».

 

Зрительно – двигательный тест

Оценивается в тесте с захватом падающей линейки. Испытуемый стоит с вытянутой вперед на уровне плеча рукой. Исследователь устанавливает линейку длиной 40-50 см нулевой отметкой на уровне указательного и большого пальцев испытуемого. При готовности обоих к тесту линейка неожиданно отпускается и начинает падать вертикально вниз. Испытуемый, увидев падение линейки, должен среагировать и поймать ее движением одной лишь кисти. Расстояние, которое преодолеет падающая линейка, покажет величину зрительно-двигательной реакции.

 

Тест повторяется трижды. Фиксируется лучший результат в сантиметрах.

Отлично   14 и менее
Хорошо 15-18
Удовлетворит. 19-22
Плохо 23-27
Очень плохо 28-32
Критический уровень 33 и более  

 

Гибкость пояснично-крестцового отдела позвоночника

 Измеряется в тесте с наклоном вперед из положения стоя на гимнастической скамейке с фиксацией пальцами рук в течение двух секунд возможной нижней точки на измерительной линейке. Во время наклона сгибание коленей не рекомендуется. Нулевая отметка линейки устанавливается на уровне скамейки. Если испытуемый не достает до нулевой отметки, его гибкость оценивается количеством сантиметров со знаком минус (–). При хорошей подвижности в пояснично-крестцовом отделе позвоночника результат выражается в сантиметрах со знаком плюс (+). Гибкость в этом тесте отражает физическое состояние пояснично-крестцового отдела позвоночника, а также растянутость связок и мышечного аппарата задней поверхности спины и нижних конечностей.

 

Отлично   10   12  
Хорошо   7-9   8-11  
Удовлетворительно   4-6   5-7  
Плохо   1-3   1-3  
Очень плохо -5-0   -3-0  
Критический уровень -6 и более -4 и более

Силовую выносливость также определяют несколькими тестами:

1) силовую выносливость мышц верхних конечностей определяют с помощью подтягивания на перекладине и отжимания от пола для мужчин и отжимания от гимнастической скамейки для женщин;
2) силовую выносливость мышц брюшного пресса определяют с помощью упражнений из исходного положения лежа на спине, при этом, если мы хотим проверить еще и силовую выносливость мышц спины (сгибателей), то тестовым упражнением будет подъем туловища в положение сидя, если же мы хотим определить еще силовую выносливость мышц нижних конечностей - подъем прямууууяяяяяяявуумити тччых ног до прямого угла;
3) силовую выносливость нижних конечностей можно определить с помощью упражнения приседание.
Все тесты измеряются количеством раз.

А также проведение динамометрии и спирометрии.

Как известно, психологическое исследование позволяет оценить характер, степень и структуру нарушений психических функций, определить механизмы их возникновения, а также выделить сохранные стороны психики. Все это имеет важное значение как для ранней диагностики психических расстройств, так и для осуществления адекватных лечебно-реабилитационных мероприятий, определения прогностических критериев течения заболевания, выбора путей обучения и профориентации больного ребенка.

Психологическое обследование детей с органическими поражениями мозга характеризуется целым рядом особенностей его организации и проведения. Во-первых, необходимо учитывать характер имеющейся у ребенка клинической симптоматики, особенно наличие двигательных и речевых расстройств, что влияет на выбор конкретных, адекватных для данного больного методик исследования. Во-вторых, принципиальное значение имеет уровень интеллектуального развития, который зачастую также определяет подход к психологи­ческому обследованию. Вместе с тем, оценка уровня интеллектуального развития у данного контингента детей — одна из наиболее частых задач, стоящих перед психологом. В-третьих, необходимо иметь достаточные сведения о микросоциальном окружении ребенка, особенностях системы воспитания в семье, проблемах, связанных с обучением. В-четвертых, практически в любом психологическом тесте, рассчитанном на обследование детей и подростков, имеются ряд процедурных требований, связанных с возрастом обследуемых (В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, 1995).

Рассмотрим наиболее современные и информативные психо­логические методики обследования детей с органическими поражени­ями ЦНС, в том числе и с церебральными параличами. Выбор конкретных психологических методик для обследования ребенка определяется психодиагностической задачей, стоящей перед психологом, а также состоянием больного, характером имеющихся у него тех или иных нарушений.

Рассматриваемые методы можно разделить на две группы:

1. методы исследования интеллекта и познавательных процессов (мышление, память, внимание и др.);

2. методы исследования личности.



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Практическая значимость 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая значимость

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)