Раздел 1 Введение в культурологию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»
Учебно-методические материалы по курсу: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Календарно-тематические планы Учебная программа Планы семинарских занятий / вопросы, литература, темы докладов и рефератов/ Список литературы Вопросы к экзаменам и зачетам Тематика контрольных работ
Составитель: пр.-профессор Велитарский В.А.
Пермь , 2006.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ 2004-2005 уч.год Календарно-тематический план лекций и семинаров по культурологии на ФК-111 в 5-м семестре /лекции и семинары проводятся в 5 и 6-м сем-х; уч.групп на курсе-2/ № Наименование тем Кол-во Время занятий темы час. /недели/ л с л с _____________________________________________________________________________ 1 Проблема определения культуры. Культура и циви- 4 2 1,2 н. 3,4 н. вилизация 2 Предмет культурологии и ее задачи 2 2 3 н. 5,6 н. 3 Культура как система и ее функции 4 2 4,5 н. 7,8 н. 4 Преемственность в развитии культуры и культурный 4 2 6,7 н. 9,10 н. прогресс 5 Личность и культура 4 2 8,9 н. 11,12 н. 6 Культурная среда и ее классификация 2 10 н. 7 Феномен массовой культуры 4 2 11,12 н. 13,14 н. 8 Культура и творчество 2 2 13 н. 15,16 н. 9 Природа и культура 2 14 н. 10 Наука и ее социокультурная роль 2 15 н. 11 Генезис культуры и проблема типологии культур 2 2 16 н. 17,18 н. 12 Первобытно-синкретический тип культуры 2 17 н. Всего: 50 ч. 34 16 Итого: 66 ч. /34 ч.+16 ч.*2 группы/ Календарно-тематический план лекций и семинаров по культурологии на ФК-111 в 6-м семестре / лекции и семинары проводятся в 5 и 6-м сем-х; групп на курсе-2/ № Наименование тем Кол-во Время занятий темы час. /недели/ л с л с _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 __________________________________________________________________ Первобытно-синкретический тип культуры 2 1,2 н. Культурное наследие Древнего Востока 4 2 1,2 н. 3,4 н. Античность как тип культуры 2 2 3 н. 5,6 н. Культура Европы в средние века 2 4 н. Культура Древней и Средневековой Руси 2 5 н. Культура европейского Возрождения 2 2 6 н. 7,8 н. Культура европейского Просвещения 2 7 н. Х1Х век и культура Западной Европы 2 2 8 н. 9,10 н. Русская культура Х1Х века 2 2 9 н. 11,12н. Серебряный'' век русской культуры /к.Х1Х-н.ХХ в./ 2 10 н Культура ХХ века: основные черты и тенденции 4 2 11,12н. 13 н. развития 12 Глобальные проблемы современности и эволюция 2 13 н.
культуры
_____________________________________________________________________________ Всего: 40 ч. 26 14 Итого: 54 ч. / 26 ч.+14*2 группы / _____________________________________________________________________________ Календарно-тематический план Лекций и семинаров по культурологии на ХПФ-1У в 7-м семестр / лекции и семинары проводятся в 6-7-м сем-х; на курсе – 2 группы / № Наименование тем Кол-во Время занятий темы час. /недели/ л с л с
1 Первобытно-синкретический тип культуры 2 6,13 н. 2 Культурное наследие Древнего Востока 4 2 1,2 н. 8,14 н. 3 Античность как тип культуры 4 2 3,4 н. 10,15 н. 4 Культура Средневековой Европы 2 5 н. 5 Культура Древней и Средневековой Руси 2 6 н.
_____________________________________________________________________________ 1 2 3 4 5 6
6 Европейская культура эпохи Возрождения 2 2 7 н. 12,16н. 7 Культура Европейского Просвещения 2 8 н. 8 Х1Х век и культура Западной Европы 2 9 н 9 Русская культура культура Х1Х-нач.ХХ веков 2 2 10 н. 14,17 н. 10 Культура ХХ века: основные черты и тенденции 2 2 11 н. 16,18 н. развития 11 Глобальные проблемы современности и эволюция 2 12 н. Всего: 36 ч. 24 12 Итого: 48 ч. / 24 ч.+12 ч.*2 гр./ Календарно-тематический план Лекций и семинаров по культурологии на ХПФ-111 в 6-м семестре / лекции и семинары читаются в 6 и 7-м сем-х; на курсе групп - 3 / № Кол-во Время занятий темы час. /недели/ л с л. с
1 Определения культуры Культура и цивилизация 2 2 1 н. 3,4 н. 2 Предмет культурологии и ее задачи 2 2 2 н. 5,6 н. 3 Историческое развитие представлений о культуре 4 3,4 н. 4 Культура как система и ее функции 2 2 5 н. 7,8 н. 5 Природа и культура 2 6 н. 6 Личность и культура 2 2 7 н. 9,10 н. 7 Преемственность в развитии культуры и куль- 2 2 8 н. 11,12 н. турный прогресс 8 Искусство в системе культуры 2 9 н. 9 Феномен массовой культуры 2 2 10 н. 13,14 н. 10 Наука и ее социокультурная роль 2 11 н. 11 Религия и культура 2 12 н. 12 Генезис культуры и ее типология 2 13 н.
