Маркетинговое обоснование инновационной идеи
На сегодняшний день рынок общепита представляет собой бурно развивающуюся отрасль. Состояние на потребительском рынке города Брянска можно охарактеризовать как стабильное с высоким уровнем насыщенности. Увеличение реальных доходов населения расширило потребительский спрос, что способствовало росту оборота розничной торговли и общественного питания. По состоянию на 1 января 2008 г. сеть общественного питания в Брянске насчитывает 378 предприятий на 29 151 мест. Из них 209 предприятий относятся к общедоступному типу, 70 расположены при промышленных предприятиях, 99 — при учебных заведениях. Из 209 предприятий общедоступного типа 5 — рестораны, 3 — бары, 71 — кафе, 114 — закусочные, 13 — столовые. В 2007 г. в Брянске открылось 32 предприятия на 1 461 место. Одновременно в городе прекратили свою деятельность 14 предприятий питания на 671 место. Потенциальную емкость рынка быстрого питания по г. Брянску можно рассчитать следующим образом: население г. Брянска по данным переписи населения на 1.01.2009 г. составляло не менее 425 000 чел. Исключив пенсионеров, безработных, низкооплачиваемых работников и некоторые другие группы населения (425 - 121,74 - 11,6 - 6 - 100 = 185,66) можно предположить, что не менее 43,5% могут быть потенциальными клиентами различных предприятий быстрого питания. Однако, учитывая такие факторы как места расположения работ, уровень дохода и другое, можно предположить, что не более 4 % брянцев (или 17 тыс. чел.) являются посетителями общепита ежедневно, который заключается примерно в 360 подобных предприятий. Учтем столовые при промышленных предприятиях и при учебных заведениях: 360 - 165 = 195. Учтем заведения ресторанного типа и получим в результате около 150 предприятий фаст-фуда и разных кафе. Такие заведения посещает около 3 тыс. человек. Средний чек составляет 150 руб. Емкость рынка С = 150*3000 = 0,36 млн. руб./день = 159,7 млн. руб./год. Средняя численность посетителей нашего кафе (50 посадочных мест) составляет 285 человек ежедневно. С = 150руб.*285 чел.= 42750 руб./день. Таким образом, сфера общественного питания в Брянске постоянно развивается. Несмотря на большое количество ресторанов и кафе, город все же нуждается в предприятиях общественного питания, предоставляющих услуги питания высокого качества. Как правило, большинство заведений общественного питания ориентировано на взрослое население. Посетить их с детьми бывает затруднительно, так как они не располагают детскими комнатами, и дети вынуждены находиться в прокуренном помещении, иногда наполненном нетрезвыми людьми. Идея нашего проекта направлена на создание именно детского кафе, поэтому здесь в первую очередь будут удовлетворяться потребности детей. Кафе планируется открыть в центре Советского района г. Брянска, в здании Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина. Конкурентов в этой области на брянском рынке не существует. Единственный противовес составляют находящиеся неподалеку кафе и рестораны с детскими комнатами. Таковыми являются ресторан итальянской кухни «Ла Веранда» на площади Карла Маркса и кафе фаст фуд «Мак Дак» по улице Октябрьской. В связи с этим важно выявить и развить факторы конкурентоспособности нашего предприятия.
Таблица 1 - Факторы конкурентоспособности кафе «Мультиешка»
Таким образом, основными преимуществами кафе «Мультиешка» являются доступные цены, широкий ассортимент блюд для детей, удобное месторасположение, наличие аниматоров и доставка заказов на дом. Еще одной из основных сильных сторон нашего проекта является возможность, позволяющая проводить банкеты, праздники, прочие мероприятия для детей с комфортным расположением до 50 человек. По данной позиции конкурентом является только ресторан «Ла Веранда». Однако, учитывая статус ресторана, данное предприятие предлагает услуги по организации мероприятий по цене на 15% дороже. Наше кафе обладает наиболее выгодным местом расположения: близость офисных зданий, мест развлечения и досуга, удобная парковка и транспортная развязка. По данной позиции основным конкурентом является кафе «Мак Дак». Наличие широкого ассортимента для детей и постоянная работа над его соответствием текущим потребностям (например, в преддверии праздников; учет сезонных особенностей спроса и т.д.) делает кафе «Мультиешка» еще более привлекательным. В качестве основных слабых сторон можно назвать: - отсутствие сформированного положительного имиджа, - отсутствие опыта совместной работы членов коллектива. Для нормального функционирования кафе необходимы налаженные связи с поставщиками продукции и товаров. Поставщики для кафе «Мультиешка» представлены в табл.2. Значимыми поставщиками для кафе «Мультиешка» являются крупнейшие импортеры и производители Москвы («Веком», «Валенсия»), так как они поставляют товары высочайшего качества со всего мира, чего не могут предложить брянские предприятия. В свою очередь, с брянскими поставщиками налажена более тесная связь, что обеспечит стабильность и уверенность в будущем.
Таблица 2 - Поставщики кафе «Мультиешка»
Основными потребителями продукции кафе «Мультиешка» являются дети: учащиеся близлежащих школ, лицеев, гимназий. Возможно проведение заказанных заранее торжественных мероприятий. При этом предоставляется скидка. А также в кафе могут прийти всей семьей, чтобы отметить день рождения ребенка или просто провести семейный ужин в приятной обстановке. Изучив меню нескольких кафе, приходим к выводу, что ни одно из них не рассчитано на детей: в меню огромный ассортимент спиртных напитков, и слишком мало сладостей, напитков, которые любят дети (молочные коктейли, натуральные соки, газировка, какао, кофе, и т. д.). Внешняя среда – сфера, в которой организация осуществляет свою деятельность, совокупность «факторов влияния» вне предприятия. Анализ макроэкономического окружения применяется для определения возможностей и угроз для кафе, скрывающихся в его внешнем окружении. Анализа макроокружения кафе «Мультиешка» мы провели при помощи метода PEST -анализа.
Таблица 3 – PEST-анализ внешних факторов кафе «Мультиешка»
Данная таблицы показывает, что детское кафе «Мультиешка» имеет широкие возможности. Для создания кафе в городе созданы благоприятные условия со стороны государства. При плохой экономической ситуации цены на поставляемую продукцию остаются стабильными. Демографическая ситуация в городе за последние годы значительно улучшилась, растет число людей среднего класса, что повлечет за собой увеличение числа посетителей нашего кафе. Технологический фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Несмотря на хорошие возможности, есть и внешние угрозы. Политические факторы весьма непредсказуемы и всегда представляют собой угрозу для данной отрасли. К кафе будут предъявлены расширенные требования ГОСТа, СанПина и противопожарной безопасности. Также неизвестно, когда произойдет финансовая стабилизация в стране. Наблюдаемый рост инфляции весьма неблагоприятно сказывается на деятельности предприятия. Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому нужно будет предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Так как внешняя и внутренняя среда изменяются как под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны кафе «Мультиешка» в изменяющейся среде. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT- анализ. Таблица позволяет сопоставить сильные стороны и возможности нашего кафе. Благодаря выгодному географическому положению, высокому качеству и широкому ассортименту блюд для детей, привлекательному дизайну кафе «Мультиешка» будет пользоваться большим спросом у детей и взрослых. Слабые стороны не значительно препятствуют возможностям. С помощью руководящего состава можно легко перевести их в сильные стороны. К сожалению, полностью не удастся оградиться от возможных угроз макросреды. Нам будет необходимо проявлять гибкость, чтобы не потерять приобретённые позиции.
Таблица 4 - SWOT- анализ кафе «Мультиешка»
Для повышения конкурентоспособности нашего кафе необходимо осуществлять деятельность в области рекламы и ценообразования, используя свои сильные стороны: такие как выгодное место расположения, новизну предлагаемого товара, отличающегося от товаров конкурентов и высокое качество продукции, получаемое за счет качественного сырья и высокопрофессиональных кадров. Так как детских кафе в районе еще нет, кафе «Мультиешка» рекомендована стратегия захвата и усиления позиций на рынке, при которой будет сделано все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Кафе «Мультиешка», учитывая возможные изменения рыночной ситуации, рассмотрело возможные риски, которые могут привести к потере части капитала предприятия, а так же к дополнительным расходам: 1. Снижению общего уровня покупательской способности - вероятность есть, но, к сожалению, мы не можем спрогнозировать на должном уровне подобную ситуацию, т.к. это зависит от многих факторов и событий в регионе. Мы, в свою очередь можем лишь снизить свои цены по возможности до минимума. 2. Инфляция – всегда присутствует. В зависимости от её роста мы будем повышать цены, но не более чем цены конкурентов. 3. Появление на рынке конкурентов с более доступными ценами для потребителей – высокая вероятность. Основной упор будем делать на качество продукции. Кафе «Мультиешка» будет иметь свою концепцию. Основная концепция: оптимально подобранное меню для детей, возможность отдыха в игровой комнате, развлечение детей аниматорами. Миссия кафе «Мультиешка»: создание детского кафе с уютной атмосферой, где можно приятно провести время и утолить голод. Слоган кафе «Мультиешка»: «Твой самый вкусный день!», «Вкусный вид поднимает аппетит!» Проведенные предварительные исследования рынка свидетельствуют о существовании спроса на подобного рода услуги. Кафе «Мультиешка» хорошо подходит для детей и привлекает родителей, заботящихся о натуральном и здоровом питании для своих детей. Перспективы развития рынка общественного питания позволяют прогнозировать увеличение объема продаж и соответствующую загрузку производственных мощностей кафе. Увеличение объемов продаж будет проходить из-за проведения грамотной маркетинговой программы, нормализации процессов снабжения производства.
2.4 Составление плана производства и оказания инновационного продукта
Для того чтобы полностью реализовать свои услуги и представить их в качественном виде, кафе должно располагать производственными и финансовыми возможностями, а также возможностями персонала по оказанию данных услуг. Необходимо знать технологическую схему, которая зависит от расположения производственно-бытовых помещений и торгового зала. Кафе «Мультиешка» располагает площадью в 150 кв.м., 50 кв.м. из которых отведено под производственно-бытовые помещения и 100 кв.м. – под торговый зал. В целях снижения уровня шума в обеденном зале при отделке его стен и потолка будут применены звукопоглощающие плиты. Оборудование в обеденном зале разместится таким образом, чтобы посетитель имел свободный доступ к раздаточной линии и всем столам. Для свободного передвижения посетителей будут устроены главные и второстепенные проходы между столами и стульями. Производственное помещение размесится с учетом удобной взаимосвязи между собой, обеденным залом и кладовыми. При планировке производственного помещения будет учитываться ориентация его к сторонам света. Кухня по мере возможности будет ориентирована на север, северо-восток или северо-запад. Этой же ориентации следует придерживаться для холодильных камер. Моечная посуды предусмотрена смежно с раздаточной и обеденным залом. В кафе будет широко использоваться естественное освещение как наиболее благоприятное для зрения. В качестве источников искусственного света будут использоваться светильники различных типов. Отопительные приборы будут равномерно обогревать помещения и обеспечивать установленную технологическими нормами температуру воздуха. В кафе будет установлено центральное водяное отопление с использованием гладких радиаторов. В результате производственных процессов и вследствие скопления значительного количества людей в воздух помещений поступают избыточное тепло, влага, пыль. В связи с этим возникает необходимость в вентиляции помещений. Для усиления естественного воздухообмена во внутренних стенах помещений будут устроены вытяжные вентиляционные каналы. Кроме того, для надежного обеспечения воздухообмена будет применяться и искусственное вентилирование при помощи вентиляционных систем. Рабочие места повара и помощников повара организуют в соответствии с технологическим процессом приготовления блюд. Технологический процесс обычно состоит из следующих стадий: хранения и подготовки сырья, непосредственно приготовления, формования