Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольный текст экскурсии.



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Контрольный текст экскурсии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экскурсионный маршрут «Жемчужины Рязанского края» разработан с целью ознакомления экскурсантов с народно-художественными произведениями мастеров Михайлова, Скопина и Шилова.

Ознакомление экскурсантов с историей и культурой г.Рязани (путевая информация).

До начала 14 века столицей Рязанского княжества была не теперешняя Рязань, а город на реке Оке, у нынешнего районного центра – Спасска. Ещё в 1096 году Рязань имела статус страны, а название столицы можно найти лишь в Никоновской летописи. В 12 веке на Рязанской земле был построен первый Ольговский Успенский монастырь – один из старейших монастырей Руси. 1198 год дал новый виток в истории, Муромо – Рязанская земля вышла из ведения Черниговской епархии и стала самостоятельной епархией с кафедрой в Рязани.

В 13 веке княжество имело своё ядро в среднем течении реки Оки, и просуществовало достаточно долго. Со слов Д.И. Иловайского «Рязанское княжество – составляло самую воинственную и беспокойную ветвь Рюрикова дома». Русские, начавшие в конце 1 тысячелетия заселять окское правобережье, сталкивались с натиском кочевых скотоводческих племён, то и дело вторгавшихся в леса с юга. Рязань первой, среди русских городов, приняла удар манголо – татарского нашествия. В 1237 году она была разрушена ими, и превратилась в село (теперь – городище), известное под названием Старая Рязань. [23,C.124]

В последствии на степных рубежах разворачивались главные события, связанные с преодолением Русью зависимости от Орды: Куликовская битва – вы 1380 году, в верховьях Дона – в 1480 году. Вплоть до 18 века степняки продолжали тревожить русские земли стремительными набегами с юга. Естественной защитой от степной угрозы длительное время были реки Ока и её левый приток Угра. Летописцы именовали их поясом Пресвятой Богородицы, защищавшим русскую землю.

В 1306 году московские князья завладели Коломной, но граница между Москвой и Рязанью ещё долго удерживалась близ этого города, проходя чуть южнее, там, где ныне находится Щурово. До наших времён чудом сохранился тот пограничный московско-рязанский столб, поставленный здесь в те времена, когда перекраивались губернии, края и области. На одной стороне столба – конный Георгий Победоносец, на другой – пеший воин, в котором нередко видят Олега Рязанского. Пожалуй, это единственный сохранившийся старый герб Рязани, да и сам межевой столб.

С именем Олега Рязанского связаны наиболее драматические страницы в истории великого княжества, когда оно лелеяло мечту быть на равной ноге с Москвой. Это было в 14 веке, во времена Дмитрия Донского, когда столицей Рязанской земли уже стала нынешняя Рязань, называвшаяся в то время Переславлем Рязанским. По отношению к Москве поздние московские летописи неизменно изображали Олега Рязанского как злейшего врага, изменившего общерусскому делу. Из летописей 1350-1402 годов видно, что основной рассвет и могущество Рязанское княжество приобрело при князе Олеге Ивановиче, который имел большое преимущество в управлении княжеством перед Московскими князьями. Князь Олег Иванович был незаурядным воином и политиком, эти качества ему помогали постоянно лавировать между Ордой, Литвой и Москвой. Потомки князя Олега Ивановича после его смерти в 1521 году не смогли противостоять Москве, и Рязанское княжество перешло в подчинение Москвы. Такой взгляд долго господствовал в историографии, но он далеко не историчен и не поддерживается в серьёзной науке. Ведь Рязанской земле в гораздо большей степени, чем каким-либо другим русским землям, пришлось пережить ужасы татарских набегов. Так или иначе, Олег вошёл в историю как воин, а пограничное положение Рязанщины сделало этот образ самым важным и любимым, почему он и закрепился в старом рязанском гербе.

С победой Москвы Рязань стала её провинцией, потом наместничеством, а затем губернией. Трудно сказать, почему судьба Рязани была столь переменчивой. Но на одну причину указать можно: Рязанская земля глядела в южные степи; сама она противостоять степнякам не могла, и московскому правительству приходилось находить какие-то двузначные решения – и сохранять видимость рязанской самостоятельности и «брать всё на себя».

Современная Рязань долгое время именовалась как Переславль – Рязанский. Это название города историки связывают с именем черниговского князя Ярослава Святославовича. С этими местами связаны русские предания, герои которых отважно сопротивлялись врагу: о славном воине Евпатии Коловрате; о зарайской княгине, бросившейся с кремлёвской башни, чтобы не стать заложницей хана, об Авдотье Рязаночке.

В 1778 году по Указу императрицы Екатерины Второй Переславль – Рязанский получил более короткое название – Рязань. В конце 18 века она имела устойчивое экономическое положение, процветала торговля и ремёсла. Были открыты духовное училище, семинария, типография, народное училище, оперно-драматический театр.

В годы Советской власти Рязань снова становится районом Московской области, самостоятельной областью она стала лишь в 1937 году. Её Московская граница спустилась много южнее Щурова, так что старый межевой столб превратился в своего рода памятник жизненного непостоянства.

В начале 40-х годов Рязань становится крупным промышленным центром. В годы Великой Отечественной тысячи Рязанцев сражались на всех фронтах, а оставшиеся жители всей области укрепляли тыл, работая на заводах и полях. Только в областном центре выпускалось более двухсот видов промышленной продукции. В память о рязанцах, героях фронта и тыла, в центре Рязани установлен монумент и зажжён Вечный огонь.

В послевоенные годы быстрыми темпами восстанавливалась экономика области, появились новые отрасли промышленности: лёгкая и пищевая, сельскохозяйственное машиностроение, промышленность строительных материалов. Были реконструированы и технически перевооружены многие действующие фабрики и заводы.

На сегодняшний день Рязань является не только промышленным, но и крупным научным и культурным центром, где бережно хранится богатое наследие прошлого.

В 1995 году Рязань отметила 990-летие.

В настоящее время на Рязанской земле существуют целые комплексы различных уникальных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма, которые имеют огромное значение для искусства градостроительства. Они создают неповторимую и незабываемую панораму города и придают особую индивидуальность и колорит. Всего в области насчитывается 1003 памятника истории и архитектуры.

На протяжении последних лет, объекты историко-культурного наследия тщательно изучаются и планомерно реставрируются, чтобы воссоздать прежний архитектурный облик старинной Рязани. В отреставрированных памятниках открыты новые музейные экспозиции, концертные залы, театры, библиотеки, центры традиционных народно-художественных промыслов и ремёсел.

Колоссальные культурные ценности хранятся в Рязанских музеях, оставляя неизгладимый след в сердцах посетителей. Их достоянием являются хранящиеся многие десятки тысяч ценных экспонатов, отражающих историю и искусство Переславля – Рязанского, начиная со времени его основания и заканчивая современной Рязанью.

Рязанская земля неотъемлемо связана с именами, составляющими гордость и славу русского народа. Это родина великих русских поэтов, писателей, учёных, прославивших отечественную и мировую науку и культуру. С Рязанью связаны имена русских писателей – М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.А. Есенина, А.И. Солженицына, а также выдающихся русских учёных И.П. Павлова, К.Э. Циолковского, И.В. Мичурина. Исторические места, связанные с великими именами, бережно сохраняются и стали любимыми местами отдыха и культурного общения области.

Рязанская земля несоизмеримо богата своими культурными традициями, которые находят воплощение в фестивалях, конкурсах, смотрах. Рязанский областной научно-методический центр народного творчества изучает культуру, этнографию, фольклор и народное творчество края.

Большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, возрождается производство местных сувениров. В настоящее время в научно-методическом центре народного творчества работает выставка изделий декоративно-прикладного искусства народных промыслов и лоскутной техники «Традиции и современность».

Более 60 лет существует Рязанский союз художников. В него входят высококвалифицированные художники профессионалы, которые работают в технике, монументально-декоративной живописи, скульптуры, книжной и станковой графики, прикладного искусства. Рязанские художники на протяжении многих лет с успехом участвуют в российских и международных выставках и нередко выходят победителями многих творческих конкурсов. Пять художников декоративно-прикладного искусства стали лауреатами Государственной премии Российской Федерации. При союзе художников открыты творческие мастерские с художественными салонами и выставочным залом.  

Обзорная экскурсия по городу.

После обеда группа рассаживается по своим местам; переезд в г.Михайлов.

Путевая информация.

Город Михайлов, с населением – 19,1 тысячи человек, является одним из древнейших рязанских городов – согласно преданию, основан в 1137 году князем Рюриком Ростиславичем и назван именем его сына Михаила. Впервые упоминание в летописи в 1172 году. Вторичное основание датируется 1551 годом – в Никоновской летописи есть такая запись: «Того же году – 1551 месяца августа поставлен на реке Проне Михайлов город, а ставили воеводы князь Александр Иванович Воротынский, да Михаил Петров сын Головин». [23, c.110]

Пожалуй, самым ярким и уникальным памятником архитектуры второй половины 18 – начала 19 веков следует назвать усадьбу в с. Красное, принадлежавшую видному генералу и дипломату графу А.П.Ермолову. Строительство усадьбы осуществлялось на средства, выделенные Екатериной 2, в знак особого отношения к Ермолову, который состоял в известном списке её любимчиков. Усадьба, спланированная знаменитым и модным тогда зодчим В.И.Баженовым – состояла из английского парка с прудами, городского дома, церкви и скотного двора. Фруктовый сад с оранжереей и конный двор с манежем не сохранились. Красивым и оригинальным сооружением является скотный двор кольцеобразной формы. Изящные башни с зубцами и другие и другие белокаменные детали делают его похожим на некий сказочный замок и напоминают известные постройки Баженова в Царицыно под Москвой.

Сегодня предпринимаются активные попытки сохранить то, что имеется, и восстановить разрушенное. Несколько лет уже реставраторы Рязани и Москвы восстанавливают объекты усадьбы в с. Красное, а один из отреставрированных объектов готов принять на обживание и обустройство мужской монашеский скит.

Ряд старинных, типичных для таких городов, как Михайлов, построек с резной степенью более поздних переделок и архитектурных изменений также дошли до наших дней, и все создают неповторимый облик, характерный для малых городов России.

Казанская церковь была заложена в 1786 году. На церемонии закладки присутствовала сама Екатерина 2, но строительство затянулось до 1810 года, когда уже не было в живых ни Екатерины 2, ни Баженова. Отдавая дань глубокого уважения и признательности к своей высочайшей покровительнице, А.П. Ермолов написал на фронтоне храма «От щедрот великая Екатерины». [23, c. 95]

На месте, где некогда находился Покровский девичий монастырь, построен монашеский скит, поставлен молельный дом, обустроен Святой источник.

До недавнего времени процветающие и составляющие нашу законную гордость отрасли народного хозяйства в настоящее время находятся в глубоком кризисе. Одни из них «лежат на боку», другие, благодаря инициативе, уму и невероятным усилиям трудовых коллективов администрации города и района, начинают обретать жизнь в новых условиях. Время не старит древний город, оно только видоизменяет и оттачивает стремления, желания и дела населения, побуждают его продвигаться вперёд к добру, к высокой духовности.

Зато церковь иконы Казанской Божьей Матери сочно красного цвета с зелёными куполами можно посмотреть без труда (снаружи, естественно, а внутри – только, когда идёт служба). По преданию храм был заложен в 1785 – 1786 годах самой Екатериной 2, которая дала деньги на его строительство. Надпись пока не восстановили. Но освятили церковь лишь в 1810 году. Предположительно проект был разработан Баженовым, но строительство велось уже другим архитектором, внёсшим свои изменения. Так как Баженов умер в 1799 году, то руководить строительством он не мог. Во всём внешнем виде храма только пролёты звона с встроенными колонками напоминают о Баженове. Так что, возможно, что в основе и использовали его проект, но капитально его переработали. Церковь мало того, что довольно строгая, так ещё и двухколокольная, что встречается нечасто.

Михайловцы законно гордятся своими знаменитыми земляками, среди которых учёные с мировым именем: академик Н.М. Жаворонков, профессора А.В. Бричкин и П.А. Ковчегов, композитор и военный дирижёр, автор марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин, композитор А.В. Александров, художники: Л.А. Ильина, Е.В. Смирнов, М.Н. Яковлев, поэт А.А. Корнеев.

Краткая информация о Михайловском историческом музее.

Михайловский исторический музей на правах филиала областного музея открыт для посещения в 1979г. будучи преобразовавшимся из школьного. Основной причиной для открытия музея в г.Михайлове послужило то обстоятельство, что город и район один из тех, на территории которого в ноябре и декабре 1941 года шли отечественные бои с немецко– фашистскими захватчиками. Михайловцем генералом Ф.И. Голиковым были совершены действия по разгрому фашистских войск под Москвой (в его честь и была названа улица, на которой расположен музей). Летом 1972 года совершил геройский поступок молодой механизатор колхоза им. Чапаева Анатолий Мерзлов. Экспозиции школьного и народного музея, посвящённого Мерзлову, на его родине составили основу открытого филиала. Заинтересованность этими темами и более древней историей города кА крепости времён Ивана Грозного обусловили привлекательность музея.

Музей, открытый в 1979 году на правах филиала Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, за 20 лет своей деятельности превратился в центр культурно-массовой и патриотической работы среди населения района. В фондах музея хранится более 8000 экспонатов.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

Археология города и района (фрагменты посуды, орудия 12-13 веков.)

Коллекция предметов крестьянского быта

Клад серебряных монет «Золотой Орды» - 452 монеты и сосуд

Рукописная книга, первой половины 17 века

Коллекция станковой гравюры и книжной графики Л.А. Ильиной

Коллекция современного Михайловского цветного кружева и изделий с ним – 25 предметов, которая занимает значимое место в экспозициях музея. [28, c.22]

Крупные выставочные проекты:

Выставка «К 70-летию заслуженного художника России Д.А. Смирновой – художника по Михайловскому цветному кружеву». Михайловский музей – 1996г., Рязанский музей – 1997г.

Время работы: с 9.00 до 18.00

Суббота, воскресенье: с 9.00 до 15.00

Выходной – понедельник

Адрес музея: 391710, Рязанская область, г. Михайлов, ул. Маршала Голикова, 6.

Телефон: (49130) 2-13-75

Краткая информация о предприятии народно-художественных промыслов ЗАО «Труженица».

Рязанское кружево в целом – крупное явление в русском прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии.

В 16 столетии с возникновением оборонного рубежа Московского государства, сюда было переселено значительное число служивых людей, о чём свидетельствуют названия старинных городских слобод Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные от крепостного угнетения московские переселенцы активно занимались различными ремёслами. Именно в их среде, вероятно в первой половине 19 столетия, возникло первое кружевоплетение в виде промысла.

В разное время здесь господствовали и разные типы кружевного плетения. Вначале это было тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий способ плетения – численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «Михайловское».

Находясь среди крепостного населения, которое в силу своей угнетённости и думать не могло о таком кропотливом деле, как кружевоплетение, Михайловские мастерицы нашли среди них постоянный сбыт своим работам. Их кружево распространилось широко, выйдя за пределы Рязанщины.

Занятие, дающее постоянный заработок было быстро подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда, жителями которых являлись свободные государственные крестьяне. К 1880 году в городе и уезде насчитывалось около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трёх тысяч, а перед первой мировой войной – десять тысяч.

Во второй половине 19 века Михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и за границей.

Нигде, кроме города Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Плотное, яркое, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжёлых тканей закладной техники и грубого полотна, сочеталось с яркой узорочностью ткани и вышивок. Вышивание, как и другие ремёсла, было развито на Рязанской земле давно. Но до конца 70-х годов 19 века ею занимались кустари – одиночки, она служила лишь для домашних нужд. Поводом для возникновения промысла послужили следующие обстоятельства. В 1878 году многие сёла Михайловского уезда сильно пострадали от пожаров. Местная земледелица С.П. Казначеева, изыскивая средства помочь бедственному положению крестьян, обратила внимание на домашнее рукоделие женщин, и на склонность их украшать свои костюмы различными вышивками. Это навело её на мысль о том, что крестьяне могут зарабатывать деньги исполнением заказов. Закупив большое количество материала, С.П. Казначеева раздала работу желающим. Дело сразу наладилось, и уже в 1882 году работы Михайловских крестьянок с большим успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке, где они удостоились внимания государыни и денежной награды.

В 1886 году С.П. Казначеевой, совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа вышивания и кружевоплетения.

Таким образом, благодаря плодотворной деятельности С.П. Казначеевой, в Михайловском уезде был создан новый вид промысла.

Империалистическая война 1914-1918 годов, затем гражданская война нанесли большой урон развитию народных промыслов, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились заработка.

В 20-е годы в условиях кооперирования всех структур промыслов в стране начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925 года в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днём всё большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.

В городе Михайлове артель вышивальщиц была создана в 1916 году, о чём свидетельствует письмо с заявлением Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной промышленности Наркомзема а взятии артели под контроль Наркомата, датированное 23 октября 1918 года. На тот момент артель существовала уже третий год, выпуская скатерти, шарфы, платки и воротники, применяя машинную вышивку.

1927 год явился годом создания Михайловской артели «Труженица», объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей. Возглавила артель Е.Н. Накапкина. В 1935 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановления, в которых предусматривались меры по улучшению кружевного производства. В результате этого промысел стал развиваться более успешно.

В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны частично была возобновлена выработка кружев.

Особое внимание Михайловские мастерицы уделяли вопросам сочетания в изделиях кружева и художественной вышивки. В конце 50-х годов труд вышивальщиц приобрёл такое же значение, как и труд кружевниц.

В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 года. В том же 1957 году в артели был открыт новый цех машинной вышивки, мастером которого стала окончившая годичные курсы в Торжке вышивальщица Л.П. Мытарёва. Работницы нового цеха сумели быстро освоить машинную вышивку «Ришелье» и увеличить выпуск изделий. Мастером участка ручной вышивки на протяжении многих лет была Е.И. Накапкина, награждённая за заслуги в развитии местной промышленности орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд».

В октябре 1960 года на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица».

В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом 2 степени, а художники Д.А Смирнова и В.А Мухина – бронзовыми медалями. Всё больше изделий фабрики стало появляться и за границей – во Франции, Японии, США.

Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 году пяти её изделиям впервые был присвоен государственный знак качества. В этом же году фабрика завоёвывает переходящее Красное знамя. В 1978 году в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им. Лизы Чайкиной, расположенной в посёлке Октябрьском, было создано Михайловское производственное объединение «Труженица».

Все события в стране находили своё воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к московской Олимпиаде, 40-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40-летию победы, 12 Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850-летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.

В 80-е годы прошлого столетия художественная деятельность предприятия развивается по пути более глубокого изучения традиций в кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветной гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета.

С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года – в Закрытое акционерное общество «Труженица». В последнее время в условиях экономических реформ, являясь предприятием народных художественных промыслов, ЗАО «Труженица» по-прежнему выпускает высокохудожественные изделия домашнего интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.

Творческий коллектив постоянно работает над созданием одежды, постельного и столового белья, различных плоскостных изделий с кружевом и вышивкой. Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.

Адрес предприятия:

391710, Россия, Рязанская область, г. Михайлов, улица Тружениц, дом 5.

Тел. 8 (09130)  2-10-61

Закрытое акционерное общество «Труженица», основанное в 1927 году, является предприятием народно-художественных промыслов. Выпускает высокохудожественные изделия, оформленные цветным михайловским кружевом, вышивкой ручной работы и машинной вышивкой. Это: скатерти, дорожки, салфетки, шторы, блузки, платья, сарафаны, ночные сорочки.

