Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для несовершеннолетних



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Для несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




В отделении социальной реабилитации

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

 

 

Автор: Киселёва Татьяна Юрьевна,

                                                                       социальный педагог

отделения социальной реабилитации «Свеча»

 

 

г. Рыбинск

2010 год

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................. 3

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ........................................................................................... 5

1.Основная информация о методической разработке........................................ 5

1.1. Актуальность и значимость театрализованных игр для разностороннего разви­тия воспитанников 5

1.2 Условия для организации театрализованных игр............................................................................ 7

1.3 Цели и задачи методической разработки....................................................................................... 8

1.4 Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках методической разработки...... 9

1.5 Функции специалистов отделения социальной реабилитации «Свеча»......................................... 9

2.Реализация методической разработки........................................................... 10

2.1 История создания и реализации методической разработки, сроки начала и окончания основных этапов.................................................................................................................................................. 10

2.2 Формы реализации методической разработки............................................................................. 11

3. Методические рекомендации по организации занятий................................ 12

3.1 Театр игрушек................................................................................................................................ 13

3.2 Картонный театр............................................................................................................................ 18

3.3 Театр кукол – петрушек................................................................................................................. 20

4. Возможность практического распространения опыта, полученного в ходе реализации методической разработки.............................................................. 26

5.Ожидаемые результаты.................................................................................. 26

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 27

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ 1......................................................................................................................... 27

Приложение 1. Предварительные установочные театрализованные этюды.... 28

Приложение 2. Конспекты театрализованных игр – занятий............................ 31

 

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ 2......................................................................................................................... 53

Приложение 1. Сценки и пьесы для театра игрушек......................................... 53

Приложение 2. Литературный материал для картонного театра....................................................... 62

Приложение 3. Сценки и пьесы для театра - петрушек...................................................................... 66

ВВЕДЕНИЕ

 

         Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций организма детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию выполняет участие ребят в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.

    Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение: его воспитательное значение намного шире.

   Дошкольный возраст — это период, когда у ребёнка начинают формироваться вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему, поэтому очень важно, начиная с дошкольного возраста, показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. Кроме того, кукольный театр привлекает всех детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В нём дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и других - только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает воспитанников, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно, всё возможно. Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.

   Состав детей, поступающих в отделение социальной реабилитации «Свеча», неоднороден по возрасту. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности. В результате взаимодействия воспитанников в разновозрастной группе в процессе общения возникают некие устойчивые отношения. Межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы самореализации. Организуя совместную работу ребят, педагог должен использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного состава – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших, помочь каждому конкретному ребёнку выйти из трудной ситуации. Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой работы, как в разновозрастном коллективе. Многолетние наблюдения доказывают, что при таком составе ребят младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие становятся более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. 

    Для осуществления этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Он воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление, слово и музыка — всё это вместе взятое помогает ребёнку любого возраста легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

    Эмоционально  пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре, расширяет кругозор детей и подростков, надолго остаётся у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в театральных играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение  для разностороннего развития детей в возрасте от 4 до 18 лет.

   В ОСР «Свеча» могут быть показаны спектакли профессионального кукольного театра, ведь он есть в нашем городе. В его репертуаре бывают спектакли, как для дошкольников, так и для взрослых зрителей. Но сотрудники нашего учреждения решили организовать свой самодеятельный кукольный театр, так как кукольный театр, показываемый самими воспитанниками или педагогами, играет совершенно особую роль. Педагог учитывает интересы и развитие детей при выборе репертуара и даже во время показа спектакля. Он может выделить отдельные места спектакля, подчеркнуть важные слова и фразы, замедлить или ускорить подачу текста. Воспитанники сами могут показать спектакль в любое время, когда надо занять или развлечь малышей, отметить календарное событие. Многие наши сотрудники хорошо понимают это. Среди коллег есть энтузиасты, которые с увлечением делают театральные куклы или переделывают и приспосабливают обычные игрушки, рисуют декорации, изготавливают ширму и разыгрывают сказки, рассказы, стихотворения.

