Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ парадигмального поля географической науки



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Анализ парадигмального поля географической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Неслучайно первая глава была посвящена рассмотрению похода к историческому анализу развития науки на основе концепции парадигм, в том числе классики, неклассики, постнеклассики. В отличие от исторического анализа на основе хронологического изложения научных фактов и ключевых научных событий, парадигмальный срез позволяет выявить глубинные основания той или иной концепции, поскольку, как нами показано в первой главе, в основе парадигмального подхода лежит т.н. тип философствования, а общепризнанным фактом является признание философских оснований в качестве ключевых в основаниях науки вообще. Иначе говоря, из существующих в современной науке 2-х походов к историческому анализу науки: хронологическому и парадигмальному, мы, в данном случае, полагаем, что второй является наиболее адекватным для данного исследования.

Нашей задачей в данном исследовании является поиск тех либо постнеклассических, либо постнаучных оснований в географической науке, которые позволили бы нам обосновать и охарактеризовать связь с ней такой «ненаучной» (с точки зрения традиционно научных воззрений) High hume технологией, как брендинг территорий. Иначе говоря, попробуем посредством исторического научного метода, выявить место брендинга в парадигмальном срезе и его связь с современной системой наук, в первую очередь, с географией, которую мы и реализуем во второй главе.

Поскольку брендинг представляет собой довольно-таки новое явление в науке, то его изучение традиционным историческим (хронологическим) методом довольно-таки затруднительно. Напротив, сопоставление его сущности с различными парадигмальными срезами, находящимися в одной плоскости «здесь и сейчас» представляется вполне рациональным.

Предварительный анализ работ [66; 59; 8; 43], позволяет сделать вывод о том, что в своем историческом развитии современная география подошла к проблеме позитивного, продуктивного синтеза объективистко-сциентистской парадигматики естественно-научного блока географии с субъективистко-гуманистической парадигматикой социогуманитарной[10] ее части. Другими словами, речь идет о возможности и необходимости перехода географии на постнеклассические «рельсы».

Также важными проблемами теоретизации географии, как известно, являются: проблема общегеографической картины мира, проблема специфики географической реальности, пробле­ма общегеографического объекта и предмета исследования, проблема географического пространства и времени, проблема географических законов, проблема специфики географических явлений, проблема взаимодействия природы и чело­века, проблема соотношения теоретического и эмпирического в географическом познании, про­блема структуры географии и места географии в системе наук и т.д.

Однако эти проблемы можно оценить как второстепенные в сравнении с введением в географию «субъективно-человеческого», гуманитарного фактора, поскольку сами свя­заны с отсутствием в географии универсальной методоло­гической базы, которая сочетала бы в себе принципы естествен­ных и гуманитарных наук и подходила бы как для физической, так и общественной географии. Например, в принципе, можно решить проблему общегеографического объекта и предмета исследования географии, или, в принципе, договориться о некоем базисном уровне концептов географических пространства и времени, географического поля и др., если на время забыть, исключить феноменологические замечания о наличии у каждого человека «мира внутренних переживаний», а также игнорировать постмодернистские критические замечания о наличии множественных виртуальных и коммуникационных (столь же объективных) пространствах и реальностях. Сугубо социологические «инъекции» в географию, предпринятые под попыткой ее социологизации не приводят к должному результату, то есть к настоящему, должному постнеклассическому синтезу, поскольку сама наука социология, изначально занимаясь поисками только классически общего, закономерного в человеке в виде общества не может иметь неклассического субъекта в своем кругу: так, по Л.Г. Ионину, сама современная социология "тоскует, по жизненному миру, но войти в него до сих пор не в состоянии» [19, с. 70].

Мы хотим сказать, что решение проблемы зависит не от синтеза понятий в рамках одной «про»-объективистско-сциентической парадигмы мышления, а от синтеза концептов из различных парадигм.

Сама постановка проблемы возникает неслучайно: с ходом своего развития, география претерпевает значительное давление от смены типов философствования, различных парадигм и типов рациональности. Если меняются установки в самой философии, то география, как частная наука, обязана подчиниться и включать критические замечания последовательно сменяющих друг друга парадигм и соответствующих им теоретических конструктов.