Кроме этого, производиться широкий ассортимент товаров народного потребления, который насчитывает более 100 наименований. Это постельное бельё, халаты, брюки, рабочая одежда и др.

Изделия предприятия широко известны как в Российской Федерации, так и за рубежом, экспонируются на выставках и в музеях городов Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Нью-Йорка, Парижа, Берлина и других.

Предприятие принимает заказы на пошив изделий из сырья заказчика на следующий ассортимент: куртки зимние и демисезонные, пуховики, костюмы женские, брюки, платья и халаты, рабочая одежда.

ЗАО «Труженица» сдаёт в аренду производственное помещение, площадь которого составляет 1500 кв. м. помещение отапливается, (газовое отопление), имеется вода, канализация.

Приезд в г. Михайлов. Посещение Михайловского краеведческого музея. Посещение предприятия народно-художественных промыслов ЗАО «Труженица».

Переезд в г. Скопин.

Путевая информация.   

Датой образования г. Скопина считается 1597 год, хотя есть предположение, что он намного старше, так как в «Списке Русских городов дальних и ближних», датируемым 1387-1392 годами, упоминается городок Ломихвост. А именно так и называли за то, что она при атаке на рыбу над водой резко тормозит и её хвост при этом как бы ломается. А археологические исследования свидетельствуют, что поселение близ Скопина существовало уже в 12 веке. [33, c 4]

Население Скопина – 31,3 тысячи человек. Расстояние от Рязани – около 100 км.

Город известен своим гончарным промыслом, отсчёт которого ведут с 1640 года. Обусловлена такая точная дата тем, что местный учёный, историк и краевед «раскопал» летописи, в которых первое упоминание о гончаре «Дёмке Кирееве сыне Берникове» относится именно к этому году. [30, c 7]

Скопинский феномен из числа тех, которые внезапно, как-то вдруг, возникали на горизонте культуры. Но для своего времени – пореформенных десятилетий второй половины 19в., когда в искусстве непрерывно происходило что-то необычное, новаторское, это выглядело скорее закономерностью в цепи общих событий. И только по прошествии 20-30 лет с момента его забвения, после того как изменилось отношение к народному искусству, смогли увидеть и оценить оригинальность, самобытность и уникальность этого явления.

Привлекали они не просто умением, а силой мастерского исполнения, которая здесь была равна силе художественной выразительности. Авторами этих работ были не профессиональные художники, а простые гончары уездного города Скопина Рязанской губернии, зачастую неграмотные и неуважительно называемые в родном городе «горшкошлёпками».

Изначально Скопинский промысел ничем не выделялся среди множества гончарных центров России. В одной Рязанской губернии к 1911г только в сельской местности гончарный промысел развивался в 19 сёлах и 435 дворах. Им занимались 767 крестьян, производя предметы «первой необходимости», нужные в каждом хозяйстве – многочисленные горшки и горшочки, банки для солений и кринки для молока, кувшины и баклаги для напитков и множество другой кухонной и столовой утвари эпохи господства печного топления. Весь этот ассортимент, от детской посуды и игрушек до огромных кувшинов для хранения воды, выделывали и в Скопине, где в 1908г насчитывалось 47 гончарных мастерских, в которых работало до 200 рабочих.

Были у Скопинской посуды и свои особенности, во многом обусловленные качеством местных глин. Несколько крупных залежей в пределах уезда позволяли изучить различные их свойства и возможности. В основном глины были очень пластичные, светложгущиеся, после обжига сосуды выходили звонкие, с белым, желтоватым или розоватым черепком. На таком особенно красиво смотрелся обварной узор – пятнистый, коричневатыми кругами и колечками, напоминающий печёную лепёшку. Да и получали его, опуская не остывшее ещё после обжига изделие в мучную болтушку, заполнявшую поры черепка, укрепляя его и украшая.

