Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования и их обсуждение



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их обсуждение 0.00 из 5.00 0 оценок




Минск – 2010 г.

Оглавление

 

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат на тему: «Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий». 4

Введение. 4

Обзор литературы.. 7

Методика исследований. 14

Результаты исследования и их обсуждение. 16

Использование мультимедийных средств. 16

Использование Интернет. 18

Заключение. 23

Список литературы к реферату. 25

Предметный указатель к реферату. 27

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 28

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 29

Граф научных интересов. 30

Презентация. 32

Список литературы к выпускной работе. 33

Приложение. 34

Вопросы в XML. 37

 

Список обозначений ко всей выпускной работе

 

ИТ – информационные технологии

КТ – компьютерные технологии

ИП – информационный поиск

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

ПО – программное обеспечение

ИК – информационная культура

ЭСО – электронные средства обучения

ИЯ – иностранный язык

РД – речевая деятельность

ММС – мультимедийные средства

 

 

Реферат на тему: «Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий»

Введение

С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития ИК общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста ИТ обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых КТ в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие КТ в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов ИТ для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

В условиях информатизации системы образования в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.

Однако, до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. В целом, анализ научных исследований показывает, что несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, в том числе и обучения иностранным языкам, потенциал ИТ реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.

Сферы ИТ и ИЯ являются взаимно обусловленными, и успех в одной из них неизменно будет сопутствовать успеху в другой. В связи с этим в последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых ИТ в рамках обучения ИЯ. Это не только современные электронные средства обучения (ЭСО), но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей студентов, их уровня обученности, склонностей. Изучение ИЯ с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения ИТ в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.

В связи с этим проблема исследования заключается в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.

Целью исследования является теоретическое обоснование, раскрытие роли ИТ в процессе обучения иностранным языкам и разработка методики применения КТ, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания ИЯ;

- ознакомиться с литературой, посвященной взаимодействию филологии и ИТ, определить возможные сферы этого взаимодействия;

- определить актуальность использования ИКТ в процессе формирования иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого;

- раскрыть многообразие форм применения ИT в успешном овладении иностранным языком.

Эти аспекты будут более подробно рассмотрены в следующих главах.

 

Обзор литературы

На данный момент существует множество трактовок термина «информационные технологии». Однако все они едины в том, что «в основе этих понятий лежит представление о технологии как о целенаправленном процессе, которых характеризуется единством объекта и специфичностью методов и способов его обработки, благодаря которым происходит качественное изменение объекта». [2]

Имеет смысл ограничиться в рамках нашего краткого обзора обозначением двух вариантов понимания термина «информационные технологии»: узким и широким (следует понимать и всю условность подобного разграничения).

В качестве узкого понимания нам представляется удовлетворительным определение IT, данное на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика»: на нем информационные технологии были определены как технологии «ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовка текстовых и графических документов, технической документации; интеграция и коллективное пользование разнородными информационными ресурсами». [3]

В более широком понимании термин ИT включает в себя все технологии, которые в совокупности обеспечивают процессы подготовки, переработки и доставки информации, в частности, технологии микроэлектроники, разработку и производство компьютеров и т.д.

 

На сегодняшний день в образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и строить педагогический процесс по любой модели. Так, разрабатываются различные варианты содержания образования, практически обосновываются новые идеи и технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогической технологии». Однако в его трактовке разными авторами есть существенные разночтения. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Б.Т. Лихачева, согласно которому “педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса”. [10] Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными на взгляд ведущих ученых являются следующие:

- обучение в сотрудничестве (cooperative learning);

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. [4]

Вышеперечисленные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий. Именно новые информационные технологии дают возможность в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, кино) для работы с информацией. Новые информационные технологии обучения принято также обозначать термином «компьютерные технологии обучения» (КТО). Однако И.Г. Захарова с этим не согласна, поскольку считает, что ИТО «могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения». [6] Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывая новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютеров и телекоммуникаций. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств. Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

По данной проблематике работает большое количество ученых. Мы же в нашем исследовании опираемся на труды Ю.Н. Веревкиной-Рахальской, И.Г. Захаровой, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.В. Холодковой. Безусловно, приоритет в поиске информации ведущими учеными все больше и больше отдается Интернету. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и педагогам, и учащимся громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

- базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети (англ. File Transfer Protocol- «протокол передачи файлов», технология передачи по сети файлов произвольного формата);

- оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;

- разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;

- информация о книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.

Это создает реальные условия для расширения кругозора, самообразования, повышения квалификации. Так, Г.К. Селевко предлагает создание Интернет-библиотеки, предназначенной для организации самостоятельной, поисково-исследовательской работы, с наглядно структурированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети Интернет. Она отмечает, что «для эффективной работы такой библиотеки крайне важно подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области». [8]

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

· формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

· совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

· совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

· пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного ИЯ, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

· знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны ИЯ.