блюда, приготовления отделочных полуфабрикатов, отделки и кратковременного хранения готовых блюд. Правильная расстановка оборудования, подготовка рабочих мест, оснащение их необходимых инвентарем, посудой и транспортными средствами, бесперебойное снабжение в течение смены сырьем, электроэнергией – важные факторы экономического использования рабочего времени, обеспечение рациональной организации труда. В соответствии с технологическим процессом разграничены рабочие места для обработки сырых и вареных овощей, гастрономических мясных и рыбных продуктов, порционирования блюд. Салаты, бутерброды готовятся партиями и реализовываются в течение одного часа. Соблюдается температурный режим хранения и отпуска холодных блюд. Рабочие места в производственном помещении оснащаются оборудованием, посудой и инвентарем в зависимости от вида выполняемых технологических и производственных операций. Кухня будет оснащена современным оборудованием: плитами, жарочными шкафами, электросковородами, холодильными шкафами, производственными столами и стеллажами. В производственную программу кафе входят ассортимент и качество изготовляемых блюд и закусок, сладких блюд и холодильных напитков. План выпуска продукции будет составляться с учетом потребности в каждом из блюд. Ожидается, что в будние дни кафе «Мультиешка» будет обслуживать 250-270 клиентов в день, в выходные это число будет достигать 300-320 человек, таким образом, в среднем кафе будет принимать 285 человек в день. В приложении приведен расчет показателей производственной программы на первый год работы кафе (см. прил. 2). Из таблицы видно, что выручка кафе за год должна составить 7 302 414 руб. Исследования показывают, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством. Технология приготовления и рецептура блюд соответствуют всем современным требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам: еда готовится из экологически чистых продуктов, не используются покупные полуфабрикаты (поэтому качество продукции высокое), используется посуда из экологически чистых материалов. Кафе способно быстро увеличивать и сокращать объем выпуска продукции, что позволяет быстро и без особых затрат приспосабливаться к сезонным колебаниям спроса. В год на производственные материальные затраты предполагается потратить 1085697,6 руб. (см. прил. 3) Следующим этапом разработки производственного плана является расчет потребности в необходимом оборудовании и оснащении для детского кафе. Для приобретения необходимого оборудования необходимо 2157,6 тыс. руб. (см. прил. 4) Доставка, монтаж и отладка оборудования осуществляются фирмами-поставщиками, оплачиваются при покупке. В подготовительный период необходимо выполнить некоторый объем работ. Порядок, длительность и стоимость этапов отражены в календарном плане в таблице 5. Таблица 5 - Календарный план
Открытие детского кафе «Мультиешка» планируется на 1 июня – День защиты детей. Срок выхода на проектную мощность определен в 2-3 месяца, в зависимости от стратегии «рекламного наступления». Планируемый режим работы кафе с 9.00 до 21.00 ежедневно без выходных дней. Организационно-правовая форма предприятия: правовой статус формы собственности — общество с ограниченной ответственностью. В соответствии с организационно-правовой формой управление кафе «Мультиешка» будет осуществляться ею учредителями. Доходы, полученные от деятельности кафе, будут распространяться пропорционально вложенному капиталу. Для эффективной работы временных работников предусмотрены различные методы стимулирования: премии, единовременные пособия и т. д. Существенной статьей затрат предприятия является оплата труда персонала. Общая численность персонала кафе составляет 17 человек, в том числе, 3 – управленческий персонал, 14 человек – производственный персонал. Размер заработной платы определен исходя из уровня оплаты соответствующих специальностей на рынке труда г. Брянска. В перспективе предполагается включить в трудовые договора персонала пункт об участии в прибылях. По итогам первого года функционирования кафе будет принято решение о создании премиального фонда, распределение которого будет осуществляться на основе введения коэффициента трудового участия. Общая сумма затрат на оплату труда персонала (без учета налоговых отчислений и иных обязательных платежей) и размер заработной платы представлены в таблице 6. Из таблицы видно, что годовой фонд заработной платы составит 2532 тыс. руб. Зарплата наших работников напрямую зависит от прибыли. При увеличении прибыли будут выдаваться премии. Таблица 6 - Потребность в средствах на оплату труда
Схематично организационную структуру управления предприятия можно представить следующим образом (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Организационная структура управления кафе «Мультиешка».
