Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мировой опыт совершенствования разрешительной системы




 

Нормативная база, регулирующая предпринимательскую деятельность, строится на основе законодательно определенных четких форм регулирования, в том числе путём выдачи разрешительных документов. Государственное регулирование деятельности посредством выдачи разрешительного документа осуществляется только в том случае, если деятельность или действие субъекта предпринимательства непосредственно связаны с крайне высокой доказанной опасностью для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

В странах ЕС отсутствует специальное законодательство в области лицензирования. Лицензионные отношения регулируются в разных странах разными законами, также различается и определение отраслей и видов деятельности, подлежащих лицензированию. Но на сегодняшний день, на уровне Европейского Союза была принята Директива о дерегулировании направленная на сокращение регулируемых видов деятельности на уровне стран членов ЕС.

Для юридических лиц законодательно установлены квалификационные требования, касательно зашиты здоровья людей и защиты окружающей среды, которые должны соблюдаться как на территории предприятия, так и за её пределами.



Как правило, в развитых странах применяются два вида процедур выдачи разрешительного документа: упрощенная и стандартная.

Во многих странах мира лицензируется лишь 5-10 видов деятельности. Так, лицензированию подлежат такие виды деятельности, как привлечение средств населения, здравоохранение, фармацевтическая и химическая индустрия (производство опасных товаров и их реализация), строительство. 

Основными тенденциями в ведущей мировой практике по реформе разрешительной системы являются:

сокращение числа разрешительных документов, утверждение их перечня законами;

четкая регламентация требований, предъявляемых к процедуре выдачи разрешительных документов;

чёткое определение квалификационных требований;

осуществление оценки на соответствие квалификационным требованиям независимыми экспертами;

чёткое определение сроков действия и видов разрешительных документов;

упрощение процедур получения разрешительного документа путём применения информационных технологий;

электронная выдача разрешительных документов, в том числе ведение электронного учёта выданных документов с бесплатным доступом в режиме онлайн;

отзыв разрешительного документа только в судебном порядке;

В качестве положительных результатов реформирования системы лицензирования можно отметить следующее.

В Нидерландах сокращение процедур лицензирования обеспечило значительную экономию государственных средств. Реализуемая Министерством финансов Нидерландов программа по сокращению бюрократических процедур позволила сэкономить ежегодно 2,0 миллиарда долларов. К 2007 экономия средств достигла 4,5 миллиардов долларов, что составила четверть средств, направленных на усовершенствование системы лицензирования 5 годами ранее. Кроме того, в Нидерландах постепенная отмена избыточного лицензирования сопровождалась передачей функций регулирования бизнес-ассоциациям, осуществлялся мониторинг реформ. 

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), упрощение процедур лицензирования осуществлялось путем введения электронного лицензирования (установление единой формы разрешительных документов, электронная подача заявок на получение реазрешительных документов, электронный реестр резрешительных документов), а также выдача разрешительных документов в режиме «он-лайн» (Бельгия, Италия, Мексика, Великобритания, Новая Зеландия).

При этом в Мексике при создании электронного реестра лицензий в ходе инвентаризации выданных лицензий было упразднено более 80% от общего количества всех лицензий на санитарную деятельность.

В Индии в результате радикальной реформы разрешительной системы произошло значительное сокращение лицензируемых отраслей - с 52 до 5. В результате реформы объем ВВП вырос с 3,5% до 6-7% в год.

Южная Корея является одним из самых ярких мировых примеров сокращения государственного регулирования. В 90-х годах производительность промышленности Южной Кореи начало снижаться, страна теряла конкурентоспособность вследствие чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности. По поручению президента, каждое ведомство провело инвентаризацию нормативно-правовых документов в своей сфере деятельности, в том числе разрешительных документов. После проведения инвентаризации президент поручил каждому ведомству отменить (на свой выбор) как минимум 50% из выявленных на момент 1998 года 11,125 нормативно-правовых актов регулировавшие предпринимательскую деятельность. Для оставшихся 50% нормативно-правовых актов каждое ведомство было обязано доказать необходимость поддержания в силе каждого акта. На сегодняшний день Южная Корея является 11-ой экономикой в мире.

В Кыргызстане Правительство планирует в 2008-2009 годах провести полную инвентаризацию разрешительных документов и существенно более чем на половину сократить их число.

Таким образом, в международной практике отмечена тенденция к значительному сокращению видов деятельности и операций, на осуществление которых обусловлено получением разрешительного документа. Также установлены требования в отношении осуществления предпринимательской деятельности за счет введения единых режимов выдачи разрешительных документов.

На основе обобщения передового мирового опыта целесообразно: 

унификация требований к разработке и содержанию нормативно-правовых актов утверждающие квалификационных требований, обеспечение их стабильности;

применение проверочных листов для выдачи каждого вида разрешительного документа;

ведение лицензиарами электронных реестров лицензий;

замена жесткого государственного регулирования гибкими стандартами безопасности продукции;

постепенная передача бизнес-ассоциациям или самим предпринимателям функций регулирования;

обеспечение качества принимаемых нормативных правовых актов в области разрешительной системы на основе проведения АРВ;

упрощение регулирования.

Реформа регулирования содействует повышению эффективности экономики. Однако влияние на темпы экономического роста оценить сложно. Анализ, проведенный ОЭСР, предполагает, что ее влияние может быть значительным лишь по истечении нескольких лет. Например, после либерализации требований в сфере авиаперевозок в Европе было выдано 800 новых лицензий, развитие конкуренции повлияло на снижение тарифов, в США тарифы снизились на одну треть. В сфере телекоммуникаций тарифы в Великобритании снизились на 63%, Японии – на 41%, Финляндии – на 66%. Занятость увеличилась на 10%. 

В последние годы многие страны приступили к реформированию разрешительной системы. Лидирующими странами по созданию условий для легкости ведения бизнеса в 2008 году стали Египет, Хорватия, Гана, Грузия, Колумбия, Саудовская Аравия, Кения, Китай и Болгария, Молдова. В этих странах за сравнительно короткий период в несколько раз сокращены время и расходы для открытия бизнеса, значительно ослаблены административные барьеры при получении разрешения на строительство, выдача многих разрешительных документов осуществляется по принципу «одного окна» а также принципа уведомления, что обеспечило рост малого бизнеса, приток инвестиций. 

Как показывает мировой опыт, в последние годы более 50 стран провели широкомасштабные и фундаментальные реформы системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. В процессе реформирования широко применялся метод Гильотины с целью оценки и подтверждения соответсвия каждого нормативного акта и разрешительного документа на соответствие определённым целям, принципам, требованиям. Нормативные акты и разрешительные документы которые не соответствовали перечисленным факторам, были отменены или упрощены квалификационные требования. 

Данная работа проводилась с участием всех заинтересованных сторон - государственного и частного секторов, включая общественные слушания, СМИ.

Во всех странах результаты реформ и их эффективность напрямую зависела от обеспечения политической поддержки на самом высоком уровне и в противостоянии давлению, со стророны государственных ведомств направленного на сохранение сфер и инструментов регулирования, а также проведения полной инвентаризации нормативных правовых актов в области регулирования. Полная инвентаризация способствовала формированию электронного реестра всех действующих лицензий, обеспечила прозрачность системы лицензирования.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7