Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация предметов



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Классификация предметов 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод классификации предметов предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования, а также позволяет сделать вывод о последовательности умозаключений обследуемого, критичности, об особенностях памяти, объеме и устойчивости внимания.

Метод классификации может применяться для обследования взрослых и детей любого образовательного уровня. При обследовании детей дошкольного возраста часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия).

Перед началом исследования карточки тщательно перемешиваются. Перед ребенком кладется вся пачка карточек, сверху помещаются наиболее легко классифицируемые предметы (собака, стол, груша, лошадь). Обследуемому предлагается разложить карточки на столе таким образом, чтобы вместе лежали те, которые друг другу подходят. После того, как на столе оказываются разложенными 15-20 карточек, дается инструкция второго этапа работы. Говорится о том, что надо объединять все предметы так, чтобы в каждой группе лежали предметы «похожие, подходящие» и их можно было обозначить одним названием. Второй этап заканчивается, когда с той или иной степенью полноты и правильности оказываются выделенными основные группы: мебель, посуда, одежда, инструменты, транспорт, люди, фрукты, овощи, птицы, животные, измерительные приборы, учебные пособия. При переходе к третьему этапу сообщается, что следует объединить созданные по принципу «похожие, подходящие» группы так, чтобы их стало как можно меньше (при необходимости можно показать на примере каких-то 2-3 групп, как это можно сделать). Ошибки обследуемого на разных этапах работы оцениваются по-разному. Обнаруживаются конкретно-ситуационные группы, выявляется способность к простым обобщениям, может проявиться тенденция к формированию слишком дробных групп, вплоть до создания группы из одного предмета с субъективной трактовкой такого выбора или к созданию одноименных групп, что может быть свидетельством нарушения концентрации внимания. Группы могут быть неравномерными — одни чрезвычайно обобщенные, другие — детализированные, что свидетельствует о непоследовательности мышления. Ответы и доводы ребенка, исправления, которые он вносит в работу, являются ценным материалом для анализа особенностей его мышления. При умственном недоразвитии больные зачастую не могут подобрать общее понятие для обозначения группы.

На третьем этапе выявляется, доступно ли обследуемому понимание сложных обобщений. При конкретности мышления и затрудненных процессах абстрагирования ребенок может успешно справиться со вторым этапом и не суметь самостоятельно завершить третий этап. При сужении объема внимания и недостаточности процессов оперативной памяти, снижении умственной работоспособности обследуемых затрудняет обилие карточек на втором этапе, а на третьем они могут действовать увереннее.

В целом, у детей с органическими поражениями головного мозга данная методика хорошо выявляет нарушения операционной и динамической сторон мыслительной деятельности, которые проявляются в виде разной степени выраженности снижения уровня обобщений, конкретности суждений, инертности мыслительных процессов, ухудшения скоростных параметров и темпа мыслительных операций и др.

Исключение предметов

Метод предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения совершать операции сравнения и обобщения. В отличие от «Классификации предметов» он в меньшей степени регистрирует уровень умственной работоспособности, устойчивость процессов внимания, а больше ориентирован на выявление логической обоснованности и правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.

Для проведения эксперимента используется набор карточек, на каждой из которых нарисовано по 4 предмета. Всего таких карточек 20, расположенных по степени нарастающей трудности. Обычно их и раскладывают по степени нарастающей трудности. В инструкции говорится: «Перед Вами на каждой карточке 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый не подходит. Нужно сказать, какой предмет не подходит и как можно назвать остальные три». Первая карточка анализируется вместе с психологом, далее испытуемый должен работать самостоятельно. Методика являет собой типичный образец моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении. Степень сложности задач, которые провоцируют больных со сниженным интеллектом на ошибки, соответствует уровню интеллектуального снижения. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживается в том, что больные пытаются вместо задачи обобщения и выделения идти по пути практического использования и ситуационного связывания предметов.

Для повторного использования методики необходимо применять два или три равных по трудности набора. Анализ данных преимущественно качественный.

Тест Бентона

Методика предназначена для исследования зрительной памяти, непосредственного зрительного восприятия. Стимульный материал представляет собой 10 карточек, на которых изображены геометри­ческие фигуры в различных комбинациях.

