ая экскурсия. ПОЛЯНА – БОЛЬШОЙ ГРОТ
Климат во время заселения человеком этих мест был очень суровым. Зима длилась семь-восемь месяцев. Около месяца лето. По полмесяца весна и осень. Температура зимой достигала, по мнению ученых до -60 градусов по Цельсию. В первую очередь, древнего человека привлекало в таком суровом климате наличие и обилие крупных животных. Здесь водились мамонты, шерстистые носороги, овцебыки и северные олени. Эта местность выглядела не так как сейчас. Леса не было вообще. Склоны гор покрывала сухая степь. К северу от современного Красноярска начиналась тундра. Лето мамонты, и носороги проводили в тундре, а зимой переходили в степь, где легче было добывать пропитание. Человек селился на границе степи и тундры, рядом с местами массовой миграции животных. Вырывал ловушки, в которые попадали мамонты и носороги, обеспечивая себя пропитанием на долгие зимние месяцы. Люди жили большими коллективами и селились в пещерах, в которых, несмотря на холод, снаружи было относительно тепло внутри. Эти пещеры (рядом с которыми мы находимся) не привлекали внимания человека, так как были слишком маленькими для крупного коллектива и, скорее всего лог покрывал ледник, попасть в пещеры было невозможно. Примерно 13 тысяч лет назад началось резкое потепление климата. Ледники растаяли, тундра ушла далеко на север, между тундрой и степью Красноярский край покрылся лесами. Обнажился ото льда Пещерный лог. Именно в это время вымирают крупные животные мамонтовой фауны. Человек стоял на грани вымирания. Но благодаря изобретению лука и стрел, новых видов охоты и рыбной ловли, смог выжить. Теперь охота носила индивидуальный характер. Дичь, на которую охотился человек, была более мелкой, поэтому необходимость жить большими коллективами отпала. Коллективы людей эпохи мезолита составляли по 10-20 человек. Именно в это время и был заселен Пещерный лог. В Большом гроте люди проводили лето. Здесь постоянно горел огонь (экскурсовод показывает на потолок и стены грота, покрытые толстым слоем копоти). Грот защищал наших предков от ветра дующего с запада, от дождя и других осадков, но он не годился для зимовки. Но рядом природа создала другую пещеру названную Карманом, которая идеально подходила для жизни 10-15 человек в зимнее время. Яя экскурсия. КАРМАН Экскурсовод по очереди заводит детей в сквозной гротик, объясняя правила поведения в пещерах, и только после этого вместе с детьми совершает экскурсию в Карман. Пробираясь из одного грота кармана в другой экскурсовод рассказывает о жизни людей в зимней пещере. Для того чтобы в воде растворить около одного метра пещеры понадобиться времени около ста тысяч лет. Поэтому пещеры очень ранимые памятники природы восстановление, которых практически невозможно. Экскурсовод показывает детям рисунки древних животных и объясняет, что здесь на полу были навалены шкуры животных, на которых спали и которыми укрывались в мороз. Температура в пещере всегда постоянна независимо от зимы и лета +4, +5 градусов, поэтому для древних это было идеальным местом для жизни. Археологами краеведческого музея здесь были найдены останки каменных орудий труда. Наконечники копий и стрел, скребки, отщепы, кости животных, как крупных животных (кости оленей), так и мелких - грызунов. Человек в то время ел все, так как постоянно находился на грани голода. После осмотра и экскурсии по пещере, группа двигается к роднику. Ая экскурсия. РОДНИК Во время этой экскурсии группа проходит мимо ущелья, где можно сделать остановку и начать рассказ. Людям каменного века было очень важно иметь рядом со стоянкой источник воды. Так как у них отсутствовала посуда, где бы вода могла храниться. Не случайно именно это место и было выбрано древними людьми как постоянная стоянка. Ручей давал воду. Пещера - жилье. В окрестностях пещерного лога в изобилии водились такие животные как олени, зайцы. На склонах гор было много куропатки. В лесу произрастали грибы и ягоды, а в километре от пещер находится река Енисей, которая давала людям рыбу. В настоящее время здесь на склонах Николаевской сопки до сих пор встречаются стаи куропаток, бегают зайцы и даже забредают олени (косули и маралы). Это место уникально еще тем, что на склонах гор сохранились реликтовые растения оставшиеся со времен последнего оледенения – растения сухой степи. Некоторые из них человек употреблял в пищу. В девятнадцатом веке это красивое место облюбовали монахи мужского монастыря находящегося и сейчас в устье ручья. В Пещерном логу, у источника, монахи построили небольшой водозаборник, и употребляли только эту воду, называя ее святой. С тех пор сохранилось название одного из гротов Пещерного лога как Монастырский. Далее экскурсовод провожает детей до источника, откуда из земли бьет ключ. Рассказывает им о том, как важно и необходимо бережно относиться к воде. После этого экскурсовод с детьми поднимается на вторую смотровую площадку, расположенную на другом берегу ручья, откуда открывается вид на столбы, отвесные стены лога и пещеры. Здесь возможна фотография на память.
Список литературы 1. А. Еленевъ «О Бирюсинскихъ и карауленскихъ пещерахъ», типография Кудрявцева в Красноярске, 1889 год. 2. ДЮТК «Стрела», проект - учебная экологическая тропа «Пещерный лог», Красноярск 1993 год. 3. А. Хабибуллина реферат на тему: «Экологическая тропа. Умирающая березовая роща». 4. Извлечение из сводного реестра пещер Красноярского края (по состоянию на 2002 год). 5. Л.А. Грудинова «Пройдут ли здесь наши дети?», «Наш край» №2 от 26 апреля 1999 года. 6. Л.А. Грудинова «Дети на лесной тропе», «Вечерний Красноярск» 1997 год. 7. Л.А. Грудинова «Верните людям Пещерный лог!», «Наш край» №46 от 30 ноября 2000года. 8. Л.А. Грудинова «Дикари в пещере», «Красноярский рабочий» от 25 сентября 1998 года. 9.«Живая карта» трехдневный краеведческий экскурсионно-образовательный тур: комплекс географических и геологических экскурсий по обзорным и природным объектам окрестностей и музея города Красноярска. «Центр Туризма и Краеведения» главного управления образования администрации Красноярского края, Красноярск 2004 год. 10. М.Ф. Величко «Маленькие путешествия вокруг большого города», Красноярск, 1983 год. 12. Кирилов М.В. «Природа Красноярска и его окрестностей», Красноярск, 1983 год.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |