Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии.



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

Психологические проявления лжи

в общение людей

Выполнила:

ученица 9 класса «Б»

Меркулова Анастасия

Научный руководитель:

Савина Ольга Олеговна

Москва 2011 г.

Оглавление .

Введение. 3

Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии. 6

§ 1. Ложь. Обман. Неправда. 6

§2. Ложь и чувства. 11

§3. Ложь и поведение человека в общении.. 13

§ 4. Подростковая ложь. 18

Глава 2. исследование распознания лжи у младших подростков (на примере учащихся 6 класса). 20

Вывод и заключение. 21

Приложение………………………………………………………………………...24

Литература. 26


Введение.

Актуальность:

Представьте себе мир, в котором бы все люди говорили правду и были бы откровенны друг с другом. Такой мир не мог бы вообще существовать.  Мы лжём во спасение, во благо, с целью скрыть что-то... Но что испытывает человек? Зачем он лжёт? Как он это делает? Существует много «белых пятен» в сфере межличностных отношений и вопросов, которые нуждаются в ответе. Чаще всего, люди, сталкиваясь с ложью, склонны оценивать ее с позиций нравственности и морали. Актуальность темы реферата обусловлена недостаточной разработанностью проблемы в области педагогической психологии, обучения и воспитания.  Исследования в области психологии лжи имеют важное значение для педагогической гимназии, так как профессионально важное качество педагогов - лучше понимать людей, научиться распознавать обман и не попадаться в его ловушки. Полученные знания и навыки распознавания обмана могут пригодиться также гимназистам ( и не только в школе, но и в обыденной жизни, в будущей профессиональной жизни).

Теоретическая разработанность:

Психология понимания и распознавания лжи, лживости и скрываемой информации, много лет разрабатываемая в западной психологии, в то время как для российской науки является относительно новой и мало изученной областью исследований. Значительный вклад в исследование теоретических аспектов психологии порождения, понимания и обнаружения скрываемой информации и психологии лжи, внес Пол Экман с соавторами (Ekman Р., 1997;  Ekman Р.,  Friese W., O'Sullivan М., 1988; Ekman Р., O'Sullivan М., 1991). В его публикациях излагаются достаточно убедительные данные о психологических причинах, мотивах лжи и скрываемой информации. П. Экман провел, безусловно, интересный психологический анализ лжи, ее мотивов и разновидностей, личностных и ситуативных детерминант, способствующих или, наоборот, препятствующих возникновению этого феномена в различной коммуникативной обстановке. На данный момент времени дефицит научной разработанности в российской науке исследований, посвященных психологии лжи очевиден. Об этом свидетельствует разница в количестве публикаций в зарубежных и отечественных источниках. В отечественной науке причины этого явления очевидны: в предельно политизированном советском обществе не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые доказывали, что советский человек может быть неправдивым, нечестным, лживым и лгущим. Поэтому, в российской науке до сих пор нет ответа на простой и очевидный вопрос о существовании каких-либо различий между психологическим содержанием лжи, лживости, неправды, обмана, социальной желательности или это просто синонимы. Данное непонимание возникает у любого, кто обращается к подобной тематике. Между тем, зарубежные ученые давно и плодотворно работают в этой области, получая практически ценные и прогностически точные материалы. Количество публикаций по проблемам лжи в отечественной психологии 20-21 вв. в 3,5 раза меньше, чем в зарубежной психологии. Значительная часть этих исследований посвящена детектору лжи: различным теориям его построения и эффективности его применения в различных областях, например, при доказательстве обвинения в суде (Экман П., Психология лжи, Спб, Питер, 2003, цитирование: Lykken, 1979). Большое внимание западные психологи уделяют также анализу вербальных и невербальных признаков, на которые ориентируется человек, считающий, что партнер по общению выдает ложную или социально желательную информацию. Большое количество публикаций в зарубежной социально-психологической науке по проблемам лжи говорит о высокой практической ценности данных исследований для надежного функционирования служб персонала организаций и учреждений. Необходимость подобных исследований признается рядом отечественных ученых. Так, по мнению российских психологов (Ананьева Б. Г., Антоняна Ю. М., Блонского П. П., Волкова Б. С. и др.) ложь относится к крайне распространенным социально-общественным явлениям. 

Теоретические основы исследования социально-психологических особенностей лжи, разрабатывались в трудах В. В. Волкова, В.В. Знакова, И. А. Ильина, И.Канта, Я.С. Кротова, Л.Б. Филонова О. Фрая, Ю. Щербатых, П.Экмана и др. В трудах В.К. Вилюнаса, Я.М. Когана, А.Р. Лурии, Б.Г. Розовского, Ю.И. , Ананьева Б.Г., Антоняна Ю. М., Блонского П. П., Волкова Б. С.

Проблема исследования:

1. Почему ложь является неотъемлемой частью жизни подростка? Каковы причины

2. Проблема связи обманного поведения и испытываемых эмоций.

Цель исследования: выявить особенности проявления лжи, эмоций, испытываемых человеком при обмане.

 

Задачи исследования:

1. На основе изучения зарубежной и отечественной психологической литературы определить основные понятия темы: ложь, обман, искреннее поведение и др.

2. Выявление возрастной специфики лжи у подростков.

3.Анализ признаков неискреннего поведения .

4.Эмпирическое исследование распознавания лжи и искреннего поведения у учащихся шестых классов.

Предмет исследования:

Признаки лжи в общении людей.

 

Объект исследования:

Вербальное и невербальное поведение подростка.

 

Гипотеза исследования:

Младшие подростки не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение.

Признаками лжи в подростковом возрасте наиболее часто являются невербальные экстра- и паралингвистические признаки (речевые оговорки, паузы и речевые ошибки, повышение тона или понижение тона, более громкая и быстрая речь, более медленная и тихая речь, учащенное или замедленное дыхание, потение, учащенное моргание, расширение зрачков, слезы, румянец или бледность).


Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии.

Психология лжи, которая много лет разрабатывается на Западе, для российской науки является относительно новой и мало изученной областью исследований. Об этом могут свидетельствовать как малое количество публикаций, так и отсутствие каких-либо упоминаний о подобных проблемах в фундаментальных трудах по истории и теории отечественной психологии.



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)