Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность, признаки экскурсий и их классификация.



2019-12-29 353 Обсуждений (0)
Понятие, сущность, признаки экскурсий и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом. Продвижения с различными целями у древних народов, которые историки туризма традиционно рассматривают как истоки современных путешествий, способствовали развитию торговли, установлению религиозных и межкультурных связей. Возможности познания  особенностей исторического пути и культуры других народов могли появиться у путешественников только в результате наглядного изучения ими материалов памятников, образа жизни, повседневной культуры другого народа во время пребывания в этой местности, личного общения с представителями этой культуры.

Таким образом, экскурсии, как и туризм, рассматриваются с древнейших времён истории человечества. В России первым экскурсоводом признаётся император Пётр Первый, который любил сам лично показывать строительство Санкт - Петербурга своим гостям и рассказывать им о своих планах создания нового столичного города.  Не случайно и слово «экскурсия» латинского происхождения переводится В.И. Далем как «прогулка, проходка», т.е. рассматривается как процесс передвижения, способствующий познанию. В экскурсии непременно присутствуют три элемента: экскурсант, объект показа, экскурсовод. Последний проводит экскурсанта по заранее выбранному маршруту и своим рассказом и пояснениями помогает усвоить экскурсанту зрительный образ объекта показа. Рассказ и пояснения готовятся экскурсоводом заранее и тесно увязываются с последовательностью показа, при этом акцентируется внимание экскурсанта на отдельных частях объекта.

Во второй половине 19-20вв. именно экскурсия как процесс сознательного изучения мира в ходе путешествия становится обязательным элементом последнего. Привлекательность процесса экскурсионного познания, его широкие возможности использовал Томас Кук при организации путешествий и экскурсий. В России экскурсионисты 20в., опираясь на практический опыт проведения экскурсий для разных слоёв населения, и, прежде всего, для учащихся школ, высших учебных заведений, закладывают основу экскурсионной теории и методики. В 1920-1930гг. преимущества живого, наглядного общения с миром, возможность вести через экскурсию мощную идеологическую пропаганду образа и достижений советского строя быстро оценили большевики. Это способствовало стремительному развитию в СССР пролетарского и познавательного туризма, неотъемлемой частью которого являлись политизированные экскурсии различного характера.

Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в СССР и России Б.В. Емельянов под сущностью экскурсии понимает «наглядный процесс познания окружающего нас мира», связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. И далее: «Экскурсия-это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений».

Из этих дефиниций «экскурсии» становится ясно, что специфика любой экскурсии заключается в единстве показа и рассказа. То, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определёнными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.

В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не только смотреть и слушать, но и сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др.

Экскурсия-это не просто времяпровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определённой затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению проводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека.

Во второй половине 20в. Совершенствование экскурсионной методики приводит к тому, что наряду с обзорными, т.е. многоплановыми, многотемными экскурсиями, позволяющими познакомиться с историей местности от начального периода развития до сегодняшнего дня, важное место занимает и тематические экскурсии, дающие возможность глубже изучить интересующие экскурсантов темы. Экскурсантом, посещающим интересующий его объект в познавательных целях, может быть посетитель дестинации, в том числе турист или местный житель, желающий расширить свои знания о родном крае, изучаемом предмете по интересу, ознакомления с музейными коллекциями, достижениями науки и техники.

Каждой экскурсии присущи определённые признаки, при отсутствии которых её нельзя считать таковой. Б.В. Емельянов выделил шесть обязательных признаков экскурсии:

1. Протяжённость во времени, обычно от академического часа до одного дня;

2. Наличие экскурсионной группы (15-30 человек);

3. Наличие квалифицированного специалиста – экскурсовода;

4. Осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

5. Знакомство с объектами в движении и на остановках, в частности с выходом из автобуса;

6. Чётко определённая тема, являющаяся стержнем этого просмотра, диктующая его направление.

В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестаёт ею быть; для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.

К присущим экскурсии признакам следует ещё добавить непременное наличие у неё цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, и так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит.

Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при её проведении экскурсионного метода, т.е. единство показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.

Классификация – распределение каких-либо предметов или понятий по классам, отделам и т.п. согласно определённым признакам. Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы, подгруппы, виды и выделение в каждой их них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на чётко определённые группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учётом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.

В середине 70-х гг. 20 столетия, в период расцвета в СССР деятельности по развитию экскурсионного дела Центральным советом по туризму и экскурсиям Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов была принята классификация экскурсий, оставшаяся по настоящее время. Согласно ей, всё разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

· По содержанию;

· По составу участников;

· По месту проведения;

· По способу передвижения;

· По форме проведения;

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические в свою очередь Экскурсионное управление ЦСТЭ подразделило на следующие группы:

· Исторические;

· Историко-революционные;

· Военно-исторические;

· Производственные;

· Природоведческие

· Искусствоведческие;

· Литературные

· Архитектурно-градостроительные.

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

· Для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);

· Для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возраста);

· Для местных жителей;

· Для иногородних.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учёта особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии. В зависимости от состава участников в маршрут экскурсии, выбор объекта показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных её частей вносятся определённые изменения. Для профессиональных групп желательно, например, включить в обзорную экскурсию по городу тему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населённого пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к этому.

Но главным при учёте особенностей экскурсионной группы являются образовательный уровень и возраст её участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, к ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникает связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.

Таким образом, классификация экскурсий по составу участников является своеобразным камертоном для экскурсоводов, помогающим с первых минут выбрать верную «тональность» всей экскурсии. Это совершенно необходимо для достижения её высокой эффективности, удовлетворения познавательного интереса участников экскурсии, и, что немаловажно, получения экскурсоводом удовлетворения от успешно проделанной работы.

По месту проведения экскурсии подразделяются на пять групп:

1. Городские;

2. Загородные;

3. Производственные;

4. Музейные;

5. В культовых сооружениях и монастырях.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удалённые друг от друга. Среди них наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

· Обычные экскурсии;

· Учебные;

· Экскурсии-массовки;

· Экскурсии-прогулки;

· Экскурсии-концерты.

Деление экскурсий на чётко определённые группы и виды имеет большое значение в практической деятельности туристско-экскурсионных организаций. Классификация экскурсий позволяет экскурсоводам верно ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества экскурсий и, как итог, повышения образовательной и воспитательной эффективности экскурсионного процесса.

 



2019-12-29 353 Обсуждений (0)
Понятие, сущность, признаки экскурсий и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность, признаки экскурсий и их классификация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)