Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности коллективной творческой деятельности младших школьников в процессе обучения математике.



2019-12-29 326 Обсуждений (0)
Особенности коллективной творческой деятельности младших школьников в процессе обучения математике. 0.00 из 5.00 0 оценок




Коллективная творческая деятельность чрезвычайно важна для младших школьников. Для ее реализации на уроке необходимо создание коллектива. Каждый маленький школьник сам за себя, не умеет работать и действовать в коллективе. Учителю начальных классов нужно приложить немало усилий, чтобы научить детей работать вместе, сплочено. Образование коллектива идет по нескольким признакам. Рассмотрим основные признаки — пути организации коллектива в начальных классах.

Первый признак и основной закон жизни коллектива звучит так: перед классами, их микрогруппами должны постоянно стоять социально значимые и вместе с тем доступные коллективные цели. Одно из важнейших требований в организации коллективной деятельности – это постоянная опора на интересы детей. Это требование в начальных классах организовать легче, чем в подростковом возрасте, так как дифференцированность интересов в младшем школьном возрасте недостаточна. Второй основной признак коллектива — систематическое участие всех учащихся в разнообразной коллективной деятельности. Нельзя допускать положения, когда дети выпадают из жизни коллектива, оказываются «не у дел» и начинают искать удовлетворение своих потребностей на стороне, в делах, нередко вредных и антисоциальных.

Третий признак и важный путь организации коллектива — это обеспечение организации между воспитанниками отношений взаимопомощи, взаимной ответственности и взаимной требовательности. Такие отношения обычно называют отношениями сотрудничества. Их развитие зависит от систематической реализации всех признаков коллектива. Здесь необходимо отметить следующее. При организации любой деятельности важно делить ее на отдельные части, взаимосвязанные операции и распределять их между воспитанниками. Такое распределение общей работы ведет к тому, что невыполнение кем-то из детей какой-то части коллективного дела вызывает недовольство к нему товарищей, желание помочь, если ученик старателен, но по каким-то причинам не смог выполнить задания или не имеет необходимых навыков. Это подтверждает наше мнение о том, что в этом случае лучше давать задания на выбор. Этот прием помогает достигнуть наибольшей эффективности результатов проведения мероприятия. Четвёртым и весьма важным путем организации и сплочения коллектива является развитие детского самоуправления. Формальное отношение к этому признаку может привести к необратимым последствиям в психическом развитии младшего школьника, в превратном понимании значения руководящих групп, актива класса. Неправильный выбор лидера может нанести психологическую травму учащимся, породить нездоровую обстановку в классе, которая со временем будет усугубляться и может привести к страшным, необратимым последствиям.

Можно реализовать коллективную творческую деятельность на уроке математики.

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

Школьное математическое образование способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, приобретению навыков логического и алгоритмического мышления, формированию мировоззрения. Но математика довольно сложный предмет, не всем дается легко, и как следствие возможна потеря интереса к обучению. Поэтому учителя математики, стараясь учитывать особенности, возможности, склонности ребенка, ищут пути для достижения устойчивого интереса к предмету, повышения качества знаний учащихся. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, понятно.

Единство обучения и творчества, а особенно коллективного творчества, как нельзя лучше способствует достижению этих целей. «Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта, - совокупность идей, подобно совокупности красок или слов, должна обладать внутренней гармонией», - писал Г. Харди. Исследовательская деятельность учащихся, их активная позиция в учении, совместная работа учителя и учащихся в поиске ответов на вопросы «что?», «почему?», «как?» делает процесс обучения творческим, позволяет включить каждого учащегося в общее обсуждение (повысить уровень познавательного интереса), в результате которого происходит добывание знаний, развитие логического мышления, математической речи, воображения, интуиции. Для организации такой деятельности учителя математики стараются использовать разнообразные формы уроков и внеклассных мероприятий: игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Крестики-нолики», математический калейдоскоп, уроки-путешествия, интеллектуальный марафон, деловые игры, уроки-сказки, театрализованные представления и т.д. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за друга, товарища по команде. Увлекшись, они учатся, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно, играючи. Это прекрасно, но, как все прекрасное, редко.

А если мы хотим пробудить творческое начало и его развивать, то на каждом уроке необходимо организовывать такую деятельность учащихся, чтобы они были вынуждены творить, может быть, не замечая этого. Поэтому в каждой работе, в домашнем задании учителя предлагают задачи, не имевшие аналогичной в классе, или создают ситуации «Сделай выбор», или просят учащихся самостоятельно придумать задачу, это ставит ребенка в положение, когда репродуктивная деятельность ничего не дает, придумать, выбрать – процесс творческий. Развитие творческой активности учащихся также является результатом умелой разнообразной самостоятельной работы на всех этапах урока.

Показывая на уроке различные способы решения задачи, организуя их коллективный поиск, повышается творческая активность учащихся. Решение занимательных задач, задач на смекалку развивает и тренирует мышление учащихся вообще, и творческое, в частности, формирует способность выполнять операции сравнения, обобщения, делать выводы и умозаключения. Детям очень нравится выполнять такие творческие задания, как придумать сказку, составить кроссворд, ребусы, которые заслушиваются или разгадываются во время занимательных минуток на уроках. Неизменный интерес вызывают у детей уроки «Мы рисуем на координатной плоскости», для усвоения этой темы учащимся предлагаются разнообразные упражнения, результатом выполнения которых являются изображения отдельных объектов или даже целых сюжетов. Такие задания пробуждают фантазию учеников, заставляют  увидеть связь красоты и математики, непосредственно на уроке соприкоснуться с миром прекрасного. После таких уроков организуются выставки детских работ, нет одинаковых, они выполнены ярко, красочно, с эстетическим вкусом. Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.

Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.

 

 



2019-12-29 326 Обсуждений (0)
Особенности коллективной творческой деятельности младших школьников в процессе обучения математике. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности коллективной творческой деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)