Представленная структура является линейно-функциональной, что полностью отвечает потребностям гибкого и оперативного руководства малого предприятия общественного питания. Все сотрудники при приеме на работу будут проходить тестирование. При приеме на работу учитывается образование, рекомендации с прошлых мест работы, а также устанавливается испытательный срок — один месяц. Основные функции персонала определяются действующим законодательством РФ, Учредительными документами предприятия, трудовыми договорами и должностными обязанностями и имеют следующий вид (см прил. 5). 2.5 Разработка стратегии выхода предприятия с инновационным продуктом на рынок
Руководство кафе «Мультиешка» соблюдает установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. В кафе имеется книга отзывов и предложений, которая предоставляется по требованию гостей. Потребителю (гостям) предлагается оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с администрацией (наличный расчет, кредитные карточки, безналичный расчет). В свою очередь администрация «Мультиешки» обязуется выдавать гостям документ, подтверждающий их оплату – кассовый чек, счет. Кроме того, руководство кафе предоставляет потребителю (гостям) возможность проверки объёма (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания, масса указывается в меню. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа, при обнаружении недостатков потребителю (гостям) дается возможность выбора: - назначить новый срок исполнения услуги; - потребовать уменьшения цены за услугу; - потребовать безвозмездного устранения недостатков; - отказаться от услуги; - полного возмещения убытков. Товарная политика кафе «Мультиешка» довольно проста; предлагается только свежеприготовленная еда к столу. Меню разрабатывается разнообразным, необычным образом, чтобы данные блюда можно было найти только в кафе «Мультиешка». В данном меню найдутся как изысканные десерты, так и горячие блюда, которые порадуют своим превосходным вкусом. Кроме того, повара всегда находятся в поиске чего-то необычного. Для разнообразия можно будет устраивать, к примеру, «день русской, французской, немецкой, итальянской кухни и т. д.». Кафе «Мультиешка» стремится улучшить сервис и качество обслуживания в своем заведении. Изменения в меню и усовершенствование работы официантов приведет к улучшению качества работы кафе, и тем самым поможет улучшить товарную политику в нем. Помимо оказания услуг общественного питания кафе «Мультиешка» привлекает посетителей прочими дополнительными услугами: - организация детских праздников и семейных торжеств; - заказ продуктов питания на дом; - игровая комната для детей. Ценовая политика ориентирована на потребителей со средним уровнем дохода (согласно статистических данных средняя заработная плата по городу Брянску составляет 7000 рублей). В силу того, что предприятий общественного питания подобного уровня в данном районе нет, и ниша, на которую будет ориентировано кафе, практически свободна, серьезной конкурентной борьбы не предполагается. Формирование цен основано не на принципе «затраты + норма прибыли», а на соотношении позиций ассортимента с позициями конкурентов по критерию цена-качество. Расчет ценообразования на десертную продукцию приведен в таблице 7.
Таблица 7 – Ценообразование на десертную продукцию кафе «Мультиешка»
Как видно из приведенной таблицы, торговая наценка составляет 40 - 60%. Такая норма прибыли обычна для большинства кафе и позволяет предприятию нормально функционировать. Нашим постоянным клиентам будут вручаться карты vip-клиент, дающие право на получение скидки в размере 25%. Периодически будут проводиться розыгрыши призов (торт, футболка с логотипом кафе, или какой-либо ценный приз - его цена не должна превышать 1500 руб.). Еще ни одно кафе в нашем городе не проводило таких акций. На этапе выхода на рынок целью предприятия является формирование устойчивого спроса на услуги кафе «Мультиешка» выше точки безубыточности и последующее расширение рыночной доли. На первый месяц функционирования кафе в бюджет заложено 38000 рублей для организации следующих мероприятий: Таблица 8 – Затраты на рекламу на первый месяц функционирования кафе
В многолюдных местах будут ходить люди, наряженные в плюшевых медведей или других любимых детских персонажей из сказок и мультиков, и в рупор зазывать посетителей (3500 руб. в месяц). В качестве нерекламных методов продвижения предприятия на рынок предполагается использовать следующие: - введение дисконтной накопительной системы для постоянных клиентов. Основная цель – закрепление круга постоянных клиентов. - заключение договоров с детскими и образовательными учреждениями на организацию комплексных обедов. Основная цель – загрузка мощностей кафе, обеспечение объемов выручки на уровне выше точки безубыточности. - заключение договоров с предприятиями, оказывающими услуги по проведению торжеств, организации культурных мероприятий на обслуживание. В данном случае основной целью является формирование благоприятного имиджа, ознакомление максимально широкого населения с услугами кафе. В рекламную компанию входит также создание имиджа фирмы, то есть создание как можно более положительного и современного образа кафе, соответствующего требованиям и уровню потребителя.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |