Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дидактический потенциал исторических знаний.



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Дидактический потенциал исторических знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок




 К историческому познанию в дошкольном возрасте мы относим познание, которое дает сведения о прошлом предметного мира, о закономерностях его развития, совершенствования, преобразования человеком в соответствии со своими возрастающими потребностями.

Дидактический потенциал исторических знаний можно разделить на:

1) описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;

2) объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире – от прошлого через настоящее к будущему.

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования:

1) придает педагогическому процессу целостность и системность;

2) позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии;

3) расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка;

4) формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир;

5) делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления;

6) алгоритмизирует историческое знание;

7) раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии;

8) придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей;

9) способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.

 В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. В процессе понимания сущности преобразования предметов включается интуиция, вдохновение, поэтому процесс исторического познания близок к художественному, утверждает историческая герменевтика (наука толкования истории).

Значимость исторических знаний определяется их потенциальными свойствами. Они обладают куммулирующей, эпистемной, инструментальной, аксиологической, рефлексирующей сущностью.

Предметы прошлого представляют собой продукты материальной культуры, которые в наиболее наглядной, вещественной форме несут в себе типичные черты человеческих творений и в которых кристализированно общественное содержание. Следовательно, историческим знаниям о предметном мире свойственна куммулирующая функция.

Эпистемность исторических знаний состоит в познании социальной роли человека в преобразовании материального мира, преемственности поколений.

Исторические знания инструментальны: они раскрывают причины и следствия преобразования человеком предметного мира и поэтому являются «школой» мышления.

Исторические знания аксиологичны, так как ценностно нагружены. Любой объект материального мира, с происхождением которого знакомится ребенок, становится значимым для него, требует оценочных суждений и ценностных отношений.

Исторические знания рефлексивны. Они отражают прошлое, настоящее и способствуют развитию способности к прогнозированию будущего предмета.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта.

 «Исторический опыт» ребенка – итог познавательного и духовно – практического освоения предметного мира в динамике его временного становления.

Процесс ознакомления дошкольников с историей предметного мира обладает потенциальными возможностями в развитии устойчивого познавательного интереса к этой области действительности, так как отвечает выделенным А.Н. Поддьяковым факторам, вызывающим интерес: новизна информации, сложность, когнитивный конфликт [6].

Стремление к новизне является универсальным. Предъявление незнакомых, новых предметов в большинстве случаев вызывает длительный процесс ознакомления, сложную ориентировочно – исследовательскую деятельность (Л.И. Котлярова) [8]. Предметы прошлого вызывает у детей удивление, восхищение его необычным видом. Многие предметы дети воспринимают впервые, т.е. они обладают для них абсолютной новизной. Однако новизна может носить и относительный характер. С некоторыми предметами дети знакомы (видели у бабушки, в музее, в книгах, по телевизору). В тоже же время необычный предмет предпочитается хорошо известному, и деятельность с ним более длительна и интенсивна.

Второй фактор, вызывающий интерес, - сложность. Чем более предмет динамичен, неправилен или чем больше в нем перцептивных признаков, тем с большей вероятностью он вызывает заинтересованное отношение. При этом дети не ограничиваются простым зрительным рассматриванием, а переходят к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию.

Третьим фактором является когнитивный конфликт, или противоречивость информации. Восприятие ребенка вступает в конфликт с имеющимися представлениями, затрудняя категоризацию и анализ предмета прошлого, что стимулирует активность ребенка на поиски непротиворечивой интерпретации данных. 

Наполняясь такими свойствами, историческая информация затрагивает разные сферы личности ребенка (когнитивную, эмоционально – чувственную, мотивационно – потребностную), становится для него личностно значимой, что стимулирует интерес и делает его более устойчивым.

Однако работа в данном направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний из истории предметов.

В исследовании О.В. Дыбиной отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т.д.);

2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т.д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий [2]. 

Целью должно служить развитие у детей познавательного интереса, интеллектуально – творческое развитие ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом обществе. И в первую очередь мы должны воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей отношение к предметам не как к цели или смыслу существования, а как средству удовлетворения необходимых человеческих потребностей и инструменту познания окружающей действительности.

Кроме указанного, на наш взгляд, важно при ознакомлении с историей предметного мира учитывать и формировать позицию ребенка. В этих условиях дошкольник быстрее поднимется на новую ступень развития, активнее займет собственную позицию. Выделенный компонент затрагивает сферу потребностей дошкольника, изменяет степень проявления познавательного интереса, делает его более устойчивым, целенаправленным.

Развитие познавательных интересов детей к предмету изучения во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в открытие новых знаний. Только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, причем деятельность, имеющая практическую направленность, позволяющая ребенку входить в проблемную ситуацию, является движущей силой развития познавательных интересов.

Полагаем, что такой деятельностью, обеспечивающей возможность синтезировать, комбинировать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность, что позволяет рассматривать ее как наиболее эффективное средство развития познавательного интереса. Раскрытию потенциальных возможностей проектной деятельности в развитии у старших дошкольников познавательного интереса посвящен следующий раздел пособия.

 



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Дидактический потенциал исторических знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дидактический потенциал исторических знаний.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)