Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раздел 4. Актуальность интеграции страховых рынков.




Одним из основных документом, регулирующим создание Единого Экономического пространства можно назвать «Договор о создании союзного государства» (Москва.8 декабря.1999год): «Государства-участники создают единое экономическое пространство. В Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.» [27] В едином государстве предполагалось введение единой денежной единицы (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра, осуществление единой политики в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов, общий рынок ценных бумаг, создание и действие единого законодательство в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций и т.д.. Относительно социальной политики интеграция предполагает действие унифицированного трудового законодательства, законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения. После анализа данной концепции, можно прийти к выводу, что вопросы касательно интеграции страховых рынков в ней не затронуты, следовательно, невозможно сделать выводы о предположительной глобализации системы медицинского страхования после создания единого экономического пространства в рамках СНГ. Однако данная тема важна, в связи с тем, что постоянно увеличивается количество людей, перемещающихся в рамках Единого Экономического содружества.



Приоритетным направлением для россиян в странах СНГ является туризм, преимущественно в Крым, на побережье Черного моря, поездки к родственникам. Небольшую долю в общем числе россиян, выезжающих в страны СНГ составляет трудовая миграция. Приоритетным направлением для жителей других стран Содружества является трудовая миграция, далее идет туризм, поездки к родственникам и друзьям.

В 2002 году в Крыму отдохнули 3 млн. 800 тыс. курортников и туристов, по некоторым прогнозам число туристов может возрасти до 5 млн.[28]. Среди туристов большее число туристов из России. В 2003 году Крым посетили не менее 10 тыс. граждан РФ по путевкам фондов Соцстраха.

Относительно трудовой миграции стоит отметить следующее. Согласно исследованиям ученых Института демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (http://www.demoscope.ru/center/center.htm), в России единовременно находится три - три с половиной миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров). Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства. Многие живут в России в течение нескольких лет, непрерывно продляя регистрацию. (К примеру, из опрошенных в Москве трудовых мигрантов с Украины каждый второй проживал в столице более трех лет.).

В настоящее время можно отметить возросшие масштабы миграционного обмена с Украиной, в будущем под влиянием социально-экономической конъюнктуры в РФ и Украине прогнозируется дальнейшее увеличение российско-украинских миграционных потоков. Социально-экономическая природа миграционного обмена с Украиной определяет соразмерный поток встречных мигрантов – что характерно для стабильной социально-политической и экономической обстановки. (Более ста лет назад была выведена закономерность: рост миграционного потока сопровождается возрастанием компенсаторного встречного потока. Неадекватное снижение встречного потока миграций – свидетельство форс-мажорных обстоятельств, в которых осуществляются переселения. По прогнозам Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, определяющий вклад в миграционный пророст России в период до 2006 года внесут контингенты русских из Казахстана (560 тысяч человек, 27 % миграционного прироста), из Украины (255 тысяч человек, 12 % сальдо миграции), из Узбекистана (225 тысяч человек, 11 % миграционного прироста)[29].

Увеличивающийся разрыв в уровне доходов, получаемых в России, по сравнению с другими странами СНГ стимулирует приток трудовых мигрантов из государств Содружества. Численность последних возрастет в ближайшем будущем до 4-6 миллионов человек.[30] (Данный прогноз делается по сценарию «экономического бума», предполагающего возрастающую дифференциацию экономического развития России и других стран СНГ за счет опережающих темпов роста российской экономики в условиях социально-политической стабильности на постсоветском пространстве).

Недавно введенные в действие законы "О гражданстве" и "О положении иностранных граждан" в целом создают основу для упорядочения положения внешних мигрантов, расширяя легитимные правовые возможности для проживания иностранных граждан в России в течение длительного времени, вплоть до постоянного проживания. Это приблизило миграционное законодательство России к международным нормам.

Интересам развития российского рынка труда отвечало бы устранение законодательных и административных препятствий въезду мигрантов из стран СНГ. Важным шагом могло бы стать смягчение требований в отношении как оформления вида на жительство, так и гражданства.

Не приведут к желаемым результатам и попытки избавиться от теневой занятости иммигрантов путем усложнения процедуры их найма. Теневая занятость определяется состоянием рынка труда и может быть сокращена именно за счет его регулирования..
Наиболее оправданной мерой могло бы выглядеть намерение создания свободного поля для перемещения мигрантов, в том числе трудовых, декларированное в рамках Евразийского экономического сообщества на встречах президентов стран региона.