Как утверждает Рагулина М.В., «в отечественной географии, зачастую преобладала, освоенческая ориентация (Котляков, Преображенский, 1992), поэтому "за кадром'' оставались важнейшие проблемные поля, не вписывающиеся в ее жесткие рамки. Живая ткань человеко-природного бытия разъединялась на строго определенный и ранжированный субдисциплинарный ряд, где человек как таковой, вместе со своим обыденным жизненным миром — не "природопользователь"', не "элемент производительных сил, не рекреант, не фактор антропогенной нагрузки и даже не некая единица, обладающая своим кусочком "потенциала качества населения", был просто не уместен. Понимаемая как "гипертрофированная» антропоцентричность зарубежных ветвей географии человека критиковалась как проявление субъективного идеализма». [59, c.10]

Другой исследователь теоретических проблем географии, Воробьев Д.Н. однозначно заявляет, что «необходимость учета человеческого фак­тора, человеческих целей, ценностей, особенностей его субъективности — пришедшая из гуманитар­ных наук, — актуальна, и не только для географии, но и для большин­ства естественных наук» [8, с. 90]

Малое присутствие «живого» человека (силы и веса соответствующих парадигм Неклассики и Постнеклассики) в отечественной географии многими исследователями объясняется как следствие давления догматических и идеологических установок[11]. Возможно, это и так, однако, для нас более важно выяснить, какие именно из них оказались наиболее «довлеющими» и оценить их причастность к конкретному парадигмальному уровню.

Итак, говоря о парадигмальном уровне географии, мы должны проиллюстрировать матрицу парадигм, конституировавших развитие конкретных теоретических концепций и теорий. К сожалению, из проанализированных нами российских авторов такой анализ совершила одна лишь Рагулина Милана Владимировна, которая, правда, сделала это не для географической науки в целом, а только лишь для культурной географии.

Тем не менее, представленная ею схема, по нашему мнению, в нашем исследовании частично может быть пригодной и для географии в целом, поскольку три представленные М.В. Рагулиной парадигмы являются общими и для всей науки в целом, что подтверждает наш анализ в главе 1.

 

Таблица 2.

Мировоззренческие парадигмы и традиции в географии

 

Традиции \ Парадигмы Сциентистская Феноменологическая Постмодернистская
Пространственная пространственный анализ; региональная хорология пространство образов пространство повседневности пространство как текст метафорические пространства
Средовая энвайроментальный детерминизм экосистемный подход, этноэкология гештальтгеография глубинная экология: биорегионализм «деконструкция" целостности среды; фрагментарность, прерывистость versus гомеостаз
Культурно- ландшафтная Культурный ландшафт как антропогенный; "отраслевые" культурные, ландшафты, морфология, ландшафта символический ландшафт экокультурное ландшафтоведение. ландшафтная феноменология: ландшафт как миф, текстуальная концепция ландшафта.
Региональная региональный синтез; концепция культурных, районов: хозяйственно- культурные тины: вернакулярные районы; региональная идентичность. партикуляристский регионально-синтетический; подход, новая, региональная: география
Типологическая локэйл - местное сообщество - место как минимальный ареал топофилия: место как дом, место как континуум временной непрерывности виртуальное место мозаика мест -
Временная временная культурная география: системы деятельности и системы популяции временные тропы личности и культуры; временная перцепция фрагментированное время и история — фокус географического, дискурса-

 

Источник: [59, с. 44]

 

Как мы видим, в таблице 2 представлена систематизация теоретического поля на примере культурной географии.

Параметр «традиции» означает сложившийся спектр исследовательских предпочтений в определенном участке предметного поля науки, который преемственно разрабатывается в течение относительно длительного времени. [59, c.39]

Краткая характеристика традиций: [59, с. 39-41]

·      Пространственная, традиция сфокусирована на различных - от
объективистских до метафорических - трактовках пространства, которые
являются ядром географических исследований этого плана.

· Средовая традиция включает в свою сердцевину эволюционирующие и
разветвляющиеся концепции среды — от энвайроментализма к внедрению в
географию экосистемных подходов и кибернетических трактовок до
осмысления феноменологической "всепоглощающей" среды,

·      Культурно-ландшафтная, традиция сосредоточена на изучении
культурного ландшафта в различных его трактовках как внутренне не
непротиворечивой целостности; Предметная область этой традиции, несмотря
на внешнее сходство с топическим и региональным течением, обладает
выраженной самостоятельностью; ландшафт изучается как целостное
образование взаимосвязанных компонентов. Его формальная размерность очень вариативна,  а сущность заключается  в ландшафтообразующих закономерностях.

