Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии, показатели и средства измерения уровня математических знаний младших школьников.



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Критерии, показатели и средства измерения уровня математических знаний младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача повышения качества обучения школьников не может быть решена без разработки средств содержательного контроля и оценки знаний. Неудовлетворительность существующей системы контроля общеизвестна. Одним из ее основных недостатков, отмечаемых многими педагогами и психологами, является эмпиричность, следствием которой выступают множественность и разрозненность выделяемых показателей, затруднения в практической ориентации на них. Поэтому проблема выделения теоретически обоснованных критериев качества знаний и разработки соответствующих способов проверки знаний учащихся приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность.

В основу оценки качества теоретического знания должны быть положены характеристики, которые адекватно отражают его модельную природу и логику становления; такими характеристиками являются предметность, обобщенность, системность.

В действующих программах учебных курсов требования к оценке качества знаний учащихся задаются конкретными перечнями знания того, что школьники должны знать и уметь на каждом этапе обучения. Характерно, что эти требования задаются в виде двух отдельных перечней: перечня задач, которые должны уметь решать школьники по окончанию изучения того или иного раздела или целого учебного курса, и перечня понятий с их существенными признаками. Причем, об усвоенности понятия принято судить по характеру словесных определений и формулировок учащихся.

Предметность, обобщенность и системность знаний учащихся являются результатом полноценной учебной деятельности, так как именно эти характеристики знаний развернуто представлены в структуре учебных действий, составляющих полный цикл процесса решения учебной задачи. При постановке учебной задачи создаются условия для того, чтобы ученики различили логику научного предмета изучения и собственную, не совпадающую с ней логику. В ситуации противопоставления этих двух логик формируются исходные уровни предметности знаний. После чего оказывается возможным само выделение и модельная фиксация исходных свойств предмета изучения, общего способа действия с ним, выделенность, представленность исходного отношения и его свойств составляет характеристику знания со стороны предметности.

Освоив общий способ действия при работе со специфическими учебными моделями, дети переходят к построению системы конкретно-практических задач, решаемых данным способом. Этот этап развертывания учебной задачи является кульминационным для становления обобщенности знаний. Сама способность учащихся свести все конкретное многообразие задач к единому способу и решать задачи "с места" является показателем обобщенности введенного до того понятия. Показатель обобщенности знания характеризуется возможностью применять сформированный способ действия к решению частных конкретно-практических задач.

Этапом развертывания учебной деятельности, предъявляющим максимальные требования к системности знаний учеников, является момент перехода от одной учебной задачи к другой. Здесь перед детьми впервые ставится качественно новая задача, для решения которой необходимо не просто использовать, но и преобразовать имеющийся способ действия. Возможность развития выделенного принципа, его преобразования применительно к новому подклассу задач, составляет содержание показателя системности знаний.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня математических знаний младших школьников.

Критерии Показатели
1. Предметность 1.Знание фактического материала. 2.Умение применять его на практике. 3.Владение основными математическими понятиями.
2. Обобщенность 1.Умение сводить многообразие задач к единому способу решения. 2.Примение сформированного способа действия к решению частных конкретно-практических задач.  
3. Системность 1.Умение использовать и преобразовывать имеющийся способ решения. 2.Развитие выделенного принципа, его преобразование применительно к новому подклассу задач.  

На основе критериев выделяются следующие уровни математических знаний младших школьников.

Уровни математических знаний младших школьников.

Таблица 2

Критерии

Показатели

Уровни воспитанности младших школьников

Высокий Средний Низкий
1. Предметность 1.Знание фактического материала. 2.Умение применять его на практике. 3.Владение основными математическими понятиями. Ученики в совершенстве владеют материалом, умеют применять его на практике. Ученики владеют материалом, но не всегда могут грамотно использовать свои знания. Ученики обладают определенными знаниями, но не понимают как их правильно использовать.
2. Обобщенность 1.Умение сводить многообразие задач к единому способу решения. 2.Примение сформированного способа действия к решению частных конкретно-практических задач.   Ученики умеют решать разнообразные задачи, приводить их к единому способу решению. Ученики умеют решать задачи. Но не всегда сразу могут найти верный способ решения. Ученики слабо справляются с решением задач, не могут легко найти способ решения.
3. Системность 1.Умение использовать и преобразовывать имеющийся способ решения. 2.Развитие выделенного принципа, его преобразование применительно к новому подклассу задач.   Ученики умеют находить и преобразовывать различные способы решения задач. Ученики находят верный способ решения, но не всегда способны преобразовать его применительно к той или иной задаче. Ученики решают задачи имеющимся способом, не видят вариантов его преобразования.

 

Выводы по 1 главе

Теоретическое осмысление проблемы исследования позволило сделать следующие выводы.

1. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

2. Понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

3. В педагогике под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором  вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, в котором за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.

4. На практике начального обучения используются, развиваются и внедряются внутри- и межпредметные связи как «зона ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов.

5. Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения.

6. В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся – работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся.



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Критерии, показатели и средства измерения уровня математических знаний младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии, показатели и средства измерения уровня математических знаний младших школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)