Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сертификация и стандартизация программных средств



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Сертификация и стандартизация программных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




При оценке качества ПС важны рациональная организация системы испытаний программных средств и его сертификация. Программные средства относятся к товарной научно-технической продукции, они обладают потребительской стоимостью и ценой, поэтому могут выступать предметом сертификации. Однако ПС представляет собой специфический вид продукции, к его особенностям прежде всего относятся: большие затраты умственного труда в процессе разработки; небольшие производственные затраты при изготовлении; необходимость процес­са сопровождения и доработки в процессе эксплуатации; отсутствие воз­можности полного устранения ошибок в больших программных систе­мах; новизна продукции. Перечисленные и некоторые другие особен­ности программных средств как продукции требуют особого подхода к их сертификации. Сертификация — подтверждение путем испытаний соответствия изделия или услуги стандартам и техническим условиям (ТУ). Такое определение вызывает необходимость разработки и при­менения нормативно-технических и методических документов, в кото­рых, в частности, обозначены требования к качественным характерис­тикам продукции. Эти документы разрабатываются на международном, национальном и региональном уровнях. Цель сертификации — дать гарантию потребителю, что характеристики изделий находятся в полном соответствии с требованиями стандартов. Формы сертификации различаются в зависимости от вида сертифицируемой продукции и стра­ны, применяющей преимущественно тот или иной вид обозначения ка­чества: на изделии знак соответствия; удостоверения этикетками; доку­ментальная сертификация; публикация в печати наименования продук­ции и изготовителей, выпускающих сертифицированную продукцию.

Различают три вида сертификации: устную (подтверждение продав­цом соответствия продукции требованиям качества), самосертифика­цию (заявление изготовителя о том, что выпускаемая им продукция со­ответствует требованиям стандартов) и сертификацию третьей сторо­ны Последний вид сертификации наиболее распространен, поскольку обеспечивает удостоверение качества, выдаваемое не зависимой от из­готовителя организацией.

Для проведения испытаний и сертификации создаются специализи­рованные организации — испытательные лаборатории или центры. Анализ практики законодательного регулирования деятельности таких организаций показывает, что законодательными или нормативными актами должны охватываться следующие группы вопросов: 1) регистрация органов сертификации; 2) поддержка органов по сертификации со стороны правительства; 3) установление критериев деятельности органов по сертификации; 4) регистрация знаков соответствия (серти­фикатов). Программные средства при всей широте их распространения в сис­темах управления остаются относительно новым видом продукции с трудно стандартизуемыми свойствами и характеристиками, и стандар­тов для этого вида продукции немного. В связи с этим на международ­ном, региональном и государственном уровнях целесообразно исполь­зовать не только международные стандарты IS (International Standards), но и их проекты — DIS, а также проекты предложений к стандартам DP и стандарты ANSI/IEEE.

В мировой практике установлены общие схемы (номенклатуры) по­казателей качества ПС, при этом для программных средств различных классов устанавливаются свои специфические номенклатуры, учитыва­ющие их функциональное назначение.

Основными показателями качества признаны:

•эффективность, ее критерии - эффективность коммуникации и
эффективность обработки данных;

• надежность, критерии-согласованность, точность, устойчивость к ошибкам, простота;

• корректность, критерии -завершенность, согласованность, прослеживаемость;

• защищенность, критерии- доступность системы и контроль за
доступом к ней;                                                                                          

• удобство обслуживания, критерии- согласованность, простота, модульность, информативность;

• гибкость, критерии — модульность, расширяемость, информативность, общность;

• мобильность, критерии — модульность, информативность, независимость от среды (средств ВТ и операционных систем), завершенность универсальность, критерии — модульность, общность, информативность, независимость от других ПС, независимость от средств ВТ;

• сопрягаемость, ее факторы — модульность, унифицируемость процедур связи, унифицируемость данных;                                                                

• живучесть, факторы — автономность, модульность, управлений
аномалиями;                                                                                             

• сопровождаемость, критерии — согласованность, проверенность,|
модульность, самодокументируемость;                                             

понятность, критерии — структурированность, информативность,
открытость.                                                                                                

Достоверность и точность проведения контроля, измерений и оценки качества ПС ВТ достигаются путем создания и использования следующих типов инструментальных средств: измерения (тестирований испытания, расчета объемно-структурных характеристик, сбора и обработки мнений экспертов и т.д.); оценки значений показателей качества ПС ВТ; информационного обеспечения (сбора и переработку информации, базы знаний и данных и т.п.); автоматизированных средств принятия решений о качестве ПС BT.

 B правовом государстве спорные вопросы, возникшие в процессе контроля за качеством ПС ВТ, должны решаться на основе положений, закрепляемых в законе РФ о качестве и в других законодательных актах и нормативных документах, имеющих отношение к данной проблеме. В 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г № 2300-1 (ред. от 17.12.1999), регулирующий отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавли­вающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребите­лей, на получение информации о товарах(работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) просвещение, государствен­ную и общественную защиту их интересов, а также определяющий ме­ханизм реализации этих прав.

Важную роль в государственной системе управления качеством иг­рает законодательное регулирование процесса сертификации продук­ции. В РФ действует Закон «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г № 5151 (в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г № 211-ФЗ). Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (да­лее — продукция) в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Сертификация осуществляется в целях:

• создания условий для деятельности предприятий, учреждений,
организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России,
для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

• защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (про­давца, исполнителя);

• контроля безопасности продукции для окружающей среды, жиз­ни, здоровья и имущества;

• подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Законом определены полномочия Государственного комитета Рос­сийской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт Рос­сии). Этот Комитет: формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ.

 Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представ­ляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответ­ствии с Законом о сертификации. В систему сертификации могут вхо­дить предприятия, учреждения и организации независима от форм coбственности, а также общественные объединения. В систему сертификации может входить несколько систем сертификации однородной продукции. Системы сертификации подлежат государственной регист­рации в установленном Госстандартом России порядке.

В Законе приняты определения:

сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифициро­ванной продукции установленным требованиям;

знак соответствия — зарегистрированный в установленном поряд­ке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом России.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмот­ренных законодательными актами РФ. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в от­ношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления РФ.

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные государственные органы управления РФ, уполномочен­ные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сер­тификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (про­давцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации , и координации работ в системах сертификации однородной продукции. Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объедине­ний (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управ­ления.

На современном уровне развития информатизации и компьютери­зации в управленческих структурах недостаточно ограничиваться ана­лизом программной составляющей проекта. Для принятия обоснован­ного решения по выбору того или иного программного комплекса в целях использования в конкретных предметных областях необходимо рассматривать такие аспекты, как функциональная полнота, методо­логия постановки задачи, архитектура и структуры баз данных, техно­логия процесса преобразования информации, адаптивность к изменя­ющимся условиям окружающей среды.

Перечисленные аспекты особенно актуальны для системы налого­вых органов, так как сложившаяся практика разработки автоматизи­рованных программных комплексов и объективные экономические ус­ловия существования и развития налоговой системы в России предъяв­ляют к информационным технологиям особые требования.

           

 

 



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Сертификация и стандартизация программных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сертификация и стандартизация программных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)