·      Оболочечная: традиция, зародившись как объектная, планетарно--
заданная, эволюционировала до ноосферного понимания. Охватывает совокупность культурно-природных связей и явлений, в масштабах планеты, материков, частей материков, включая этносферные, мир-системные, цивилизационные подходы. Поскольку в фокусе настоящей работы находятся
процессы регионального уровня

·      Региональная традиция ориентирована на регион, как закономерное
сочетание уникальных мест и локэйлов.

·      Топологическая (локалистская) традиция охватывает изучение.
уникальности, единичности, неповторимости. Центральные понятия: "место", "локэйл", "сообщество".

·      Временная традиция центрирована на роли, действии, репрезентации времени в географии. От организмической предопределенности цикла "рождение -юность—зрелость-старость-умирание" культур и цивилизаций к историко-географической и историко-генетической стратиграфии, к исследованию пространственно- временных троп, образа, времени - цикла, спирали, вектора, дуги - принадлежащего культуре, субкультуре, или отдельному человеку, которые развертывают этот образ в предметно-географическом ареале своей жизни.

Второй параметр, интересующий нас значительно больше первого, это «мировоззренческая парадигма». Образно повторяя рассуждения о сути парадигмы, данные нами еще в главе 1, скажем, что под парадигмой в данном случае понимается «метаметодологическая» линза, через которую в сознании и интерпретации исследователя преломляется мир. Парадигмы определяют идейно-эпистемологические основы любого частнонаучного исследования.

Как поясняет сущность рассматриваемой таблицы 2 сама М.В. Рагулина, «в клеточках пересечения парадигм, как линз преломления исследовательских эпистемиологических воззрений, и традиций, как сфокусированных лучей, высвечивающих более важные "здесь и сейчас" для ученого определенные участки предметного поля науки», мы видим непосредственно само конкретное содержание предметного поля, в данном случае, культурной географии. По сути, то, что находится в клеточках – это конкретные теории и концепции науки, ее наполнение. Однако анализ этой конкретики не входит в наши задачи (он дан в монографии М.В. Рагулиной), и мы вновь вернемся к парадигмальному срезу. [59, с.45]

Итак, логика М.В. Рагулиной в том, что культурная география[12] развивалась по пути следования от сциентистской к постмодернистской парадигмам.

Это отражается в отдельной таблице, пытающейся более подробно раскрыть содержание именно парадигм в географии:

Таблица 3.

"Столпы теории" в географии: позитивизм, гуманизм и постмодернизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позитивизм /сциентизм Гуманизм Постмодернизм

пространство - геометрия -

структура

ландшафт - регион -

народ-время

парадокс - практика -

случайность

  основные характеристики:  

- экспериментальный

ответ

- предсказательность

- объективное знание

- планирование мер

— абстрактная логика

-причинность

- абстрактные языки

- рационализм

- эмпирицизм

- формальная каузальность

-логика

-отрицание идеологии

- поиск универсальных

законов

- классификация

- нейтральность

- наука, свободная

от оценок

- насущные интересы

- основательность

аргументации

- субъективность

- синтез

- контекст как.

описание

- гуманистическая

деятельность

- осведомленность

- сознание

- поиск значений

- творческое описание

-эмоции

- упорядочивание

- историческая

фокусировка

- рефлексия

- идеализм

-этика

- эстетика

- текстуальная

интерпретация

- дискурс

- диспут

- иконофобия

- нигилизм

- анархизм

- воина с

тотальностью

- делегитимизация

- скептицизм

- историческая

амнезия

- изменчивость

границ

- сатира - пародия - афоризм

- семиотика

- планируемое

устаревание

- фрагментация времени

  происходит из:  

- бихейвиоризм

- пространственная

организация

- "новая география"

- модели пространственной

структуры

- индуктивный метод

- неоклассическая

экономика

- классическая механика

— системный анализ

- количественный метод

-универсальные законы

- структурация

- теория

коммуникаций

- гуманистический

марксизм

- прагматизм

- этноистория

- герменевтика

- феноменология.

