Существуют следующие способы переходов
при помощи: 1) скольжения одним и тем же пальцем; 2) скольжения одного пальца с последующим падением на струну другого – вышележащего или нижележащего. Если вышележащего пальца (при движении вверх),- то такой переход называется прямым; если нижележащего (при переходе наверх),- перекрёстным; и наоборот. 3) c ужения пальцев; 4) растяжки пальцев; 5) Кроме того, можно осуществлять смену позиций простым перемещением руки, без скольжения, используя звучание открытых струн или натуральных флажолетов.
В исполнительской практике чаще всего употребляется второй способ. Правильная смена позиций заключается при использовании этого способа в лёгком скольжении пальца по струне, которое является вспомогательным приёмом, позволяющим плавно перенести руку в нужное положение. Скольжение пальца должно быть незаметным, для чего его нажим должен ослабевать по мере приближения к требуемой позиции. Это очень важный момент, т. к. часто у учеников встречается обратное: вместо расслабления пальца при переходе, часто наблюдается, напротив, сильный его зажим, связанный со страхом «не попасть» в ноту. Естественно, в данном случае интонация ноты после перехода бывает обычно ниже требуемой. Поэтому, во избежание этих трудностей, педагог должен, по возможности, избегать таких фраз, как: «попасть в ноту». Лучше заменить его на выражение: «взять ноту». В этом случае, у ученика произойдёт ответный рефлекс, связанный с приятным воспоминанием, например, как он берет свое любимое животное или игрушку. В результате чего, он, скорей всего, возьмёт ноту верно. Следовательно, важным аспектом педагогической деятельности является внимательное отношение к подбору методов, даже просто слов, используемых на уроке, учитывая индивидуальные психологические особенности ученика. При переходах в позиции на любые интервалы наиболее рациональной аппликатурой является та, которая даёт возможность исполнить эти интервалы переходами в возможно более близкие позиции. При переходах на интервалы секунды, терции и кварты используется аппликатура смежных пальцев. При переходах на кварту, сексту, септиму, октаву и т.д.,- аппликатура несмежных пальцев:
Смену позиций можно осуществлять не только при помощи вспомогательного скольжения пальца, но и посредством расширения и сужения расположения пальцев. Так, например, следующее фрагмент может быть исполнен как обычным способом:
так и с использованием растяжения четвёртого пальца (без скольжения):
тем самым, расширяя объём пятой позиции.
Таким образом, смена позиций с помощью растяжки и сужения пальцев осуществляется путём постепенного перемещения руки, замаскированного, как бы прикрытого. Использование суженного и расширенного расположений пальцев как аппликатурного приёма имеет большое преимущество. Оно снимает активное движение руки и сокращает количество переходов, чем облегчается игра в быстром темпе.
Вот несколько рациональных приёмов, облегчающих плавную и незаметную смену позиций:
1) Смена позиций при помощи открытой струны. Л. Моцарт, уделявший большое внимание проблеме смены позиций, писал: «Дожидайся способного и лёгкого случая так сойти вниз неприметно, чтобы слушатели того и не узнали. Сие случается удобно, когда дождёшься такой ноты, которая пустою струною берётся: при сыгрывании сей весьма легко вниз спуститься». Смена позиций при помощи открытой струны особенно целесообразна при переходах в отдалённые позиции.
2) Смена позиций при помощи натуральных флажолетов основана на характерном свойстве этого способа извлечения звука: натуральный флажолет продолжает звучать какое-то время спустя после того, как палец, бравший его, перестаёт касаться струны. Неплотно прижатый палец на натуральном флажолете освобождает руку и пальцы от напряжения в момент перехода в новую позицию, позволяя незаметно перенести руку в нужное положение. При переходах (скачках) на большое расстояние одним и тем же пальцем в быстром темпе использование натурального флажолета часто облегчает интонационно точное взятие нижнего звука и делает незаметным необходимое поправочное движение пальцем. Относительная лёгкость взятия натурального флажолета позволяет применять переходы на него уже на самом раннем этапе обучения.
3)Переходы в смежные позиции при помощи скольжения одним и тем же пальцем на интервал полутона. Данный приём обеспечивает плавную и незаметную смену позиций в быстром темпе
4) Смена позиции при помощи подмены пальцами звуков одной и той же высоты, которая подчёркивает ритмический рисунок, устраняет так называемые ложные акценты, обуславливает различную тембровую окраску одного и того же звука. Последнее было использовано некоторыми скрипачами-виртуозами в своих пьесах, например:
5)Смена позиций с помощью суженного (расширенного) расположения пальцев
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |