Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Смена позиций при помощи смешанной аппликатуры суженного и расширенного расположения пальцев



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Смена позиций при помощи смешанной аппликатуры суженного и расширенного расположения пальцев 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование чётных позиций и полупозиций

В практике скрипичной игры обычно избегалось использование чётных позиций (главным образом второй и четвёртой), а также полупозиций.

 Ш. Берио, например, указывает: «Ряд нечётных позиций самый удобный, /…\ начиная с первой позиции, рука встречает опору при переходе в третью позицию и утверждает руку о шею скрипки, обеспечивая верность интонации».

 Этот подход не совсем верен (хотя и часто встречается в педагогической и исполнительской практике), так как опора руки о корпус инструмента в третьей позиции ведёт к неправильному положению левой руки, что в свою очередь вызывает неверные движения пальцев, негативно сказываясь и на интонации. Рука скрипача должна опираться о корпус инструмента, только начиная с четвёртой позиции. «Приклеивание» руки к корпусу инструмента в третьей позиции нежелательно (хотя и возможно) даже на начальном этапе обучения, т. к. переучивать закреплённые когда-то навыки всегда сложнее, чем учить «с чистого листа».

 Игнорирование чётных позиций приводит к обеднению аппликатурных возможностей, обуславливает возникновение больших трудностей и неудобств, т.к. ведёт к излишним переходам, вынужденному использованию неудобных движений пальцев и т.д.:

 

 

Не менее важным является использование полупозиций. С игрой в полупозиции связаны:

а) суженное расположение пальцев на грифе

б) максимальное использование четвёртого пальца, что в данном положении является рациональным

 Использование полупозиций даёт ряд серьёзных преимуществ, например:

 

 

Широкое использование полупозиций и чётных позиций должно входить в исполнительскую практику скрипача как один из основных приёмов рациональной аппликатуры.

 

Глава пятая

 

Аппликатура двойных нот и аккордов

При игре на скрипке большую роль играет также техника двойных нот и аккордов. Таким образом, скрипка – это не только мелодический инструмент, как, например, духовые инструменты, но и полифонический. Аккордовая техника широко используется в таких произведениях - шедеврах, как сонаты и партиты для скрипки, сюиты для виолончели соло И.С.Баха, в каприсах Локателли, Н.Паганини, в сочинениях замечательного русского скрипача и композитора Хандошкина…

 Поэтому, технике двойных нот и аккордов необходимо уделять большое внимание: следить за ровностью звучания, рациональностью движений правой и левой рук, чистотой интонирования. Интервал или аккорд должен чисто звучать не только в отдельности, сам по себе, но и во взаимоотношении с предыдущим и последующим.

 

Рассмотрим аппликатурные варианты различных видов двойных нот:

Терции

 Терции можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

1. Естественное – интервал берётся первым-третьим или вторым и четвёртым пальцами.

2. Суженное – терция берётся первым-четвёртым пальцами.

3. Расширенное – первым-вторым, вторым-третьим или третьим и четвёртым пальцами (преимущественно при больших терциях).

4. Возможно также применение открытых струн.

 

 Гаммы двойными терциями можно исполнять несколькими  вариантами аппликатуры:

- играя на нечётных позициях (что чаще применяется)

- играя на чётных позициях – второй, четвёртой, шестой и т.д.

 

Аппликатура чётных позиций имеет важное преимущество. Она даёт меньшие расстояния при переходах из позиции в позицию, позволяя держать руку в промежуточном положении между двумя позициями. Тем самым облегчается игра в быстром темпе и обеспечивается большая плавность и незаметность переходов.

 При переходах на позиции использование в отдельных случаях открытых струн даёт возможность избежать излишних ненужных переходов.

Все указанные виды аппликатуры можно применять в практике игры в соответствии с ритмом гаммы, который в каждом отдельном случае определяет опорные пункты переходов в позиции.

 

 

На высоких позициях, во избежание неудобного уплотнения пальцев на грифе, следует заменять обычную аппликатуру терций аппликатурой расширенного расположения пальцев, Вместо первого-третьего брать терцию первым и вторым; вместо второго и четвёртого – вторым и третьим или третьим и четвёртым. Такая аппликатура даёт большую интонационную устойчивость и лучшее звучание.

 Гамообразные последовательности хроматических терций могут исполняться попеременным чередованием двух пар пальцев либо скольжением каждой пары в отдельности. Последний приём используется иногда для достижения особого эффекта звучания:

 

Сексты

 Двойные сексты можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

1. Естественное – секста берётся первым-вторым, вторым-третьим или третьим и четвертым пальцами.

2. Суженное – интервал берётся первым-третьим или вторым и четвёртым пальцами (преимущественно при больших секстах).

3. В отдельных случаях возможно применение открытых струн:

Безусловно, нужно избегать аппликатур, требующих перебрасывания одного и того же пальца с одной струны на другую на интервал уменьшённой или увеличенной квинты:

 

Их лучше заменить следующей аппликатурой:

 

 

 

Октавы

 Возможные варианты исполнения

1. Естественное расположение пальцев - октава берётся первым-четвёртым пальцами

2. Расширенное – берётся первым-третьим или вторым и четвёртым

3. С применением открытых струн.

 

В интервальных и аккордовых последовательностях очень важную роль играет принцип подготовки и оставления пальцев.

 В аккордовых последовательностях следует по возможности избегать перебрасывания одного и того же пальца через струны.

 

Расположение пальцев в аккордах:

1. Естественное:

2. Суженное:

Расширенное

С открытыми струнами

 Если в аккорде встречается чистая квинта, берущаяся одним пальцем, то она может быть использована как ось для движений пальцев левой руки.

 

В XVIII веке в некоторых случаях при исполнении аккордов применялась аппликатура большого пальца. Этот аппликатурный приём идёт от музыкальной практики немецких народных скрипачей -шпильманов XVI-XVII веков (см. Allegro из восьмой сонаты Л.Франкера для сктипки и баса, сонату №12 Леклера).

В дальнейшем аппликатура большого пальца не получила распространения в исполнительской практике и использовалась чрезвычайно редко. Её применял эпизодически в сонатах Баха советский скрипач Б.С.Фишман.

 

 

Глава шестая

 



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Смена позиций при помощи смешанной аппликатуры суженного и расширенного расположения пальцев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Смена позиций при помощи смешанной аппликатуры суженного и расширенного расположения пальцев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)