 

Заключение. Этапы интегрирования

Прежде, чем построить модель интегрированного рынка медицинского страхования, следует унифицировать понятия страхование и медицинское страхование в частности. Страхование- это система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный несчастными случаями, болезнями, а также выплачиваются иные денежные суммы в связи с наступлением определенных событий. Другими словами, страхование- это отношение по защите имуществен­ных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Применительно к медицинскому страхованию, «медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактиче­ские мероприятия»[31].

 В основе медицинского страхования лежит принцип внесения регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных расхо­дов. Страховым случаем является не болезнь или несчастный случай, приведший к повреждению здоровья, а затраты, связанные с получением необходимой медицинской помощи, входящей в программу страхования. Целью медицинского страхования модно назвать осуществление гарантий гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Чаще всего ме­дицинское страхование имеет дело с невыгодными для страховщика рисками, что сопряжено с большими трансакционными издержками. На первичные риски накладываются вторичные по оплате лечения от прогрессирующих болезней.

Медицинское обслуживание сочетает в себе элементы личного и общественного потребления. Можно отметить, что данная особенность усложняет метод финансирования медстрахования. Необходимо, чтобы та часть системы, которой присущ индивидуальный характер потребления, оплачивалась самими потребителями и управлялась рыночными регуляторами, а социальная несправедливость, возникающая в результате реализации принципа исключения, уравнивалась за счет развития страховых механизмов. Общественная часть медицинского страхования должна иметь социальную направленность и подчиняться сложившимся в обществе потребностям. Такое сочетание позволило бы сделать защиту здоровья адекватной потребностям в ней, распространив ее на те группы населения, которые не способны оплатить медицинские услуги с помощью страховых механизмов.

1) Следовательно, первым этапом глобализации страхового рынка является введение единой денежной единицы (валюты). Данный переход необходим для упрощения расчетов, определения единой стоимости страховой услуги, для точного расчета расходов, необходимых при интеграции рынков и определения преимуществ и выгод от интеграции страховых рынков республик СНГ. В настоящее время в СНГ можно наблюдать картину своего рода развертывания в обратном направлении истории валютной интеграции в Западной Европе: от механизма “один банк - одна денежная единица” к более “свободной” системе (частичного) объединения резервов пропорционально обязательствам национальных центральных банков и “общей” денежной единицы, основанной на фиксированном паритете и имеющей национальную деноминацию; затем к управляемым - в рамках согласованного диапазона - колебаниям обменного курса и скоординированной денежно-кредитной и финансовой политике. Если существует единая валюта, будет единой и система взаиморасчетов, исчезнут колебания национальных валют по отношению друг к другу. Но, в то же время, будет уничтожен валютный рынок стран СНГ, который хотя и в малой степени, но способствовал развитию национальных экономик. Правда, фондовый рынок, рынок ценных бумаг развит только в России и очень слабо развит на Украине. В тоже время для введения единой валюты требуется время, так как существенное различие законодательства, нормативной базы, регулирующей экономические, финансовые, кредитные отношения в СНГ, а также уровень развития экономики в странах Содружества не позволит единой валюте выполнить функцию евро. Процесс становления единой валюты в Европе занял много времени, в настоящее время экономические системы этих стран характеризуются едиными стандартами и уровнем развития. В СНГ сложно говорить о единстве экономических систем, следовательно, требуется некоторый период для интеграции финансовых рынков даже трех участниц единого пространства: Украины, Белоруссии, России.

2) Следующий этап: постепенное реформирование и становление рынков страхования в каждой отдельной республике. Реформирование российского рынка медицинского страхования не закончено, нет единого рынка ОМС в Белоруссии, не дифференцирован рынок медицинского страхования на Украине. Следовательно, необходимо окончательное становление медицинского страхования в отдельно взятых республиках.

3) Заключительным этапом можно назвать построение системы медицинского страхования, в основе которой будут лежать принципы, схожие с медицинским страхованием в ЕС. Определим преимущества единой европейской карты страхования здоровья. Единая европейская карта медицинского страхования заменит все существующие ныне формы бумаг, необходимые для получения медицинской помощи в любой из стран участников договора. Такая карта упростит и ускорит процедуру, но не подменяет собой существующие права граждан. Прежде всего, от введения единой и персонализированной формы страхования выигрывают граждане Содружества, так как она облегчает длительное пребывание за границей, включая отпуска. Пользу от введения унифицированной карты получают три основные группы: застрахованные, службы, обеспечивающие медицинские услуги (врачи, медицинские учреждения и т.д.), службы социальной защиты, как страны, выдавшей карту, так и страны пребывания. Все эти три группы выигрывают от введения такого типа карт. Такая страховка полностью заменит форму E 111[32], которая страхует во время пребывания в отпуске или деловой поездке в любой стране ЕС, и в последствии заменит все остальные формы, необходимые для длительного пребывания за границей рабочих мигрантов, водителей- дальнобойщиков, студентов, людей, ищущих работу в другой стране.

