Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ложь и поведение человека в общении.



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
Ложь и поведение человека в общении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Определённых признаков обмана, которые точно бы указывали нам на ложь, не существует. Нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые сами по себе означали бы, что человек лжёт. Существуют лишь признаки, по которым можно догадываться, что человек плохо продумал свою речь, и его эмоции не соответствуют словам

Но обнаружить ложь не так-то легко. Одной из проблем является большое количество информации: слова, паузы, звучание голоса, выражение лица, движения головы, жесты, поза, дыхание, испарина, румянец или бледность и так далее.

v Слова

Лжецы всегда тщательно отслеживают и контролируют своё поведение. Но при всём желание всё равно допускают ошибки. Лжецы склонны особенно тщательно подбирать слова. Ведь за слова всегда приходится отвечать.

1. Первое, что может подвести лжеца, Зигмунд Фрейд определил как языковую оговорку. В «Психопатологии обыденной жизни» Фрейд продемонстрировал, что промахи, совершаемые в повседневной жизни, например, оговорки, ошибочные именования и ошибки, совершаемые при чтении и письме, не случайны и свидетельствуют о внутренних психологических конфликтах. Оговорка, говорил он становится своеобразным «орудием... которым выражаешь то, чего не хотелось сказать, которым выдаешь самого себя»[4]. Оговорившись, собеседник может узнать что было скрыто, подавлено, но в большинстве случаев люди не придают этому никакого внимания.

2. Тирада (франц. tirade, от итал. tirata, буквально — вытягивание), длинная фраза, отдельная пространная реплика, монологический отрывок речи, произнесённый в более или менее приподнятом тоне. [5] Здесь, в отличие от оговорки, промахом являются не одно-два слова, а обычно целая фраза. Информация не проскальзывает, а льется потоком. Эмоция «несет» лжеца, и он даже далеко не сразу осознает последствия своих откровений.

 

 

3. Уклончивые ответы или изощренные увертки. [6] Согласно этому люди почти не дают прямых ответов на вопрос, уклончивы, или дают больше информации, чем надо. Но определённый риск остаётся: есть люди, у которых используют эти признаки обычной манерой речи, они всегда говорят таким образом.

V Голос

Здесь наиболее встречающимся признаком обмана являются паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения. Подозрительны и короткие паузы в процессе самой речи, если они встречаются слишком часто.

Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например «гм», «ну» и «э-э»; повторы, например «я, я, я имею в виду, что я...»; лишние слоги, например «да, паправильно».

В основном это происходит по двум причинам: лжец не продумал свою линию поведения, он не предполагал, что придётся лгать; или же наоборот, предполагал, но не ожидал определённого вопроса.

v Признаки, обусловленные вегетативной нервной системой

Вегетативная нервная система вызывает некоторые изменения, которые трудно скрыть (изменения частоты и глубины дыхания, частоты сглатывания, интенсивности потоотделения), сопровождающие возникновения эмоций. Если лжец испытывает страх, гнев, возбуждение, огорчение, вину или стыд, это часто сопровождается учащением дыхания, вздыманием грудной клетки, частым сглатыванием, запахом пота или выступающей испариной. Но до сих пор психологи дискутируют о том, есть ли для определённой эмоции характерные признаки по ВНС. Но всё же, в результате множеств экспериментов были получены внушительные данные в пользу того, что деятельность ВНС не является одинаковой для всех эмоций. Изменения скорости сердечных сокращений, температуры кожи и потоотделения различны при разных эмоциях.

v Мимические признаки обмана

Лица – это своего рода иконы, изображения которых вешают на стены, помещают на письменные столы и носят в бумажниках и сумочках.[7] Наблюдение за мимикой собеседника также дает возможность видеть реакции, необходимые для продолжения беседы

Мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям, именно поэтому на нашем лице появляются искренние чувства. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. «Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома»*.

Большинство эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а может быть, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.

Эти выражения дают нам ценную информацию о чувствах человека. Оно может сказать нам:

- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;

- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;

- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.

       Но самый сложный источник утечки информации это - микровыражения. «Микровыраже́ние - короткое непроизвольное выражение лица, появляющееся на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека».[8] Эти проявления дают полную картину скрываемых эмоций, но настолько мимолетную, что ее обычно не успевают заметить. Микровыражения проявляются не более чем на четверть секунды. Их можно обнаружить при помощи видеосъёмки, используя замедленный повтор. Например, рис. 1: микровыражение глубокой печали, быстро прикрываемое улыбкой. Оно легко распознаётся, так как сфотографировано, но в жизни оно настолько мгновенно, что его запросто можно пропустить.

Рисунок 1

Так же выделяют и смазанные выражение: человек осознает появление выражение и пытается его скрыть, например улыбкой. Но основной проблемой является, что практически любые эмоции, проскальзывающие в таких выражениях, могут быть искренними переживаниями честного человека, которые ему просто не хотелось бы показывать. Не все лицевые мышцы можно контролировать. Движения некоторых являются более точными признаками эмоций, чем другие, их невозможно контролировать. Если же попытаться противостоять им другими мышцами, их одновременное движение придаст лицу неестественное, натянутое выражение, что может выдать обман.

       На рис. 2 показаны верные признаки печали, горя, расстройства, а также, вероятно, вины. Внутренние уголки бровей приподняты, что делает треугольными верхние веки и вызывает морщины в центре лба. Лишь некоторые могут намеренно вызвать такое выражение лица. Следовательно, такое выражение, как правило, не бывает фальшивым и появляется, если человек действительно испытывает расстройство или грусть.

Рисунок 2


 

Подростковая ложь.

Именно в подростковом возрасте человек начинает рефлексировать собственное поведение, а так же поведение других. Так же именно в этом возрасте подросток наиболее часто прибегает к обманному поведению. Что же побуждает его к этому?

 С чего же начинается ложь? После третьего года у ребенка начинается период бурного развития речи и воображения. Речь стимулирует развитие логического мышления ребенка, а воображение позволяет отвлечься от окружающей реальности и мысленно представить то, что нельзя потрогать, увидеть или услышать. Возможности сознания малыша как бы удваиваются: он продолжает познавать мир вокруг (тяжелое тонет, огонь жжет, ветер дует), одновременно осваивая мир воображения, фантазий, волшебных игр и сказок. Даже самые маленькие дети хорошо отличают вымысел от реальности. Трехлетний ребенок может в игре заменить кубиком пирожок, готовя кукле обед, но ни за что не будет, есть его на самом деле. Умение фантазировать служит ребенку, как для игры, так и для защиты от угрозы. Потребность «слегка приврать» далеко не всегда беспричинна, просто причина не всегда лежит на поверхности. Чаще всего люди – как взрослые, так и дети – стремятся привлечь интерес к своей персоне, что легче всего сделать при помощи вымышленных достоинств. [9]

Подростковый же возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости. Каждый, кто общается с подростком, обращает внимание на то, что далеко не всегда он говорит правду. Почему же они лгут? С подростковой ложью часто встречаются родители, учителя, да и сами ровесники.

На формирование нравственных ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями. Причин, по которым у некоторых детей развивается склонность ко лжи - множество. Одни находятся в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), нередко ложь подростка вызывается столкновением того, что ждут (или подросток считает, что ждут) от школьника сверстники и требования взрослых, сверстники, как известно, очень значимы для подростков; третьи зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются дети, а также религиозности. В конечном итоге мы можем выделить следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи:

v ситуации;

v защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);

v стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);

v стремление унизить другого (месть, корысть, зависть, ненависть). [10]




2019-12-29 195 Обсуждений (0)
Ложь и поведение человека в общении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ложь и поведение человека в общении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)