         Данная программа реабилитации детей в условиях специализированного учреждения является интегрированной, т.е. содержание занятий по театральной деятельности связано с такими программами, как окружающий мир, ознакомление с произведениями художественной литературы, развитие речи, конструирование, изобразительная и трудовая деятельность.

 

 

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

1.Основная информация о методической разработке

1.1. Актуальность и значимость театрализованных игр для разностороннего разви тия воспитанников

 

В настоящее время педагогика при осуществлении задач разностороннего развития детей особое значение отводит игре, так как она издавна служила средством воспитания и обучения.

Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают ученые, психологи и педагоги - практики.

Театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания; она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

  Особое влияние театрализованные игры оказывают на умственное развитие детей. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствова ние речи. Во время работы над выразительностью реплик персонажей активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке с детства путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией, а в этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в отделении социальной реабилитации.

Заучивая какую - либо роль, ребенок развивает память, а обсуждая образы и поступки героев, учится рассуждать и делать выводы. Расширяется кругозор детей: они знакомятся с профессиями людей, работающих в театре (это не только актеры, но и костюмеры, гримеры, бутафоры и т. д.), что позволяет в процессе профориентации активизировать внутренние резервы воспитанника для личностного самоопределения в целом. Дети узнают, что артисты бывают разные: живые актеры и актеры - куклы. В старшем возрасте дети получают знания о разных видах театрального искусства (опера, балет и т. д.), о жанрах (комедия, трагедия и т. д.). Дети знакомятся с различными видами кукол (куклы - игрушки, куклы - перчатки и т. д.), учатся управлять этими куклами, что способствует развитию мелкой моторики рук.

Театрализованные игры оказывают влияние и на физическое развитие детей. Театрализованная игра построена таким образом, что помогает детям снять мышечное напряжение и дает заряд положительных эмоций, как физкультурное занятие. Театрализованные игры вносят разнообразие в жизнь ребенка, дарят ему радость.

Особое место занимает театрализованная игра в эмоциональном развитии ребенка. Работа над спектаклями, обсуждение образов, их действий и поступков заставляют детей сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. У детей развивается эмпатия - способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя наего место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Неоценимо значение театрализованной игры для нравственного воспитания ребёнка. Постепенно и естественно дети приобщаются к духовным ценностям: совместная подготовка к спектаклю, репетиции, расстановка декораций, радость от своего удачного исполнения роли и выступления товарища - в такие моменты ребёнок чувствует себя членом коллектива, объединённого одной общей целью. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, по и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Нельзя забывать и о значении театрализованной игры в патриотическом воспитании детей. Выбирая репертуар для своего театра, дети знакомятся с разнообразием русского народного фольклора (сказками, потешками и т. д.), рассматривают иллюстрации различных художников к этим произведениям, узнают об особенностях быта русского народа (крестьянская изба, ее убранство).

Театрализованная игра тесно связана с пением, музыкой, движением под музыку, поэтому способствует художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей. Работая над этюдами, упражняясь в имитации движений персонажей, изображая героев произведения во время драматизации, дети учатся понимать характер музыки, ее настроение, тональность. Красивые костюмы для спектаклей - драматизаций, разнообразные артисты - куклы, красочные декорации - все это, несомненно, заставляет детей любоваться, получать эстетическое удовольствие, порождает в детях желание создавать и творить прекрасное, способствует формированию творческой личности.

Театрализованные игры позволяют педагогу решать задачи трудового воспитания: подготовка к театрализованным играм предполагает изготовление кукол и декораций к спектаклям, в чем с удовольствием принимают участие воспитанники. Изготовление атрибутов, костюмов, кукол, декораций - важная часть творческого процесса, в котором дети приобретают новые трудовые навыки и совершенствуют уже имеющиеся.