Владельцы страховки получают основное преимущество от новых карт, так как сокращаются издержки по обращению в соответствующие учреждения в стране пребывания за новыми документами перед каждой длительной поездкой в страну Содружества. Бумажная волокита, связанная с посещением врачей и лечебных учреждений за границей будет сведена к минимуму. Страховым компаниям не придется работать с документами, неграмотно заполненными и содержащими недостоверные данные, как это происходит сейчас. Введением электронной системы еще более упростит процедуру. Служба социальной защиты получит выгоды от достоверности данных внесенных в карты.

Общая модель с единой системой европейской системой знаков необходима для обеспечения немедленного распознавания такой карты всеми службами, взаимодействующими с системами здравоохранения, независимо, где находится владелец карты. Гарантией того, чтобы карта будет легко читаема, выступает зашифровка имеющейся информации. Данные в карте должны быть легко читаемы независимо от языка пользователя. Первоначально на картах будет представлена визуальная информация, в дальнейшем возможен переход на электронные карты. Страна, выпускающая карту, будет ответственна для принятия необходимых мер против обмана и злоупотребления. Такие предосторожности гарантируют последствия соблюдения законности и материального обеспечения страховки. Такие карты могут быть либо совмещены с национальными медицинскими страховками, при условии существования системы медицинского страхования в стране, либо оставаться независимыми. Картами могут быть обеспечены как все жители государств, членов Содружества, так и только те, кто обращается за ними, то есть желающие поехать в другую страну на длительный срок.

Данная модель интеграции медицинского страхования была бы наиболее рациональна и экономически оправдана для глобализации медицинского страхования первоначально рынков медицинского страхования России, Белоруссии, Украины. Но для перехода требуется длительное время. Прежде всего, формирование рынков медицинского страхования в странах, создание единой нормативной базы, единых стандартов медицинского страхования, выявление экономической базы данной модели. Не маловажными предварительными этапами, которые должны проводиться первоначально в каждой из стран экономического содружества, могли бы быть следующие направления реформирования системы здравоохранения, первоначально:

Развитие конкуренции между страховыми компаниями, развитие конкуренции между медицинскими учреждениями, структурная реформа учреждений здравоохранения, возможно, изменение экономического механизма взаимодействия между медицинскими учреждениями и страховыми компаниями и медицинских учреждений между собой. Прежде всего, конкуренция между учреждениями здравоохранения может привести к повышению качества предоставляемых услуг. Отсутствие возможностей для развития конкурентного рынка, с одной стороны, является одним из ключевых аргументов как российских, так и зарубежных сторонников сохранения государственной медицины. Недостаточное число поставщиков услуг, что особенно харак­терно для сельской местности и небольших городов, а в разрезе видов услуг - для специализированных высокотехнологических видов ме­дицинской помощи; наличие у потребителей услуг неполной и асимметричной ин­формации о поставщиках, качестве оказываемых ими услуг и т.п., при­чем возможная политика по расширению доступности информации не может быть достаточно успешной в силу профессиональной не­подготовленности пациентов. Если дифференцировать медицинское обслуживание на первичное, вторично, третичное[33], то можно сделать следующие выводы: для специализированных видов помощи (вторичный сектор) конкуренция невозможна из-за наличия у медицин­ских учреждений уникальных ресурсов (квалифицированных кадров и т.п.) и высоких барьеров на входе, вызванных утопленными затратами на приобретение оборудования и оснащение клиники, подготовку пер­сонала и пр. В то же время возможности для развития конкуренции на рынке первичной и третичной помощи, безусловно, имеются. Предо­ставляемые в этом секторе услуги относительно однородны, количе­ство поставщиков (даже если считать поставщиками поликлиники, а не отдельных врачей) достаточно велико, барьеры на вход невысоки. Актуальной проблемой является и включение всех заинтересованных медицинских учреждений в систему ОМС. Целый ряд клиник научных институтов, медицинских вузов, медико-санитарных частей федерального подчинения не включены в ОМС. Дискриминационна и практика включения частных медицинских компаний в систему ОМС. В настоящее время в большинстве реги­онов наблюдается тенденция неявного замещения бесплатной меди­цинской помощи платными услугами. Она заключается в расширении объема платных услуг в государственных учреждениях здравоохране­ния, а также перекладывании на население части неоплачиваемых го­сударством затрат на оказание медицинской помощи (прежде всего затрат на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, питание при стационарном лечении). Однако это является нарушени­ем принципа общественной солидарности. Уровень социальной защи­ты наиболее нуждающейся в медицинской помощи части населения оказывается минимальным. Возникает заинтересованность ЛПУ[34] в при­обретении дорогостоящей техники для оказания платных услуг, про­исходит смещение приоритетов в сторону привлекательных для частных пациентов, но более затратных методов оказания медицинской помощи. Оказание бесплатной и платной медицинской помощи в государственных учреждений тесно связано (как правило, в нем участвуют одни и тоже медицинские работники, используется одна и та же медицинская техника и т.д.). Технологическая зависимость неизбежно влечет за собой использование оплачиваемых государственных ресурсов для оказания платной медицины. Проследить за тем, как используются ресурсы, весьма сложно, практически невозможно.

Целе­сообразно создать механизм обоснования объемов бесплатной меди­цинской помощи для исключения использования ресурсов государ­ственной системы по оказанию платных услуг. Для этого необходимо определить размер государственного заказа - объем бесплатной помо­щи, которую можно обеспечить государственным финансированием (на основе взаимодействия органов управления здравоохранением и страховщиков); обеспечить адекватный учет объемов бесплатных и платных услуг по каждому учреждению; определить мощности ЛПУ, необходимые для реализации государственного заказа; наладить кон­троль над выполнением государственного заказа; при невыполнении государственного заказа ввести в действие механизм возврата госу­дарственных средств, использованных на оказание платных услуг.

Также должна измениться система тарифов, как за стационарную, так и амбулаторно-поликлиническую помощь. «Предусматривается оплата медицинских услуг, оказываемых в СЭМП, по регрессивной шкале, при которой каждый последующий день лечения стоит меньше пре­дыдущего. В поликлиниках должен произойти переход к оплате по принципу «скользящего подушевого норматива», при котором в нача­ле финансируемого периода учреждение получает не более 2/3 необ­ходимого объема финансирования, а оставшаяся часть зависит от уров­ня госпитализации обслуживаемого населения и перечисляется по итогам года. Деятельность открытых в ряде стационаров амбулаторно-консультативных отделений должна оплачиваться за счет амбула­торного фонда ОМС»[35]. Такая мера должна стимулировать стационары к привлечению пациентов, а поликлиники, которые и должны выдавать направления на консультации в эти отделения больниц, - к экономно­му расходованию средств. Предполагается, что в результате возник­нет реальная конкуренция между отделениями больниц и АПУ[36].

Эта реструктуризация требует значительного времени и большой подготовительной работы. Необходимо наладить комплексное плани­рование оказания медицинской помощи, изменить характер деятель­ности страховщиков таким образом, чтобы они должны быть заинте­ресованы в проведении реструктуризации. Кроме того, на этой основе практически невозможно устранить финансовый дефицит.

Выводы из работы:

1. Создание Единого Экономического пространства в рамках СНГ и введение единой валюты является основой для интеграционных процессов в рамках медицинского страхования.

2. Построение единой правовой модели медицинского страхования должно осуществляться путем реформирования и становления на унифицированный уровень медицинского страхования в странах СНГ.

3. Повышение конкурентоспособности ЛПУ в странах СНГ, увеличение спектра медицинских услуг и качества оказания медицинской помощи является необходимым условием вступления России и стран СНГ в глобальную систему медицинского страхования ЕС.


Список использованной литературы

· Письмо от 28 января 2000 г. N 445/40-1/и «О Направлении методических рекомендаций» www.recipe.ru

· Десятилетие экономических реформ в Санкт- Петербурге. Под редакцией С.А.Васильева. С.Пб. 2001

· Основные принципы формирования единого страхового рынка Европейского Союза .Доклад Фолкер Хенке\\ http://www.rinti.ru/

· Московская промышленная газета 25(240) 26.06-02.07 2003 mailto:info@mpg.ru

· Особенности состояния здоровья населения и медицинского страхования в Украине. А.Хмель. Российский медицинский журнал №6 2003

· Медицинские Ведомости Выпуск № 3(58) 2003 :webmaster@medcom.spb.ru

· Официальный сайт Федерального фонда ОМС РФ: http://www.ffoms.ru/

· Сайт ТФ ОМС Санкт-Петербурга http://www.tfoms.spb.ru/

· Сайт комитета по здравоохранению (http://www.zdrav.spb.ru/)

· Сайт Страхование в России http://www.allinsurance.ru/index.htm

· Сайт СК Бролли: http://www.brolly.by/index--.html

· Информационный портал www.medtrust.ru  

· Принципы формирования единого экономического пространства: http://www.democracy.ru/admin/ads/

· Европейские страны будут обмениваться пациентами - Mednovosti.Ru, 05.12.2002

· EU medical card 'by 2004' - BBC News, 21.02.2003

· http://www.mfa.gr/english/foreign_policy/information_society/

· European health card set for 1 June 2004 http://www.eubusiness.com/

· European Public Health Alliance http://www.epha.org/

· European health insurance card - Frequently asked questions http://europa.eu.int/geninfo/copyright_en.htm

· United Nations Statistics Division: http://unstats.un.org/unsd/

· United Nations Population Information Network: http://www.un.org/popin/

· Population Council: http://www.popcouncil.org/

· Menagement Sciences for Health: http://www.msh.org/


[1]Фолкер Хенке. Всегерманский союз страховщиков. http://www.rinti.ru/

 

 

[2] Далее в работе будут использоваться сокращения ОМС - обязательное медицинское страхование, ДМС- добровольное медицинское страхование.

[3] Mednovosti.ru

[4]webmaster@medcom.spb.ru; http://www.zdrav.spb.ru/

[5] http://www.tfoms.spb.ru/

[6] Сайт: Агентства страховых новостей:news@insur-info.ru

[7] http://www.ffoms.ru/

[8] news@insur-info.ru 1 сентября. 2003 года.

[9] ТФОМС- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

[10] Источник данных: Медицинские Ведомости. webmaster@medcom.spb.ru; http://www.tfoms.spb.ru/;http://www.zdrav.spb.ru

[11] Источник данных: Московская промышленная газета. info@mpg.ru

[12] mailto:webmaster@morion.kiev.ua

[13] Особенности состояния здоровья населения и медицинского страхования в Украине

Хмель А.А.\\ Российский медицинский журнал №6 2003 год

[14] По интервью М.Салюта (Главный врач Киевской городской больницы № 1, депутат Киевского городского совета, председатель постоянной Комиссии по вопросам здравоохранения и социальной защиты)\\ Еженедельник «Аптека» №37 от 23.09.02 webmaster@morion.kiev.ua

[15] Там же

[16] Реалии медицинского страхования на Украине. webmaster@morion.kiev.ua

 

[17] Частная собственность", № 21(412) от 6.06.2002 г., стр.4 brolly@brolly.minsk.by

[18] http://dist-economics.eu.spb.ru

[19] http://dist-economics.eu.spb.ru:

 

[20] Без визы страховщика на Украине не поздоровится . Гришина Т.//Коммерсантъ N 93, 26.05.00

[21] info@insurance2000.ru

[22] ukrmed@ukrpack.com Сайт Генерального Консульства Украины в Петербурге.

[23] http://www.allinsurance.ru/index.htm

[24] http://www.allinsurance.ru/index.htm

[25] mailto:office@fogg.ru

[26] info@iic.ru

[27] Статья 20. Раздел 3. Принципы формирования единого экономического пространства.

[28] Новости @mail.ru

[29] Иммиграция из «нового зарубежья»: чего ожидать? В.Мукомель.\ http:// antropotok.archipelag.ru

[30] Там же

 

[31] «Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 02.04.93 №4741-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 №2288; Федерального закона от 012.07.94 №9-ФЗ) Раздел 1. Общие положения. Статья 1. Медицинское страхование.

[32] http://europa.eu.int/geninfo/copyright_en.htm

[33] Первичная помощь представлена услугами врачей терапевтов, педиатров или врачей общей практики, а также услугами скорой/неотложной меди­цинской помощи. Сектор вторичной помощи в основном связан со специализированной помощью врачей-специалистов и лечением в больницах. К третичной помощи относятся услуги профилактических и санаторных учреждений, больниц восстановительного лечения и т.д.

[34] ЛПУ- Лечебно- профилактические учреждения

[35] Десятилетие экономических реформ в Санкт-Петербурге. Под редакцией С.А.Васильева. 2001 год, С.-Пб.

[36] АПУ- амбулаторно- профилактические учреждения.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7