Учитывая специфику изучения иностранного языка в специализированных школах, а также необходимость работы с информацией, Ю.Н. Веревкина-Рахальская отмечает, что общественно-политическая, экономическая тематика является одной из ведущих в курсе иностранного языка, поэтому информационные Интернет-ресурсы по данной тематике играют важную роль в формировании коммуникативной компетенции. Информационные Интернет-ресурсы по вышеуказанной тематике - это, прежде всего, сайты средств массовой информации, официальные порталы правительств, президентов, монархов разных стран. Эти ресурсы сами по себе, разумеется, не являются учебным материалом, но возможность работы в сети с аутентичными ресурсами является мотивационным источником для учащихся, что должно быть использовано в учебном процессе. Так, они предоставляют уникальную возможность не только увидеть, прочитать, прослушать ценный аутентичный материал, но и самим задать вопрос, пообщаться с носителями языка. Это формирует самостоятельное творческое и критическое мышление, поскольку учащимся предоставляются различные, порой полярные точки зрения на обсуждаемую проблему.

Кроме того, применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Компьютеризация позволяет осуществить контроль всего контингента обучаемых и сделать его более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. По словам И.Г. Захаровой, главное требование, предъявляемое к современной контролирующей системе, заключается в следующем: она должна быть абстрагирована от содержания, уровня сложности, тематики, предметной направленности и типа отдельных тестовых заданий и способна работать на изолированных компьютерах, в локальной сети и в сети Интернет.[6] И.В. Холодкова справедливо указывает на одну из негативных сторон компьютерного тестирования.[9] Не все тесты показывают, на какие вопросы были даны неправильные ответы. И, тем более, не все тесты дают возможность увидеть правильное решение заданий. А эти результаты необходимы учащемуся для самоанализа своей работы и самооценки своих знаний. Она отмечает, что эти недостатки ликвидированы в тестовой системе Interact. Сразу после прохождения тестирования появляется статистика: время тестирования, количество попыток, количество набранных баллов из числа возможных. Тест может быть настроен таким образом, чтобы он демонстрировал правильные ответы, либо обратную связь. В качестве обратной связи может быть ссылка на учебный материал или решения задач. Данная система тестирования предоставляет большие возможности по сбору и показу статистической информации: по каждому ученику и по всем учащимся в целом. Обзор результатов тестирования позволяет проанализировать как тест, так и свою преподавательскую деятельность.

И.Г. Захарова указывает на возросшую производительность персональных компьютеров, которая сделала возможным достаточно широкое применение мультимедийных технологий, систем виртуальной реальности. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. Multimedia - многокомпонентная среда), позволяющей использовать графику, текст, видео и мультипликацию в режиме диалога, расширяя тем самым области применения компьютера в учебном процессе. Это позволяет преподавателю совмещать теоретические и демонстрационные материалы, а обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал, включая образное мышление. Кроме того, этот ученый указывает на мощнейшее развитие гипертекстовой технологии благодаря возможности создания гипертекста с помощью специального языка HTML (англ. Hyper TextMarkup Language - гипертекстовый язык разметки), изобретенного Тимоти Бернерс-Ли. Гипертекст (англ. Hypertext - сверхтекст), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. «Основная черта гипертекстов - возможность переходов по так называемым гиперссылкам, представленным либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Наряду с графикой и текстом, можно связать гиперссылками и мультимедиа-информацию, включая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем используется термин гипермедиа» [7].

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, открывают перед обучаемыми и педагогами широкие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого вида и объема; доступ к различным источникам информации; интерактивность и обратную связь; организацию совместных телекоммуникационных проектов. Таким образом, неограниченный объем материала в сети и возможности вышеописанных инновационных технологий позволяют выбирать и экспериментировать, делают полученные знания более осознанными, повышают мотивацию учащихся, формируют и развивают умения работы с информацией, а также способность к межкультурной коммуникации.

 

Методика исследований

Методологическим фундаментом настоящего исследования являются традиционные и общепризнанные методы и принципы. Основополагающая роль принадлежит принципу научной объективности, так как объективизм является неотъемлемой характеристикой любого научного исследования. В процессе исследования проблемы автор обращался к следующим научным методам:

a) Философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический и герменевтический);

b) Общенаучные подходы и методы (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, экспериментальный, описательный);

c) Частнонаучные методы (сравнительный, системный).

Специфика применения информационных технологий в исследовании международных отношений диктует необходимость обращения, в первую очередь, к системному и сравнительному методам. Целесообразность их применения объясняется наличием необходимости проведения систематизации сведений в данной области, исследования проблемы как совокупности основных и второстепенных элементов в их взаимозависимости в целях получения необходимых знаний.

В процессе исследования нашли применение как методы эмпирического и теоретического исследования, так и общелогические методы (процедуры абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования).

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной работы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам филологии, педагогики, дидактики, методики преподавания иностранного языка);

2. Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий);

3. Наблюдение как лингвистический и методический прием (наблюдение над речью учащихся, над процессом обучения иностранному языку).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение состояния проблемы использования ИКТ в обучении иностранным языкам на основе литературных источников по методике, психологии, педагогической теории и практике; анализ теоретических основ личностно-ориентированного образования и проектной деятельности и практики их применения в обучении иностранным языкам; выявление специфических требований к ИКТ, обеспечивающих развитие лингвистической и коммуникационной компетенции и повышение интереса и мотивации обучаемых; анализ отечественного и зарубежного опыта по применению ИКТ в обучении иностранному языку.

Второй этап. Опытно-экспериментальный. Проведение педагогического эксперимента: опытно-экспериментальное исследование результатов применения компьютерных технологий при обучении иностранному языку в средней школе; анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап. Теоретико-обобщающий. Завершение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их обсуждение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования и их обсуждение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)