Применяли скопинские гончары и другой повсеместно распространённый в то время способ обработки поверхности, называющийся томлением или задымлением – обжиг в восстановительной среде без доступа кислорода в коптящем пламени. Он давал красивые оттенки чёрного цвета, которых, например, в средневековой Москве добивались, предварительно, перед обжигом, покрывая красный по цвету черепок слоем белого ангоба. На таком фоне чёрные тона выглядели особенно глубокими. «Синюшки» были более прочными, водонепроницаемыми и декоративными. Добиться результатов можно было только истинно гончарным способом – обжигом в горне или печи, где использовался настоящий открытый огонь.

Эти древние технологии поддерживались в Скопине до середины 19 века, хотя в других, более южных губерниях уже производили посуду разноцветную и с блеском – покрытую слоём стекловидной глазури. Она была менее трудоёмка в изготовлении, непривычно нарядна и красива, и гончары, которые вывозили свои изделия в другие города и губернии ( Тамбов, Воронеж, Ростов, Таганрог, Кривожье), конечно, терпели убытки от конкуренции с этими новинками. («Она моя завлекушка, обливная черепушка» - так шуточно пели «страдания» в Ряжском уезде, соседнем со Скопинским.) [33, c.21]

Мастера не ограничивались оттенками одного цвета. Знали ли они о законах цветоведения, о физических свойствах цвета и особенностях цветовых сочетаний? При взгляде на их произведения создаётся ощущение, что эмпирически – да, знали.  В народном искусстве вообще, а на Рязанской земле в особенности существовала любовь к узорам, многоцветию. В середине 19 века ещё плели в слободах города Михайлова уникальное многоцветное кружево.

История фигурных сосудов насчитывает тысячелетия. Зооморфные сосуды, существовавшие уже в первобытную эпоху, выполняли роль ритуальных и часто были связаны с самыми важными и значимыми событиями в жизни людей. Позже, во времена античности, в торжественных случаях часто использовали ритоны с фигурами коней, крылатых львов, головами баранов. Почти каждая эпоха и страна знали свои типы и виды фигурных сосудов. В Новое и Новейшее время в Европе лучшие мастера и художники создавали из драгоценных металлов, стекла, фарфора кубки, вазы, кувшины в виде фигур животных и птиц, которые часто использовались и в качестве посольских даров.

В 1778 году, когда в Российской империи составляли реестр уездных городов, Скопинской слободе присвоили статус уездного центра и название Скопин. Тогда же на гербе города появилась летящая птица скопа, невольно обозначив тем самым связь города с легендами об этой загадочной птице. На самом деле о происхождении названия до сих пор существует несколько версий: о древнерусском имени Скопа и о боярине Скопине-Шуйском, чья вотчина находилась здесь в 15 веке, о благородных разбойниках и их «скупе» в этих местах, о скоплении здесь части войск перед Куликовской битвой и др. но фактически победила полусказочная версия о таинственной птице, таящейся от человека среди рек и озёр. Скопа действительно жила раньше в этих местах, питалась рыбой в речных и болотистых окрестностях, не слишком пригодных для земледелия. К началу 20в. леса практически вырубили, на птиц велась активная охота, одним словом, скопа здесь больше не водится. Весной, когда проезжаешь по здешним дорогам, везде видишь тёмную вспаханную землю, в которой чувствуется большая сила и одновременно беззащитность.  

Скопинская керамика – это важный момент в истории народного искусства. В ней та суть, соль, которую несут в себе все истинные произведения народного творчества,- пространство духовности народа, его сознания, которое не отделяет себя от Мира, - та энергия устремлённости в «дальние дали», которая вдруг проявляет себя в мире внешнем, материальном. Вероятно, это и находит выражение в некоторой динамике, экспрессии, присущей Скопинским творениям, в большей их деталировке, индивидуализации. Птицы внимательно, загадочно смотрят «гончарными» глазами, а Полкан – лесное, наделённое большой силой существо, как будто остановился в растерянности, выскочив из своего сказочного леса. Здесь, в Скопинском искусстве, эти два мира существуют в согласии, не разрушая друг друга, формируя гармоничное пространство и «хватая» нас за душу.

Самое удивительное во всей его дальнейшей истории то , что он выжил, несмотря на все перипетии и сложности. Многие годы, и особенно последнее десятилетие, можно назвать героическими страницами в его жизни, которые заслуживают отдельного повествования. Это был бы рассказ о самоотверженных, талантливых и преданных своему промыслу людях, которые, вопреки всей логике жестких законов общества потребления и массовой культуры, пытаются сохранить драгоценное – наше общее – достояние.

В городе два музея: краеведческий и российского гончарства. Последний расположен на ул.Ленина, д.20 и открылся 4 сентября 2007 года и на сегодняшний день является единственным в России. Собрание представлено дарами музею от участников 3-го фестиваля гончарного искусства и работами мастеров Скопинской фабрики художественной керамики.

В начале 20 века в Скопине было 14 церквей – его даже называли «рязанским Суздалем»; сейчас функционируют только три, да и у тех внешний вид иначе, как плачевным не назовёшь. В с.Заречном (раньше был самостоятельным посёлком, сейчас вошёл в состав Скопина) находится мужской монастырь Святого Дмитрия Солунского расположенный в 17 км от центра Скопина. По преданию монастырь основал Дмитрий Донской (при крещении получивший имя в честь Дмитрия Солунского), который останавливался здесь на обратном пути после победы над ханом Мамаем в 1380 году и построил на Дмитриевой горе часовню.

Краткая информация о Скопинском краеведческом музее.

Скопинская земля хранит память о великих событиях своей истории. Настоящим хранителем культурных ценностей города является краеведческий музей. Он был организован в 1919 году и не прекращал работать даже во время Второй мировой войны. В 1956 году музей был упразднён и возобновил свою деятельность в 1987 году.

Действующая экспозиция расположилась в восьми залах музея:

«Зал древности» - представлены археологические находки: кости мамонта, длинношерстного буйвола, останки морских животных, орудия труда древнего человека эпохи неолита и бронзы 3 – 2 тысячелетия до нашей эры, фрагменты керамики 3 – 1 тысячелетия до нашей эры.

«Зал стрелецкий» - археологические находки: фрагменты кольчуги 15 – 16 веков, наконечники копий и стрел, кресты 16 – 18 вв., пушка чугунная 17 – 18 веков, клад древних монет 18 века, копия прижизненной маски Петра 1.

Зал «Крестьянская изба» - имитирован под крестьянскую избу с предметами крестьянского быта и орудия туда 19 века, представляет традиционные занятия скопинских крестьян конца 19 века, женские крестьянские костюмы Скопинского уезда.

Зал «Купеческая гостиная» - мебель, фарфор конца 19 – начала 20 века, фисгармония.

«Гончарный зал» - гончарный круг, глиняная посуда 17 века (синюшка), первые детские игрушки из глины, образцы кружева, выполненного на коклюшках, в т.ч. чёрное скопинское кружево.

«Зал просвещения» - имитирован под шахту, с орудиями труда и приспособлениями шахтёров (масляные лампы и кирки).

«Зал боевой славы» - повествует об освобождении города Скопина в ноябре 1941 года, о героическом подвиге скопинцев, в этом зале можно услышать патефон 30 – 49 гг. 20 века.

В фойе музея экспонируется выставка «Природа Скопинского края», где представлены чучела птиц и зверей. Экспозиция наглядно знакомит посетителей с местной природой, её характерными особенностями. В двух выставочных залах музея ежемесячно открываются разнообразные выставки.

Время работы: с 8:00 до 17:00.

Выходной – понедельник.

Санитарный день – последняя пятница месяца.

Адрес музея: 391800, Рязанская область, город Скопин, ул. К. Маркса, 95

Тел.: (49156) 2-22-37, 2-07-11

Информация о ЗАО «Скопинская керамика».

Непосредственно о Скопинском гончарном промысле заговорили, и он получил широкую известность лишь во второй половине 19 века. Именно в это время необычная бытовая посуда с блестящей поверхностью в виде птиц, львов, различных диковинных зверей стала появляться на рынках многих губерний России. Был



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Контрольный текст экскурсии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольный текст экскурсии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)