- структурализм

- индетерминизм

- фрагментация

- субурбанизация

- изменчивость

- вечное настоящее

- паралитература

-постструктурализм

-дисперсность

-диффузность

- интеграция

- коммуникация

- взаимозависимость

- референтность

 

 

  метод:  
релевантная политика понимание деконструкция
  фундамент:  
естественные науки.математика культурная / социальная география пост-гуманистическое сознание, двойное кодирование

 

Источник: [59, с. 43]

 

Итак, мы видим, что представленные в версии М.В. Рагулиной (см. табл. 2) основные мировоззренческие установки, а именно объективистско-сциентистская (стремится к ценностной нейтральности в изучении в основном каузальных зависимостей; ориентированна на рациональное познание и деятельностный аспект) феноменологическая (охватывает "смысловое поле" культурно-географических взаимодействий, где сознание человека слито с познанием пространства) - в табл. 3 названа «гуманизмом» - и постмодернистская (доведенные за грань полезной надобности индивидуализм, субъективизм, релятивизм, вследствие чего обнаруживаются такие характеристики, как тотальная критика, деконструкция, нигилизм и пр.) есть ничто иное, как рассмотренные нами в параграфе 1.2 исторические типы философствования - Классика, Неклассики и Постнеклассика в терминах Минской философской школы.

Это позволит нам переидентифицировать некоторые рассматриваемые теоретические основания географии с точки зрения проблемы общенаучного синтеза в условиях по-разному понимаемой Постнеклассики, и шире – постнауки.

Итак, в чем именно проявляются рассмотренные нами 3 вида парадигм в географии? Кратко проиллюстрируем ответ на подобный вопрос.

Классическая («объективистская», «сциентическая», «про»естественнонаучная и т.д.) парадигма проявляет себя, прежде всего, в таких подходах как: 

· Географического детерминизма (каузальность воздействия факторов объективной географической среды на общество и человека)

· Математический и статистический подходы (как и сама тенденция математизации), школа пространственного анализа (ее философско-идеологическая доктрина "количественной революции" - неопозитивизм, культ объективной, верифицируемой "абсолютной науки", раскрывающей законы развития природы и общества) [58].

· Хорологический, пространственный подход, региональная хорология, функционализм (соотношения взаимоотношений географических объектов в пространстве, закономерности размещения, математизированные классификация и типизация, наличие жестко фиксированной объективной пространственной структуры, каузальные взаимозависимости, геометризация пространственной структуры и пр.)

· Районный отечественный (изначальный упор на жесткую производственную и экономическую риторику объективных пространственных взаимоотношений, комплексности, территориальной организации на основе закономерностей и фиксированных принципов)

· Концепты географической оболочки, природных геокомплексов и ландшафтов физической географии и территориально-производственных комплексов, экономического района и культурного ландшафта в общественной географии

· И т.д. (анализ может быть существенно продолжен)

Особо стоит отметить концепцию географической формы материи [53; 55; 9; 23; 32; 33; 61; 72]. Являясь закономерным продуктом развития мысли научной философии, основанной на диалектическом материализме, а значит и классической онтологии, она создает общенаучную картину мира только лишь сугубо для одной из частей общей географии – естественнонаучной физической: «Следование классическому идеалу объективно­сти, исключающему человеческую перспективу из предметного поля исследований естественных наук, неизбежно приводит к двум от-дельным и принципиально отличным географическим картинам мира – физико-географической и экономико-географической». [8, c. 90]

И действительно, в структуре комплексной географической формы материи (физ. + хим. + биол. + соц.[13]), неклассический субъект может быть, возможно, увиден лишь в социальной форме материи, однако зная, что любая «феноменологичность» «исключена» из объективизированно-рационализированного диалектико-материалистического понимания человека в социальной форме материи [6; 55; 54; 52], мы также, как и Д.Н. Воробьев, сомневаемся в том, что концепция географической формы материи способна быть базисом синтезированной постнеклассической общегеографической картины мира.

Тем не менее, ввиду того, что наличие объективной материальной реальности как базиса для существования субъективных существ людей никто не собирается отрицать, объективистские мировоззренческие корни остаются важным фундаментом науки, хоть и требуют значительной модификации в рамках постнеклассического синтеза.

Неклассическая (феноменологически-гуманистская) парадигма выявляет себя в следующих географических теоретических конструктах: [59; 25; 43; 46]

· Концепция пространства "жизненного мира"

В данном контексте жизненным миром принято считать культурно детерминированное пространство повседневной жизни человека. Пространство из "вещи", объекта приобретает метафорический смысл и на этой основе возникает предпосылка "активизации метаболизма” между географией и гуманитарными науками. Концепция открывает горизонты изучения ''пространства человеческого опыта", разворачивает географию к повседневной, обыденной жизни индивида в первую очередь как личности, и уже потом как ’представителя””, "носителя" определенного социума, культуры.

· Психологический и феноменологический подходы человеческой территориальности

Подходы сфокусированы на иерархии пространств в их смысловом наполнении. Так, например, по Рагулиной М.В., Р.Д.Сэк вкладывал в понятие территориальности властный смысл: "территориальность - это географическое выражение социальной власти и стратегия установления контроля над людьми путем установления контроля над их разнообразными личными пространствами".

· Концепции «репрезентативного пространства» и «семиотики культурного ландшафта»

В их рамках речь ведется о возможности совмещения разных географических ''портретов'" в пределах одного объективно существующего географического пространства. Различные географические портреты или смысловые репрезентации одного и того же пространства формируются в зависимости от «видения» (системы семиотических аллюзий) внутри данных целевых аудиторий, а также в зависимости от смысловых семиотических коннотаций, наличествующих у данного пространства в культурном измерении.

· Концепции "поведенческой среды" и "воспринимаемой среды"

Трактуют понятие среды с точки зрения, тех ассоциаций, впечатлений, которые человек распознает в себе по отношению к ней. Рассматривают такие понятия как "восприятие", "рефлексия", "эмпатия", "вживание", "понимание» по отношению к географической среде, среде обитания.

· Концепция «эйваронментальной психологии»

Международная платформа интеграции исследований разных дисциплин, касающихся вопросов восприятии среды, т.е психологии восприятия окружения (эйваронмент), рассматривается на 4 уровнях:

1 - изучение средового познания;

2 - изучение средового поведения;

3 - исследование восприятия среды;

4 - изучение энвайроментального стресса

· Концепция «географической самости»

Данная концепция – это соединение географии с ключевой психологической категорией — "самостью", введенной К.Г. Юнгом для обозначения максимальной полноты жизни и реализации, творческих задатков личности.

По Рагулиной М.В., географическая самость — это природа субъекта, которая контактирует с местом и пространством. Место - непосредственная среда живого тела личности и арена действия; оно одновременно физично и исторично, социально и культурно. Географическая самость - тело и ландшафт - задают разные размерности места. "Самость" имеет дело с действиями и идентичностью географического субъекта; тело - оно то, что соединяет самость с реальным местом в перцепционном аспекте. Ландшафт - самопрезентация субъекта и объекта как целого.

· Концепция «топофилии»

Исследует вопросы наличия у человека чувства приятия того или иного места, географического объекта; топофилия/топофобия характеризуют эмоциональную связь человека и пространства/места, степень эмпатии, в которой получает выражение несколько пластов человеческого сознания - личный, социальный, трансцендентальный, коллективное бессознательное. Примерами подобных топофильных связей человека и места являются: визуально обусловленное удовольствие от «любования» ландшафтом; чувственная приязнь физического контакта с элементами среды; привязанность к знакомому месту, к дому, в т.ч. связанная с чувством ностальгии или гордости и т.п.

· Концепция «чувства», «гения», «духа» места

Чувство места – это особое состояние человека, порождаемое его деятельностным, чувственным и сознательным отношением к своему жизненному пространству. Место в данном случае - это субъективированная среда или среда, наполненная субъектностью. В зависимости от качеств субъектности (воли, целей, мотиваций и т.д.) меняется и чувство места.

· Концепция вернакулярного районирования

Вернакулярный район - это территория, которая целостно воспринимается, местными жителями вне зависимости от административных границ. Вернакулярные районы – это то, как человек представляет себе (и делимитирует) окружающую его территорию.

В основе выделения вернакулярных районов лежат не бездушные производительные силы, а люди, наделенные свободой воли и, главное, сознанием и речью: для того чтобы определить конфигурацию района, имеет смысл спрашивать самих людей о том, как именно они используют свою свободу воли для самоорганизации в географическом пространстве.

· Концепция образов времени

Если образ пространства "локализует", укореняет и эмоционально окрашивает жизнь, то образ времени задает ее ритм, порядок действий и их направленность: концепция образов времени исследует характеристики ощущения времени в зависимости от пространственной локализации проистекающего времени – в различных культурах, цивилизациях, территориальных общностях людей оно дистинктивно.

· Концепция когнитивной географии

Когнитивная география занимается общими проблемами формирования систем географических знаний и пространственных представлений в сознании отдельных людей и различных человеческих общностей, в т.ч. представителей различных культур

· И т.д. (список может быть продолжен)

Постнеклассическую парадигму (80 – 90-е гг. ХХ в.; XXI в.) разобрать будет несколько сложнее, поскольку, по нашему мнению, сложилось две ее трактовки:

1) Идущая от понимания в рамках Постмодернизма и обращающая внимание к «расчленению», плюрализации представлений о мecте, о пространстве, семиологической инвентаризации, текстуальным интерпретированиям, семиотической «деконструкции», «децентрированию» традиционных места и времени, рассмотрения множественности образно-географических характеристик (множественных текстуально-образных подпространств) онтологического пространства-времени: [59; 14; 15; 16; 36; 35; 34; 74; 17; 67; 31]

· Концепция гуманитарной географии

По Митину И.И., гуманитарная география занята изучением способов и систем представлений, интерпретаций и репрезентаций географического пространства  в человеческой деятельности, включая мыслительную.

Главная отличительная черта гуманитарной географии – методологический подход к исследованию взаимодействия культуры и пространства, предполагающий выделение системы кодов и символов (языка) как промежуточного звена в системе «субъект - объект исследования». Принцип изучения культуры через язык ее кодов и символов, широко распространенный в гуманитарных науках, здесь означает изучение знаков, символов, архетипов, стереотипов, мифов, образов, ментальных репрезентаций и др. систем, посредством которых некоторая культура, социальная группа или отдельный человек осмысляют окружающее географическое пространство и организуют свою пространственную деятельность. Близкие исследования проводятся в институциональных рамках философии, культурологии, лингвистики, когнитивных наук, искусствоведения и др., поэтому гуманитарную географию лучше рассматривать как междисциплинарное направление.

· Концепция образной или «имажинальной географии»

Имажинальная география изучает особенности формирования и организации географических образов (систем понятий, представлений и стереотипов, характеризующих в сознании людей определённую территорию)

· Концепция «мифогеографии»

Мифогеография исследует семиотические закономерности формирования пространственных представлений, изучает современные мифы (устойчивые представления об объектах и явлениях), в т.ч. геополитические мифы (частично находят отражение в национальных и региональных идеологических системах, в представлениях о региональной идентичности)

· Концепция «сакральной географии»

Сакральная география рассматривает закономерности формирования пространственных представлений в различных религиозных системах

· Концепция «региональной идентичности»

Идентичность понимается как "особость", самобытность, устойчивость, целостность, "пассионарность", как синоним местного самосознания. Региональная идентичность - форма проявления культуры укорененности, интегрирующая в пределах ограниченной территории местные проявления цивилизационной идентичности и различные локальные и региональные идентичности.

Региональная идентичность является сложным многосоставным феноменом и включает в себя 1) идентификацию себя как "местного", "местного по убеждению", "неместного", "маргинала"; 2) местный патриотизм, 3) оценку роли места в самоидентификации личности, 4) общинность, 5) осознание "степени самобытности" и пространственных пределов "своего края" исходя из идентификации себя как местного или неместного; 6) образ своего края.

· Концепция «палимпсеста» (интертекстуальных наслоений) места

По Митину И.И., палимпсест (от греч. palm - «снова», psaio - «скоблю, стираю») - совокупность множества автономных пластов (наборов элементов), а в историческом значении рукопись, написанная поверх смытого или соскобленное изображение текста. В географии палимпсест — это метафора, представляющая ландшафт как совокупность элементов, имеющих различное время возникновения и степень сохранности. Она отражает видение ландшафта как многослойной структуры, храпящей следы различных эпох. Место представляется как сочетание стертых, преувеличенных, аномальных и избыточных элементов; как интертекста, то есть сочетания текстуальных наслоений

Концепция метафоры палимпсеста открывает путь разработкам в области трансформаций значений и географических характеристик места: он позволяет стереть и переписать существующие тексты, имея в виду не только наполнение различных исторических эпох, но и видение и действия разных исторических и современных акторов.

· Концепция виртуализации смысла места

Концепция применяет понятие "место" к виртуальным аспектам современного мира. Применение строится на основе трех долговременных процессов:

- прогрессивного растяжения социокультурных связей в пространстве;
- многообразия материального, идейного и - культурно-психологического

обмена между удаленными частями мира;

- относительной утраты социокультурного значения конкретных мест;

Компьютерные сети, интернет, современные технологии связи разительно изменяют патриархальность и интимность взаимоотношений места и человека. Чувство места претерпевает значительные изменения: возможность, будучи в одной точке земного шара, стать виртуальным участником жизни сообщества, людей на другом континенте или в соседнем поселке разрушает «ключи», «геокоды», рассматриваемые более традиционной перцепционной географией.

Отличие виртуального места от реального состоит в том, что реальное место поддерживает культурную целостность и.традиции сообщества, а виртуальное, в вышеописанной трактовке, нивелирует групповую специфику жизни человека, оставляя его один на один с миром современной цивилизации.

· Концепция «гуманистического описания»

Подразумевает под собой текстуальную форму отображения «атмосферы» места, переживания места человеком и наделение его значениями. Подход гуманистического, художественно-литературного описания очень распространен среди культурулогически, гуманитарно настроенных географов.

· Концепция образно-географического картографирования

По Замятину Д.Н. образно-географическое картографирование – это создание условных графических моделей и схем, в которых час­тично сохраняется географическая ориентация традиционных (современных) карт и используются в качестве способов изображения и репрезентации спосо­бы изображения из математической (топологической) теории графов и диаграммы Венна)

· И т.д. (ряд может быть продолжен)

2) Идущая от классического сциентизма, по-своему пытающегося решить проблему синтеза объекта и субъекта познавательной деятельности путем введения междисциплинарных, но изначально естественно-научных принципов системно-структурности, кибернетичности и синергетичности, а также принципа глобальной эволюции, коэволюции и пр.

Так, например, Воробьев Д.Н. в своей работе «Методологические проблемы теоретизации географии» в главе 2.3 «Проблема обоснования общегеографической картины мира в контексте постнеклассической науки» утверждает, что в отличие от, как он обосновывает, еще только неклассического[14] системного подхода к пониманию объектно-предметной сущности географии, постнеклассическое понимание ее (по его версии - путем «внедрения» в нее принципа глобального эволюционизма) будет звучать так: «Общим объектом географии является географическая (природная) среда человеческого общест­ва, представляющая собой сложную, открытую, самоорганизующуюся систему, состоящую из разнородных компонентов естественного и социального характера. Предметом исследования, общим для географических наук, яв­ляется совокупность географических (пространственных) отношений (взаимоотношений), создающих указанную целостность» [8, c. 90]

«При этом нужно, учесть», - он пишет далее, - «что географические отношения ограничены не только задачей освоения мезомира, земного пространства (геопространства, мира человекоразмерных явлений), — как уже упоминалось, — но и ценностными ориентациями человека, т.е. системой материальных и духовных благ, которое общество признает как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Таким образом, географические отношения принципиально гео- и антропоцентричны».[ 8, с.91]

Однако, по нашему мнению, исходя из прочтения работы данного автора (Воробьева Д.Н.), несмотря на такие, в общем-то, верные заверения о синтезе общества и природы в рамках программного понимания сугубо геоэкологического или коэволюционного, ноосферного синтеза (другими словами, просто единения природы и общества) может быть недостаточно, поскольку, по всей видимости, то, что понимается под обществом в данных рамках все также по-прежнему не включает в себя неклассический субъект (гуманитаристику, индивидуальность, внутреннее богатство жизненного мира и пр.), который так активно требовали «вернуть» феноме



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Анализ парадигмального поля географической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ парадигмального поля географической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)