Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.




При анализе мирового хозяйства используются классификации стран по различным критериям. В группы в мировой экономике обычно объединяются страны, имеющие близкие параметры экономического развития, однотипную организационную структуру хозяйственного управления, общие принципы организации производства, одинаковые проблемы развития.

Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают международные экономические организации, членами которых являются большинство стран мира - Организация Объединенных Наций (ООН), МВФ и Мировой банк.

Например, по степени открытости мировому рынку, Мировой банк выделяет следующие группы стран:

1. с относительно закрытой экономикой - доля экспорта менее 10% ВНП;

2. страны с относительно открытой экономикой - доля экспорта более 35% ВНП;

3. страны, располагающиеся между 1 и 2.

Странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой - Северная Корея, Куба.

В соответствии с классификацией ООН по уровню экономического развития и социально-экономической природе хозяйствования все страны подразделяются на:



1. промышленно развитые страны с рыночной экономикой;

2. развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой;

3. страны с переходной (от командно-административной к рыночной) экономикой.

Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мирового общественного производства. В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т.е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен. Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д.

В последние десятилетия наблюдается усиление социальной ориентации экономики развитых стран, так как человеческий фактор во многом определяет конкурентоспособность стран в Мировом хозяйстве. Вместе с тем усиление социальной ориентации экономики связано с демографическими процессами в развитых странах, особенно западноевропейских. Речь идет о старении населения, которое выражается в увеличении относительной доли лиц пожилого возраста (старше 65 лет) в обшей численности населения.

Для развитых стран характерно:

− высокий уровень ВВП на душу населения. В структуре производства ВВП ведущая роль принадлежит сфере услуг - более 60%. Примерно 25% ВВП создается в промышленности, 3% - в сельском хозяйстве.

− эта группа стран обладает крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, являющимся не только главным фактором динамичного развития ее экономик, но и решающим фактором конкурентоспособности.

− промышленно развитые страны являются крупнейшими в мире производителями и потребителями продукции высоких технологий: доля США в производстве наукоемкой продукции составляет 36% , Японии - 29%, ЕС - 32% .

− сельское хозяйство индустриальных стран утратило трудоемкий характер и превратилось в капитало- и наукоемкую отрасль, активно использующую современные биотехнологии.

− в сфере услуг этих стран наиболее интенсивно растет доля бизнес-услуг (финансовых, страховых, аудиторских, консалтинговых, информационных, рекламных и т.д.), услуг здравоохранения, образования, международного туризма.

− удельный вес расходов на НИОКР в ВВП развитых стран на протяжении последних 15 лет достаточно стабилен на уровне 2-3%.

− научно-технический потенциал промышленно развитых стран напрямую связан с высоким образовательным и квалификационным уровнем их рабочей силы.

− отличительными особенностями экономического развития промышленно развитых стран являются постоянно растущие валовые капиталовложения, сравнительно низкая инфляция и безработица.

Страны этой группы - США, Европейский Союз и Япония, образуют три наиболее развитых центра мировой экономики, в значительной мере определяющего архитектуру современного мирового хозяйства. С одной стороны, бесспорным приоритетом их внешнеэкономических связей являются связи друг с другом, с другой - каждый из центров имеет регионы своего предпочтительного влияния в мировой экономической системе.

Развивающиеся страны - государства Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в прошлом были колониями и полуколониями.

В эту группу стран включаются страны, объединенные следующими признаками:

− наличие многоукладной экономики с различными формами собственности, начиная от традиционной экономики до государственного сектора;

− относительно низкий в целом уровень развития производительных сил;

− зависимое положение в мировом хозяйстве, обусловленное тем, что экономическое развитие колоний столетиями определялось не их нуждами, а потребностями развитых стран, и сегодня их развитие находится в сильной зависимости от притока иностранного капитала;

− преимущественно аграрно-сырьевая направленность в экономическом развитии и монокультуртость экспорта;

− низкий уровень производимого ВВП, в том числе и на душу населения (менее 12 тыс. долл. в год), бедность.

В связи с большим разнообразием развивающегося мира в мировой экономике их принято классифицировать по различным аналитическим критериям:

1. по регионам: Африка, Азия (30 стран); Ближний Восток и Европа (18 стран Ближнего Востока, а также Мальта, Турция, Кипр); Западное полушарие (34 страны Центральной и Латинской Америки);

2. по основному экспортному товару: выделяется подгруппа стран-энергоэкспортеров, у которых доля топлива в структуре экспорта превышает 50%. Одни страны используют их для собственной индустриализации и развития национальных экономик (Алжир, Ливия и др.), другие превратились в крупнейших мировых экспортеров ссудного капитала (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и другие страны Ближнего Востока);

3. по уровню экономического развития развивающиеся страны дифференцируются на страны:

− с высоким уровнем развития («новые индустриальные страны» (Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран. Обычно НИС подразделяют на 4 поколения. К первому относят Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентину, Бразилию, Мексику; ко второму - Малайзию, Таиланд, Индию, Чили; к третьему - Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию; и, наконец, к четвертому - Филиппины, южные провинции Китая и т.д.). К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке);

− со средним уровнем (Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны - Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки.);

− наименее раз витые страны мира (включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир) Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия).

Страны с переходной экономикой - это страны Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Иногда в эту группу стран включают также Монголию, Китай и Вьетнам. МВФ, исходя из низкого уровня ВВП на душу населения в этих странах, все вышеназванные страны относит к развивающимся.

Общими чертами экономического развития стран переходной экономикой являются:

− отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития;

− повышение степени открытости экономики (либерализация);

− приватизация государственной собственности;

− использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.;

− сокращение объемов национального производства;

− переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

В практике существует две альтернативы экономических реформ: радикальные реформы «шоковая терапия», через которую прошли Россия, Польша и др., и постепенного эволюционного перехода – Китай, Венгрия. Реформирование экономик в странах Восточной Европы и России первоначально базировалось на «шоковой терапии», но практика показала, что переход к рыночной экономике требует время и трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических показателей.

За последние годы страны Восточной Европы добились определенных экономических успехов в углублении рыночных преобразований. Особенно это заметно в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии. В структуре промышленности наиболее устойчивыми темпами развиваются отрасли потребительского спроса – текстильная, пищевая, мебельная, обувная.

В результате распада существовавших некогда мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами. РФ является крупнейшим производителем топливно-сырьевых ресурсов (природный газ, уголь, нефть, железная руда, сельскохозяйственные угодья).

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7