Каждая из карточек последовательно предъявяется испытуемому в течение 10 сек., с тем, чтобы он ее максимально точно запомнил, а затем воспроизвел изображение на листе бумаги или специальном бланке.

Успешность оценивается по количеству правильно воспроизведенных изображений и количеству ошибок. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка представляет собой сумму правильных воспроизведений, которая, будучи соотнесена с числом 10, дает своеобразный показатель умственной недостаточности.

Выделяют следующие ошибки, характерные для органических поражений мозга:

1. увеличение малой фигуры;

2. зеркальный разворот главной или малой фигуры;

3. ротации на 90° или 180°;

4. дублирование малой или основной фигуры;

5. расположение малой фигуры между основными или внутри них;

6. персеверация малой фигуры, основной фигуры;

7. «слипание фигур»;

8. пропуски фигур;

9. дублирование одной и той же фигуры.

Считается, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых испытуемых. Кроме того, анализу подвергаются и графические особенности рисунков. При этом диагностически значимыми являются: дрожание линий, дублирование их, несовпадение точек пересечения, изменение наклона линий более чем на 5°.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспо собности. Стимульным материалом служат 5 таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Психолог секундомером фиксирует время, затраченное на каждую таблицу, и допущенные ошибки.

Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обсле дуемым на каждую таблицу. Результаты можно выразить графически. Темп выполнения задания здоровыми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенное тей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на замедление подвижности нервных процессов. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3-х последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и возвратом к начальному уровню, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

1.3.Коррекционные методы физического развития младших школьников с ДЦП.

В связи с особенностями патологии, реабилитационно - коррекционные мероприятия должны носить комплексный характер, так как чаще всего вместе с основным диагнозом у детей с ДЦП идет еще и ЗПРР, нарушения осанки, различные формы плоскостопия, а иногда, не только соматические, но и психо - эмоциональные заболевания. Также для этих детей характерно затруднение в процессе социальной адаптации и коммуникациях за пределами учебных, реабилитационных учреждений или дома. Поэтому с детьми чаще всего помимо врачей ЛФК, педиатра и невропатолога работают еще и логопед и дефектолог. Развития двигательных навыков младших школьников основывалось на игровой деятельности. Это позволяет более полно реализовать задачи воспитательного и образовательного характера. Все учащиеся нуждаются в повышенном индивидуальном внимании. Индивидуальный подход к детям с данным дефектом (ДЦП) осуществляется в зависимости от тяжести дефекта и форм заболевания. Целью обучающего эксперимента было коррекция двигательных навыков мелкой моторики и общей у детей с ДЦП. Для решения поставленной цели нами были подобраны задания, игры, упражнения, направленные на развитие двигательных навыков. Данные игры можно использовать на уроках русского языка, математики и других уроках ,а также во внеурочное время. Дети с ДЦП нуждаются в строгом выполнении требований гигиены, организации учебных занятий и отдыха (постоянное снижение или повышение нагрузки и т.д.). На занятиях с использованием физминуток в занимательной форме отмечалось повышение положительного эмоционального настроения, интерес, активность детей при выполнении предложенных упражнений. На всем протяжении занятий проводили воспитательную работу. При проведении занятий использовали основные принципы обучения: последовательность, постепенность, переход от простого к сложному, индивидуальный подход.

Так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста игровая деятельность является одной из ведущих, то игровой метод при проведении учебных, тренировочных и реабилитационных занятий, на наш взгляд, является одним из основных. Игры для детей от 4 до 15 лет должны удовлетворять всем основным требованиям и особенностям данного контингента, а также индивидуальным особенностям каждого ребенка, поэтому занятия должны проводиться мало групповым методом, а иногда и индивидуально.

 

Предлагаемые нами игры делятся на пять основных блоков:

1. Игры для развития моторики

· Игры для развития тонкой моторики

· Игры для развития крупной моторики

2. Игры для развития психических процессов (памяти, внимания мышления)

3. П.И. для сенсорного развития

· для развития чувства равновесия

· зрительной чувствительности

· для развития кинестетики и тактильной чувствительности

· для развития слухового анализатора

4. П.И. Для развития речи

· для развития собственно речевых функций

· артикуляционной моторики

· речевого дыхания

 



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Классификация предметов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация предметов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)