Всего: 36 ч. 24 12 Итого: 58 ч. / 24 ч.+12 ч.*3 гр. / _____________________________________________________________________________ Рабочая программа курса ''Культурология''
Указанная программа учебного курса по культурологии, как и другие материалы пособия, разработаны в соответствии с требованиями гос.образовательного стандарта и охватывает основные программные темы с учетом предоставленных учебных часов. Развернутая программа курса изложена в нашей публикации, изданной РИО ПГИИК / См.: Культурология: Учебная программа и планы семинарских занятий для студентов ПГИИК . Автор-сост. В.А.Велитарский – Пермь, 2003.- 36 с./. Программа курса включает три раздела: 1. Ведение в культурологию; 2. Общие проблемы теории культуры; 3. Генезис культуры и ее основные исторические типы. Раздел 1 Введение в культурологию Тема 1.1 Проблема определения культуры Культура как социальное явление и объект познания. Понятие культуры. Деятельность как способ развития. Ценностная природа культуры. Предметная и личностная формы существования культуры. Субъекты культуры и их качественный потенциал. Культура и цивилизация.
Тема 1.2 Предмет культурологии и ее задачи Культурология как научное знание. Объект и предмет культурологии. Категории фика и понятия культурологии. Основные проблемы, изучаемые культурологией. Место и роль культурологии в системе гуманитарных наук. Задачи культурологии.
Тема 1.3 Историческое развитие представлений о культуре Античная философия как источник первых теоретических представлений о культуре. Суждения о культуре Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Средневековая культура Европы и христианство. Отношение церкви к сохранению наследия античности. Понимание культуры в эпоху Возрождения. Утверждение гуманистической идеи в культуре. Гуманизм и религия. Противоречивость ренессансной куртины мира. Представление о культуре в эпоху Просвещения. Концепция культуры И.Гердера. Проблемы культуры в произведениях Г.Гете, Ф.Вольтера , Ж. Руссо. Русская просветительская мысль XVIII века. Разработка проблем культуры в творчестве В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова. Культурологическая мысль Западной Европы XIX века. Учения о культуре И.Канта и Г.Гегеля. Идеи К. Маркса о культуре. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше о кризисе европейской культуры Взгляды Э.Тайлора на культурный процесс. Общественная мысль России XIX – нач. XX веков о культуре. Проблема культуры в трактовке западников и славянофилов. Концепция ''всеединства'' В.С.Соловьёва Теория культурно-исторически типов Н.Я.Данилевского. Судьба культуры в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Проблемы культуры в творчестве Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, А.А. Блока, Д. Мережковского и др.
Тема 1.4 Основные направления в культурологии ХХ века Многообразие научных подходов к феномену культуры в культурологических исследованиях ХХ века. Становление современной культурологии. Цивилизационные подходы к изучению культуры. Теории локальных цивилизаций /О. Шпенглер, А. Тойнби/. Учение о культуре П.А. Сорокина. Структурно-функциональный подход в науке о культуре / Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон/. «Идеальные типы» культуры М. Вебера. Символические теории культуры и структурализм /Э. Кассирер, К. Леви-Стросс/. Культурологические идеи К. Ясперса. Элита и массы у Х. Ортеги-и-Гассета. Концепция игровой культуры Й. Хейзенги. Проблемы культуры в философском психоанализе /З. Фрейд, К.Г. Юнгер, Э. Фромм/. Неоэволюционизм Л. Уайта. Культуркритицизм в трактовке Г. Маркузе, В. Беньямина, Т. Адарно. Культурология средств массовых коммуникаций /М. Маклюэн/. Концепция культуры А. Швейцера. Постструктурализм и постмодернизм в культурологии. Культурологческая мысль в советское и постсоветское время. Судьба русской культуры в творчестве А.А. Блока, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.М. Горького и др. Концепция «пролетарской культуры» А.А. Богданова. Ленинские идеи культурной революции. Проблемы культуры в творчестве Л.С. Выгодского, М.М. Бахтина, А.Ф.Лосева, А.Ф.Лихачева, Л.Н.Гумилёва, Ю.М. Лотмана и др. Проблемы культуры в работах представителей русского зарубежья /Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, С.Н. Франк/. Процесс переосмысления проблем культуры в современных условиях.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |