Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Анализ сюжета «Горного венца» Негоша




 

Народная эпическая песня значила много для черногорца. Она служила для него не только единственным учебником истории с описаниями событий, именами и хронологией, но и авторитетнейшим пособием по этике и эстетике. Историю племени и братства, историю страны черногорец знал из песни. Из нее же он узнавал о подвигах и геройской смерти своих предков. Как себя вести в той или иной ситуации, что суть красота, добро и справедливость - всему этому он учился у народных певцов.

События, о которых повествуется в драматической поэме «Горный венец", произошли в Черногории на рубеже XVII и XVIII веков. Это был тот самый эпизод черногорской истории, о котором говорилось выше: изгнание из страны соотечественников-мусульман, местных турок, как их называют действующие лица поэмы, отчаянная акция черногорцев, бросивших вызов огромной империи, ввергшая страну в нескончаемые войны и в конечном итоге способствовавшая освобождению всех южных славян от власти турок.

Случилось ли это в Рождественский сочельник 1702 г.. как пометил Негош, публикуя народную песню об изгнании потурченцев, в конце ли XVII века, как стоит на титульном листе первого издания поэмы (Вена 1847), или это нападение не было неожиданным и одновременным, как считают некоторые современные исследователи, - сказать сегодня с полной уверенностью невозможно.



Избранный Негошем сюжет неоднократно раз­рабатывался в черногорском эпосе, устных преданиях, отражен он и в «Истории Черногории от исконных до новых времен» С. Милутиновича (1835). Осман­ская политика исламизации порабощенных народов, увенчавшаяся в ряде случаев, например, в соседних Боснии и Албании, успехом, на рубеже XVII—XVIII веков начала давать плоды и в Черногории. Выбора чаще всего не было: «Пей шербет из чаши Магомета, иль по шее топором получишь!» Так в Черногории появились семьи и братства, принявшие мусульман­ство и ставшие опорой для чужеземного влияния в стране, которую силой оружия покорить не удавалось. Владыка Данило (1697—1735), первый владыка Чер­ногории из семьи Петровичей, решительно распра­вился с внутренним врагом, закрыв путь к овладе­нию страной изнутри, хотя эта опасность, как мы видели, не потеряла своей актуальности и во време­на Негоша, чем и объясняется его интерес к этой проблеме. И речь здесь не о религиозной нетерпимости, вообще несвойственной поэту. Еще в стихотворении 1833 года «Серб сербов благодарит за честь» он писал:

Будь сербом в деле, верь, во что веришь,

меркой веры мерь людскую глупость,

а серьезность — делом и доблестью!

А «дело и доблесть» состояли в том, чтобы со­хранить «гнездо свободы и юнацтва», сохранить свои народные корни, свою историческую память. Ведь вместе с верой люди меняли не только платье и религиозные обряды, но и образ мысли, предания, идеалы. Конкретному эпизоду черногорской истории, конкретным по большей части историческим персо­нажам Негош сумел придать характер художествен­ного обобщения высочайшей силы и убедительности[4].

Вот черногорские «турки» на свадьбе уже воспе­вают Джерзелеза, героя мусульманского фольклора, а Мустай-кадий рисует картины вечной жизни среди райских садов и прелестных гурий и не скрывает своего восторга перед «Царьградом, источником свя­тости и силы». Для них переход в мусульманство вполне естествен и логичен, ибо «когда мал ручей в большой впадает, он теряет собственное имя», — упорство «горсточки народа горного» перед силой и величием Оттоманской империи таким образом обес­смысливается.

Поэма значительно перерастает рамки этих событий, чрезвычайно важных для черногорской и сербской истории. Родившееся из глубин народной жизни, вспоенное из чистых ключей народного духа, это произведение великого поэта-философа, непростое и неоднозначное, было тотчас же принято народом. Многие стихи "Горного венца" до сих пор живут в языке в виде афоризмов, пословиц и поговорок. В Черногории нередко встречаются люди, знающие поэму наизусть, от первой до последней строчки. А цитируют ее все. И это. может быть, главное, что сделал владыка для просвещения своего народа. Любимая книга Негоша стала самой известной книгой черногорской и сербской литературы. Она стоит на первом месте по количеству изданий и по числу переводов на мировые языки.

"Горный венец" полифоничен. Его часто называют энциклопедией черногорской жизни. В нем можно найти все: историю и быт. веру и суеверия, православие и остатки язычества. трагедию и юмор. взгляд черногорцев на самих себя и на окружающий мир. глубочайший пессимизм и героический оптимизм. Как, впрочем, это можно найти и в сербском эпосе, другом уникальном феномене югославянской культуры.

Но "Горный венец" не только произведение народного духа, народной стихии, обработанное рукою великого мастера. Он принадлежит не фольклору, а литературе. Бесспорно, у Негоша были предшественники, как были они у Пушкина и Гоголя. Но великая русская литература началась не с Тредиаковского. Подлинная литература начинается тогда, когда приходит гений: она открывает глаза и начинает жить. Черногорская и сербская литература началась с Негоша. "Горный венец" - книга, которая не рассказывает и поучает, но ставит самые главные вопросы, те, на которые впоследствии отвечает история. Читая поэму, иногда кажется, что ее главные герои владыка Даниил и игумен Стефан через головы непонимающих или сваленных богатырским сном современников обращаются к нам, потомкам[5].

Фабула "Горного венца" проста. Старейшины черногорских племен неоднократно собираются на скупщину. Идут долгие разговоры, предшествующие принятию решения, на фоне повседневных событий. Наконец, решение принято. В Цетинский монастырь поступают первые вести о свершившейся акции.

Поле высокого напряжения практически неразрешимых вопросов, в котором существует главный герой поэмы владыка Даниил, и есть основное действие "Горного венца". Владыка колеблется. Потурченцы - люди одной крови с черногорцами. Они уже поют турецкие песни, но еще вместе с православными братьями защищают страну от турок, уже наполовину принадлежат султану, но еще считаются родством с черногорцами. Владыка страшится кровной вражды, которая может захлестнуть страну, самоубийственной гражданской войны, которой не вынесет Черногория. Он знает, что значит пролить человеческую кровь. Он и игумен Стефан мыслят в иных масштабах, чем их соплеменники. По положению стоящие выше других, они видят код истории. Молодой владыка ощущает себя ее заложником. Восьмидесятилетнему мудрому игумену открыт завтрашний день. Рядом, в Герцеговине, на расстоянии нескольких часов пути такие же потурченцы уже не считают себя сербами:

Я Царьградом триста лет владею,

завоеван он дедовской саблей...[6]

Два мира столкнулись на Балканах. Азиатский, мусульманский, и европейский, восточно-христианский. Если некогда граница между двумя этими мирами разделяла народы, то ко времени действия "Горного венца" эта граница переместилась. Она теперь разделяет один народ. Сегодня это уже не только борьба двух миров, но борьба внутри себя, борьба с неким началом, разрушающим самосознание черногорцев, лишающим человека и народ имени и истории, выталкивающим его в иное измерение. После поражения на Косовом поле, где сербы потеряли все, осталась историческая память, горячий пепел, из которого в любой момент могло появиться пламя. Владыка и игумен сознают, что потеря веры ведет к потере исторической памяти, уничтожению не только прошлого, но и будущего.

И здесь совпадают чаяния простых черногорцев, внутренне цельных, пришедших в поэму из эпоса, и чаяния владыки и игумена, проникнутых отвращением к насилию и пролитию крови. Услышав о многочисленных жертвах, о том, что не хватило земли на кладбище и убитых хоронят по-шестеро в одну могилу, игумен радостно смеется, удивляя владыку. Для Стефана то, что произошло, становится отныне не насилием, не убийством, пусть и совершенным на благо народа, но жертвой, принесенной на алтарь веры и отечества. Началась борьба за очищение и возрождение, освященная кровью мучеников.

Действие драматической поэмы тяготеет к че­тырем временным точкам, привязанным к обрядовым праздникам, когда, по обычаю, черногорцы соби­раются в Цетине. Это Троица, Рождество Бого­родицы, сочельник и Новый год; следовательно, от осознания необходимости действия до его свершения проходит полгода. Шесть ночей, выполняя роль свое­образного занавеса, отделяют сцену от сцены, в каждой из которых появляются все новые и новые «ар­гументы», вплетающиеся в ход мучительных размыш­лений владыки и подводящие его к единственно возможному решению, что создает своеобразное движение драмы. Характер же и суть «аргументов» составляют ту самую плоть «Горного венца», ко­торая и содержит в себе «энциклопедию» народной жизни. Здесь и быт, семейный и племенной уклад, этика и психология, обряды и обычаи, любовь и ненависть, шутки и прибаутки, игры и забавы, оцен­ка своего и чужого мира, историческая память на­рода, суеверия и предрассудки, приметы и толкова­ния снов. И все это не фон происходящего, а само происходящее, поданное с крайней лапидарностью и замечательной емкостью, чему немало способствует именно «разговорная форма» драмы. Ведь как раз­говаривают в «Горном венце»? «Не сказать ничего прямо и, однако, сказать все с помощью анекдота, пословицы или какой-нибудь детали из всем известной песни или сказки так, что и тот, кому говорят, и остальные, которые слушают разговор, хорошо понимают намек, считалось верхом искусства ведения разговора»[7]. Например, сцена переговоров черногор­ских главарей и главарей потурченцев представляет собой образец такого искусства.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7