Театрализованная игра способствует самореализации каждого ребенка. Показ совместных спектаклей с родителями и детьми, демонстрация представления перед сотрудниками учреждения позволяют детям общаться не только в своем привычном кругу, но и расширять этот круг общения, создавая полноценную среду развития, в которой каждый ребенок может найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Театрализованная игра дает детям возможность решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа, позволяя застенчивым детям перешагнуть черту робости и стеснения, решиться на выступление перед зрителями.

Таким образом, театрализованные игры помогают разносторонне развивать детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

1.2 Условия для организации театрализованных игр

 

Для развития игровой театрализованной деятельности детей в условиях специализированного учреждения необходимо создать определенные условия. Современные педагоги считают, что театрализованные игры займут определенное место в жизни детей при следующих условиях:

- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально - значимым для детей содержанием;

- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);

- подбор репертуара для театрализованных игр: предпочтение литературным произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками;

- доступность художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;

- овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

   - наличие творческих способностей у педагога - организатора, владение им основами актерского мастерства и навыками режиссуры;

- серьезное, искреннее, эмоционально - положительное отношение педагога к играм детей в театр.

Особое внимание следует обратить на организацию предметно -пространственной среды, которая должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка. Социально - психологические особенности детей определённого возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной игры детей в группе должна быть оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать перед зеркалом какую - либо роль или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю.

Важным условием является предоставление ребенку права и свободы выбора роли в театрализованной игре и способа ее исполнения. Для этого в театральном уголке группы должны быть разные виды кукольного театра, детские рисунки и т. д. Необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

 

1.3 Цели и задачи методической разработки

 

Цель программы:создание эмоционально – комфортной театральной среды, способствующей развитию и саморазвитию ребёнка, проявлению его интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

- Создать условия, обеспечивающие каждому ребёнку возможность индивидуального развития его природных способностей, их связной речи и самореализации личности.

- Создать модели поведения в различных ситуациях и предоставить с помощью театра решение жизненных противоречий.

- Формировать партнерские отношения в коллективе воспитанников и сотрудников.

- Заинтересовать сотрудников отделения социальной реабилитации проблемой формирования личностно – ориентированной модели взаимодействия педагога и ребёнка в процессе организации кукольного театра.

 

1.4 Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках методической разработки

 

      Социальный педагог создаёт среду, благоприятную для формирования культурно – содержащих ценностей у детей различного возраста, с различной степенью подготовки: дети нормального развития, дети, требующие педагогической поддержки и коррекции; дети, имеющие ограниченные физические и умственные способности.

         Социальный педагог взаимодействует с родителями детей с ограниченными способностями, с социально слабо защищёнными семьями (малообеспеченные, многодетные, неполные, беженцы, безработные и др.).

    Основная целевая группа - воспитанники приёмного отделения и отделения социальной реабилитации «Свеча», оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 4-х до 18 лет.

     Предложенная программа основана на тесном взаимодействии сотрудников данных отделений.

 

1.5 Функции специалистов отделения социальной реабилитации «Свеча»

 

Социальная среда развития – условия взаимодействия ребёнка с другими людьми, сообщество, которое складывается в реабилитационном учреждении. Его участники – воспитанники, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников. Работая с детьми в разновозрастной группе, необходима координация деятельности всех сотрудников. Этой цели может служить организация кукольного театра. Разнообразие организационных форм способствует расширению спектра общения детей и взрослых, позволяет сотрудникам лучше понять чувства и переживания воспитанников, поддержать их в разных ситуациях.

Подготовка к спектаклю - это целый комплекс дел взрослого и детского коллективов. Любое зрелищное представление - это совместное творчество сценариста, режиссёра, актёров, художников и музыкантов, а также зрителей и всех участников. В нашем учреждении все роли распределены следующим образом:

Заведующая – создание условий организации и демонстрации кукольного спектакля, привлечение спонсоров, приглашение гостей.

Методист – выпуск печатных материалов, помощь в оформлении помещения, фотосъёмка, фоторепортаж после проведения мероприятия.

Психологи, логопед – отбор участников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, коррекционные занятия, эмоциональный настрой воспитанников.

Медицинский персонал – профилактика нагрузок, соблюдение режимных моментов.

Инструкторы по труду – изготовление декораций, необходимого реквизита, театральной ширмы, пошив кукол и сценических костюмов.

Библиотекарь – обеспечение представления музыкальным оформлением.

Воспитатели – разучивание с детьми текстов, проведение занятий по подготовке к выступлению, участие в спектакле.

Кастелянша, оператор машинной стирки – обеспечение воспитанников необходимой одеждой и обувью.

Социальные педагоги – оформление пригласительных билетов родителям, опекунам, бабушкам и дедушкам детей.

Социальный педагог (организатор досуговой деятельности) – написание сценария, подготовительные занятия и репетиции с воспитанниками, ведение программы представления.

 

2.Реализация методической разработки

2.1 История создания и реализации методической разработки, сроки начала и окончания основных этапов

  

1 этап (2008 год) подготовительный

1.) Осмысление накопленного ранее опыта;

2.) Изучение информационных источников по проектной деятельности;

3.) Разработка проекта в условиях ОСР «Свеча».

 

2 этап (2009год) внедренческий

1.)Работа над методической разработкой по организации кукольного театра «В гостях у сказки»;

2.)Уточнение места, роли, назначения методической   разработки в системе работы с детьми;

3.)Внедрение методической    разработки всеми участниками театральной деятельности.

 

3 этап (2010 год) стабилизационный

1.)Апробация методической разработки театральной деятельности;

 2.)Моделирование, конструирование и оформление методической разработки;

 3.)Разработка новых технологий организации и проведения кукольных представлений.

 

4 этап (2011год) итоговый

1.)Анализ и обобщение театральной деятельности; соотнесение результатов с поставленными целями.

2.)Оформление и описание результатов проекта.

 

 

2.2 Формы реализации методической разработки

 

Театрализованные игры - богатейшее поле для творчества детей, поэтому будет правомерно отнести их к разряду творческих игр. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованных игр (По Л.В. Артемовой):

• режиссерские игры (настольный театр) - в них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой;

• игры - драматизации (инсценировка, игры с пальчиками) - в них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

 

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

 

Картонный театр картинок. В таком театре все картинки - персонажи и декорации - изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними.

 

Драматизация - инсценировка. Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

 

Игры - драматизации с пальчиками: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

 

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Особенность ее заключается в том, что ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята сами могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает тему по-своему.

 

3. Методические рекомендации по организации занятий

 

         Из разнообразных видов кукольного театра наибольшей популярностью в нашем учреждении пользуются театр игрушек, картонный и театр кукол – петрушек.

Ниже подробно описываются особенности каждого театра, объясняется, как сделать их оборудование, указывается, как пользоваться ими, как подготовиться и провести спектакль.

В конце программы прилагается репертуар для каждого вида театра кукол с режиссёрскими указаниями и методическими рекомендациями.

Советуем познакомиться с каждым видом кукольного театра и выбрать один из них для работы.

 

В отделении социальной реабилитации нельзя и не нужно требовать создании большого, сложного спектакля, который по силам профессиональным театрам. Пусть это будет маленькая сказка, небольшая сценка, показанная детскими игрушками, или коротенький спектакль картонного театра. Любое из этих зрелищ даст детям новые впечатления, доставит радость, внесет большое оживление на детских праздниках, а также в обычные дни, в часы, отведённые для детских игр.

Рекомендуя пользоваться кукольными театрами в специализированных учреждениях, мы, однако, предупреждаем, что необязательно каждое литературное произведение давать детям черезтеатр. При самостоятельном выборе литературного произведения, в каждом отдельном случае следует подумать, в каком кукольном театре лучше его показать, и если оно окажется не подходящим ни для одного из них, то лучше данный рассказ или сказку не показывать в театре, а просто прочитать детям. Если же литературное произведение сценично и в данном детском учреждении есть хорошие изобразительные средства, то показать его детям очень желательно.

 

В организации кукольных самодеятельных театров в реабилитационных центрах большую помощь могут оказать методические кабинеты. Желательно, чтобы в них были образцы и оборудование различных видов кукольного театра, комплекты силуэтов, наборы игрушек и кукол-петрушек.

