Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Исследование распознания лжи у младших подростков (на примере учащихся 6 класса).



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Глава 2. Исследование распознания лжи у младших подростков (на примере учащихся 6 класса). 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель исследования: выявление способов, а так же методов распознания лжи младшими подростками. А так же признаков, на которые опирается подросток для определения лжи у партнёра.

Задачи:

1. Изучить способности к  

2.Определить способности учеников в распознавание лжи, выявление признаков(вербальных и невербальных), на которые подростки обращают внимание.

Объект: подростки 12-13 лет. Учащиеся 6 класса.

Предмет: подростковая ложь.

Испытуемые: 10 человек(учащиеся 6 класса): 4 мальчика, 6 девочек.

Методы исследования:

С учениками 6ого класса была проведена игра. В которой ученики по очереди должны были рассказать 3 истории, одна из которых являлась ложью. Остальным же нужно было выбрать ложную ситуацию, а так же указать какими признаками они руководствовались, делая свой выбор.

Так же была разработана анкета для младших подростков, в которой требовалось зафиксировать данные(см. приложение)

Процедура исследования:

30.03.2011г, на 6-ом уроке, в группе из 10 человек была проведена игра.

Один из учеников выходил в центр и должен был рассказать 3 истории, одна из которых являлась выдуманной. Внимательно выслушав, дети записывали результаты своих наблюдений. Затем все приступали к обсуждению ответов.

Исследование длилось 25 минут.

Результаты исследования:

На основании проведённого исследования можно утверждать, что подростки этого возраста не уделяют должного внимания невербальным признакам (лишь единицы использовали эти признаки при выборе), а сосредоточенно наблюдают за вербальными, пытаясь выявить обман на основе собственного опыта и знаний. (Большое внимание обращают на факты. А так же рассматривают возможность ситуации исходя из характера собеседника, его привычек и возможностей ).


 

Вывод и заключение

Наша работа была посвящена проблеме лжи в психологии. Целью работы было выявление специфических особенностей поведения , по которым можно было бы выявить, определить ложь. В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:

v Даны основные понятия темы:

Под ложью понимается заведомо неверная информация, вымысел, дезинформация. Умышленное утаивание и фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение»

Обман является намеренным введением другого лица в заблуждение (блеф, липа, мистификация, надувательство, шарлатанство) [Ю. Щербатых, "Искусство обмана"].

Понятие неправда выступает в трёх разновидностях. Неправда, как вербальный эквивалент заблуждения, то есть человек сам верит в то, что он говорит и не подозревает, что он говорит неправду. Во-вторых, неправду можно обнаружить в различных формах иносказаний (аллегории, шутки, ирония), где источник неправды сообщает такую информацию, которая является абсурдной, невозможной или комичной, причем эта информация не предполагает ввести в заблуждение собеседника. В коммуникативных ситуациях неправда проявляется в уникальном явлении – враньё. [В.В. Знаков].

v Проанализированы причины неотъемлемого присутствия лжи в жизни подростка:

Именно в подростковом возрасте человек начинает рефлексировать собственное поведение, а так же поведение других. Так же именно в этом возрасте подросток наиболее часто прибегает к обманному поведению. Наиболее распространённой причиной ко лжи у подростков является столкновение того, что ждут (или подросток считает, что ждут) от школьника сверстники и требования взрослых, а сверстники, как известно, очень значимы для подростков.

Так же на основе проведённого исследования, можем сделать вывод, что младшие подростки не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение.(Доказательство гипотезы).

v Выявлены чувства, появляющиеся у человека при обмане:

Спутниками лжи как правило становятся - боязнь оказаться разоблачённым, чувство вины из-за собственной лжи и чувство восторга, которое порой испытывает обманщик в случае удачи. Все они могут проявиться в мимике, голосе или пластике, даже когда лжец старается скрыть их. Если же их все же удается скрыть, то внутренняя борьба, необходимая для того чтобы скрыть их, может также дать поведенческие признаки обмана.

v Проанализированы признаки неискреннего поведения.

Описаны встречающиеся в поведении признаки, которые могут свидетельствовать о наличии скрываемой информации, указывать, что человек плохо продумал линию поведения, или свидетельствовать об эмоциях, которые данной линии поведения не соответствуют.

Оговорки, а также тирады могут выдать любую скрытую информацию: эмоции, совершенные поступки, планы, намерения, фантазии, идеи и т. д.

Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки и снижение количества иллюстраций могут означать, что говорящий высказывается очень осторожно, поскольку не продумал линию поведения заранее.

Изменения в дыхании и потоотделении, учащенное сглатывание вследствие сильной сухости во рту являются признаками сильных эмоций, и, возможно, в дальнейшем по характеру таких изменений удастся устанавливать, каких именно. Так же лицо дает многочисленные признаки обмана, такие как микровыражения, смазанные выражения, верные признаки эмоций, расширение зрачков, румянец и бледность, Некоторые из этих признаков выдают скрываемые чувства, другие – свидетельствуют о самом факте утаивания чего-либо.

Мимические признаки обмана различаются по характеру сообщаемой обманщиком информации. Некоторые признаки позволяют с точностью сказать, какие чувства человек испытывает на самом деле, несмотря на все его попытки скрыть их. Есть признаки еще более размытые, позволяющие сказать лишь то, что лжец на самом деле испытывает какие-то другие эмоции. Видя следы каких-либо скрываемых эмоций, уже можно предположить, что человек лжет. В некоторых случаях ложь невозможно раскрыть без точного знания о том, что именно человек испытывает на самом деле. Это зависит от характера лжи, выбранной линии поведения, ситуации и наличия каких-либо других объяснений того, почему человек пытается скрыть свои чувства.

Но для раскрытия лжи важно помнить, что одни ее признаки дают нам точную, а другие - только самую общую информацию.

В приложении, табл.1 и 2 (Таблица 1 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по поведенческим проявлениям)» и Таблица 2 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по типам информации)»), приведены признаки, приведённые в предыдущих главах.


Список литературы.

Литература:

1. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998. С. 951-952.

2. Знаков В.В., Макиавеллизм и феномен вранья. //Вопросы психологии, СПб.: Алетейя,1999. №6.

3. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания// Вопросы психологии, СПб.: Алетейя,1993. №2.

4. Малая советская энциклопедия. -ретье издание, 9 том, Москва, 1961г, стр.323.

5.  Микровыражение. //ru.wikipedia.org/wiki/Микровыражение. Ссылка действительна на 23.04.2011.

6. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни. - М.: АСТ, 2010,Стр.66.

7. Щербатых, Ю. Искусство обмана. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

8. Экман, П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2003.

 

Интернет-источники:

1. Детская ложь:

 http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40222

2. Интернет-энциклопедия «Википедия»:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

3. Представление о лжи у современных подростков:

http://otherreferatspsychology/00004552_0.html

 

 

Приложение.

 

Таблица 1 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по поведенческим проявлениям)» [11]

 

Поведенческие проявления Умалчиваемая информация
Речевые оговорки Могут быть связаны с определенным типом эмоций; возможны как утечка информации, не связанной с эмоциями
Тирады Могут быть связаны с определенным типом эмоций: возможны как утечка информации, не связанной с эмоциями
Уклончивая речь Ответ не подготовлен или негативные эмоции (скорее всего, страх)
Паузы и речевые ошибки Ответ не подготовлен или негативные эмоции, скорее всего, страх
Повышение тона Негативные эмоции; вероятно, гнев и/или страх
Понижение тона Негативные эмоции; вероятно, печаль
Более громкая и быстрая речь Вероятно, гнев, страх и/или возбуждение
Более медленная и тихая речь Вероятно, печаль и/или скука
Эмблемы Могут быть связаны с определенным типом эмоций; возможны как утечка информации, не связанной с эмоциями
Снижение количества иллюстраций Скука; ответ не подготовлен; или взвешивается каждое слово
Возрастание количества манипуляций Негативные эмоции
Учащенное или замедленное дыхание Неопределенная эмоция
Потение Неопределенная эмоция
Учащенное сглатывание Неопределенная эмоция
Микровыражения Любая из определенных эмоций
Смазанные выражения Определенная эмоция; или может указывать на то, что какая-то эмоция подавлена, но какая – неизвестно
Учащенное моргание Неопределенная эмоция
Расширение зрачков Неопределенная эмоция
Слезы Печаль, расстройство, безудержный смех
Румянец Смущение, стыд или гнев; может быть, вина
Бледность Страх или гнев

Таблица 2 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по типам информации)» [12]

 

Умалчиваемая информация Поведенческие проявления
Ответ не подготовлен Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки, снижение количества иллюстраций
Неэмоциональная информация (факты, планы, фантазии) Речевые оговорки, тирады, эмблемы
Эмоции (радость, удивление, утомление) Речевые оговорки, тирады, микровыражения, смазанные выражения
Страх Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки, повышение тона, более громкая и быстрая речь, бледность
Гнев Повышение тона, более громкая и быстрая речь, румянец, бледность
Печаль (возможно, вина и стыд) Понижение тона, более медленная и тихая речь, слезы, опущенный взгляд, румянец
Смущение Румянец, взгляд вниз или в сторону
Возбуждение Возрастание количества иллюстраций, повышение тона, более громкая и быстрая речь
Скука Снижение количества иллюстраций, более медленная и тихая речь
Негативная эмоция Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки, повышение тона, понижение тона, возрастание количества манипуляций
Возникновение эмоции, любой Изменение дыхания, потение, сглатывание, смазанные выражения, учащенное моргание, расширение зрачков

 

 


[1]Экман П. Психология лжи, С.Пб.:Питер, 2011., с.23-32

[2]Экман П. Психология лжи,СПб: Питер, 2011 ., с. 32-38

[3] Там же С.38-41

[4] Фрейд З. «Психопатология обыденной жизни», пер. под ред. М. Г. Ярошевского. Стр.66

[5] «Малая советская энциклопедия», третье издание, 9 том, Москва, 1961г, стр.323.

[6] Экман П. Психология лжи, С.Пб.:Питер, 2011., стр47, цитируется: Wisman J. The Truth will Out. TV Guide, September 3, 1977, p.13.

[7] Там же. Стр 43, цитируется: Sergent J., Bindra D. Differential Hemispheric Processing of Faces: Methodological Con-ions and Reinterpretation // Psychological Bulletin 89 (1981), p. 554.

[8] Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – М. 2011. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Микровыражение, свободный. – Загл. С экрана.

[9]   Информация о детской лжи взята с интернет-ресурса: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40222

[10]Электронный ресурс – М. 2009. Режим доступа: http://otherreferatspsychology/00004552_0.html, свободный. – Загл. С экрана.  

[11] Таблица взята из книги Экман, П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2003, с. 176

[12] Таблица взята из книги Экман, П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2003, с. 177



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Глава 2. Исследование распознания лжи у младших подростков (на примере учащихся 6 класса). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Исследование распознания лжи у младших подростков (на примере учащихся 6 класса).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)