При методических кабинетах желательно организовать консультации и занятия по организации кукольного театра, в которых творчески могут работать сотрудники, интересующиеся этим видом искусства. Коллективно легче, лучше и быстрее, можно сделать силуэты, картонные фигурки, кукол-петрушек и оформление спектакля; гораздо успешнее будет проходить работа над текстом и техникой кукловождения.

Всё это значительно повысит качество спектакля. А воздействие спектакля на детей в большой степени зависит от умелого подбора репертуара, художественности персонажей, оформления и слаженной игры кукол.

 

3.1 Театр игрушек

    В первом разделе методической разработки говорится о театре игрушек, в котором используются обычные детские игрушки. Место их действия - простой стол, поэтому при подготовке к показу спектакля игрушек не требуется почти никаких поделок.

   Тем, кто впервые начинает работать с куклами, рекомендуется сначала выступить перед детьми с рассказом «Как покупали куклу» (см. Пакет документов 2, Приложение 1), затем провести театрализованную игру «Мишка - отгадчик» (см. Пакет документов 2, Приложение 1)и только после этого перейти к сценам.

 

    Небольшие, но интересные сценки и несложные спектакли можно разыграть обыкновенными детскими игрушками. Педагог садится за детский стол, а перед ним, с другой стороны стола, полукругом, в несколько рядов, садятся дети.

- Я покажу, вам, как Зайка с Мишкой играли в прятки, - говорит педагог. Он тут же на глазах у детей берет руками игрушки, передвигает их и говорит за них. Вот он взял Мишку и ведёт его по столу. Мишка подходит к кроватке, говорит, что хочет спать и ложится. Прибегает Зайка, будит Мишку, зовёт его играть в прятки и т. д.

   Как уже было сказано, педагог не прячется от детей, не маскирует рук. Но дети не смотрят на него. Всё их внимание сосредоточено на игрушках. Они с увлечением следят за происходящим действием. Обычные игрушки - Зайка, Мишка и другие, которых дети ещё сегодня кормили, укладывали спать, купали, - превратились в «актёров» и выступают перед ними.

   Спектакли игрушек, несмотря на примитивность, большую простату, не лишены театральности, и малыши, и дети школьного возраста смотрят их с большим интересом и удовольствием. И, пожалуй, это наиболее распространённый вид кукольного театра в детских садах. Объясняется это, по-видимому, тем, что театр игрушек наиболее прост по сравнению с другими видами кукольного театра и для показа его детям не требуется специальных кукол и сцены: игрушки есть в каждом детском учреждении, и взрослые без большой предварительной подготовки могут разыгрывать ими несложные сценки. Необходимо помнить только, что для показа спектаклей игрушками надо брать сценки, в которых действуют игрушки. Содержание их должно быть предельно просто, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений, оно должно быть таким, чтобы игрушки могли выполнить все, что требуется по тексту.

Условия для организации театра игрушек

         Нельзя переоценивать возможностей игрушек и заставить делать больше, чем они могут. Игрушки имеют свои «игрушечные» возможности, очень небольшие, в смысле движении, действий и особенно переживаний. Игрушки не могут даже самостоятельно двигаться. Их передвигает руками педагог. Чтобы показать, что кукла - игрушка идёт, взрослый передвигает ее медленно, чтобы показать, что кукла игрушка бежит - передвигает быстро. Педагог поворачивает игрушку в разные стороны, наклоняет, укладывает в постель, заставляет прыгать и т. д. При этом очень часто он помогает игрушке другой, свободной рукой. Например, если Мишка сидит, но должен встать, чтобы идти, педагог свободной рукой выпрямляет ему лапы. Если кукле надо передвинуть стул на другое место, педагог прикладывает её руку к спинке стула и свободной рукой двигает стул вместе с куклой. Зайка не может откинуть одеяло на кроватке, чтобы лечь - это делает взрослый свободной рукой.

Так педагог помогает игрушкам выполнять различные движения. И если они смогут выполнить всё, что от них требуется по тексту, дети поверят тому, что видят. Если же игрушки не передадут зрителям содержание текста, дети увидят их беспомощность; разрыв между словами и действием вызовет у них неудовольствие, и им будет неинтересно.

       

При таких ограниченных возможностях игрушек в сценках и пьесах с их участием нельзя:

- показать, что они переживают сильное горе, отчаяние, гнев, возмущение и другие глубокие чувства. Чувства и переживания игрушек выражаются очень примитивно. Например, чтобы показать, что Зайка плачет, педагог закрывает ему мордочку лапками; при радости - заставляет его прыгать, при испуге - дрожать; при удивлении - разводить в стороны лапки и т. п.

- Нельзя при помощи игрушек, разыгрывать сценки и пьески героического содержания: как бы хороша и любима ни была бы кукла в форме солдата или моряка, невозможно при её участии показывать ловкость и находчивость разведчика, подвиги храброго мореплавателя, удаль и ловкость всадника на лошади.

- Не рекомендуется также показывать игрушками народные сказки: из игрушки не получится сказочный герой и при помощи игрушек трудно создать необходимую для сказки обстановку. Педагоги же не учитывают этого, особенно часто в детских садах дают при помощи игрушек сказку в обработке Л. Н. Толстого «Три медведя», причём тут преследуется ещё и дидактическая цель: дать детям понятие о величине. А между тем эта сказка мало пригодна для показа её в театре игрушек, потому что в ней много чувств и переживаний, недоступных для игрушек, много действий, невыполнимых для них.

   Разберем эту сказку подробно. Вся сказка, от начала до конца, проникнута самыми разнообразными переживаниями и чувствами: страх заблудившейся в лесу девочки, радость при виде домика, сменяющаяся тревогой, что там её ожидает, интерес девочки к необыкновенной обстановке комнаты, страх при пробуждении и пр. Передать всё это кукла не может, не может она показать, что ей неудобно сидеть на больших стульях и спать на больших кроватях, не может она брать и есть разными ложками. Невозможно при помощи игрушек создать нужную для этой сказки обстановку. Трудно показать такой лес, чтобы зрители поверили, что в нем можно заблудиться и что там страшно. Игрушки - мишки не создадут образы медведей Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и маленького Мишутки. Не почувствуют дети страха за, спящую в кроватке, девочку при приближении к ней мишек. Дети не поверят, что игрушки - мишки смогут причинить вред кукле - девочке и что она может их бояться. Кукла - девочка и мишки останутся для детей игрушками, и они будут смотреть на них спокойно и безучастно.

    Надо думать, что, просмотрев сказку «Три медведя» в театре игрушек, дети получат представление о величине, запомнят, какие миски, ложки, стулья и кроватки — большие, какие — средние, а какие — маленькие. Но вся прелесть этой замечательной сказки для детей пропадет...

    Театр игрушек, как каждый театр, должен обогащать текст, давать зрителям яркие образы, помогать детям полнее воспринимать содержание рассказа, сказки или другого литературного произведения. Если же спектакль игрушек этого не достигает, если он не обогащает, а обедняет или даже искажает литературное произведение, - значит, игрушки с их возможностями не являются подходящими, полноценными выразительными средствами и данное литературное произведение показывать игрушками не следует.

Материал для показа 

    В Приложении 1(см. Пакет документов 2) даны небольшие сценки и пьески для показа их при помощи игрушек: «Игра в прятки», «Мишка болен», «Лохматая шапка» и «Приключения игрушек».

    В этих сценках рассказывается про игрушки и в них участвуют игрушки. Все действия и движения вполне для них выполнимы. Кроме материала, имеющегося в Приложении 1, можно брать рассказы и стихотворения про игрушки из детской литературы. Например, «Ванька - встанька» С. Маршака, «Мой Мишка» 3. Александровой, «Про игрушки» А. Барто и др.

Этапы работы

    Педагогам, никогда не работавшим с к



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Для несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)