РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Н.И. Сергеева
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения
Бийск Издательство Алтайского государственного технического 2011 УДК 37
Сергеева, Н.И.
Методические рекомендации по самостоятельной работе разрабо-таны в соответствии с требованиями Государственного образователь-ного стандарта высшего профессионального образования. В данном учебном издании дается описание самостоятельной работы, перечисляются требования, объем, литература, нормы времени, сроки выполнения заданий. Издание предназначено для студентов вуза, изучающих культурологию.
УДК 37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая особенность вузовского обучения состоит в том, что основной формой овладения общенаучными и профессиональными знаниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента. В процессе самостоятельной работы осуществляется пополнение, обновление и совершенствование знаний, поэтому освоение культурологических знаний в вузе невозможно без навыков самостоятельной работы. Как бы хорошо не усваивал студент знания по конспекту лекций и учебнику, этого недостаточно, чтобы основательно овладеть культурологией как наукой. Необходимо обращение к теоретическим работам, изучению научной литературы. Естественно, что изучение такой литературы не может осуществляться во время аудиторных занятий, следовательно, это необходимо делать студентам самостоятельно. Отличительная черта обучения в вузе – самостоятельный поиск знаний. Л.Н. Толстой справедливо отмечал, что знание только тогда знание, когда оно добыто путем самостоятельной работы собственной мысли. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Предлагаемое методическое издание раскрывает содержание самостоятельной работы студента по культурологии, объем, требова- Успешность самостоятельной работы во многом будет определяться активностью студента в организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Основная задача самостоятельной подготовки студента по культурологии: • сознательное и прочное усвоение знаний по предмету; • овладение способами и приемами самообразования; • развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Курс «Культурология» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., выполняя ин-тегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: 1) основные понятия, категории; 2) типология культуры; 3) история куль-туры. Учебный курс нацелен на изучение культурологических школ и направлений, представленных отечественной и зарубежной традициями. Он призван помочь студентам понять роль культуры в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры; уметь оценивать достижения культуры, самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, содействовать становлению профессионального мышления. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с учебной программой, списком учебной, научной и методической литературы, имеющейся в библиотеке вуза, получить рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, приобрести две новые тетради для конспектирования лекций и самостоятельной работы с первоисточниками. Процесс освоения курса обязательно включает самостоятельную работу студентов. Образование в вузе отличается от школьного тем, что значительная часть получения знаний и совершенствования профессионального мастерства осуществляется за счет самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа помогает студенту закрепить полученные знания, привести их в систему, расширить свой кругозор, развить в себе качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения, знаниями по культурологии, но и для формирования разных навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, пути выхода из кризисной ситуации. Таким образом, целью самостоятельной работы в учебной деяте-льности является: · формирование навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи; · формирование потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора; · приобретение опыта планирования и организации рабочего времени. Самостоятельная работа осуществляется во время аудиторных занятий под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию во время внеаудиторных занятий, без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа по культурологии включает разные виды: 1) аудиторная СРС (самостоятельная работа студентов): – выполнение контрольных работ, контрольных опросов и т.п.; – выступление с докладами на семинаре; – защита рефератов; 2) внеаудиторная СРС: – подготовка к лекционным, семинарским (практическим) занятиям, к контрольному опросу, контрольной работе; – конспектирование обязательной литературы к семинарским занятиям, работа с первоисточниками; – проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы; – написание, доклада, эссе; – написание реферата – для специальностей дневной формы обучения; – составление ответов на вопросы, вынесенных на самостоятельное изучение; – поиск литературы и источников электронной информации, составление литературного обзора по научной культурологической тематике; – подготовка к зачету по курсу. В процессе изучения культурологии студентам предстоит выполнить следующие виды самостоятельной работы (таблица 1): Таблица 1 – Виды самостоятельной работы
Подготовка к лекционным занятиям предполагает повторение лекционного материала и предварительную проработку материала следующей лекции в соответствии с учебно-тематическим планом дисциплины. Самостоятельная подготовка к следующей лекции по культурологии включает: · просмотр материала предшествующей лекции; · ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции в программе по дисциплине, с контрольными вопросами в учебных пособиях; · предварительное чтение материала по учебнику; просмотр культурологических текстов, словарей с целью ознакомления с учебным материалом, выявления непонятных терминов; · выяснение вопросов, достойных наибольшего внимания; · работа по поиску первоисточников, связанных с темой новой лекции. Изучение материала лекции с применением рекомендованной учебной и дополнительной литературы; умение слушать лекцию и правильно ее конспектировать; систематически, добросовестно и осознанно работать над конспектом с привлечением дополнительных источников – залог успешного усвоения учебного материала. Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Самостоятельная подготовка к практическим (семинарским) занятиям включает выполнение разных заданий, определяемых темой и задачами изучаемого материала по культурологии. Главная задача семинаров (практических занятий) – углубленное изучение теоретического материала путем обмена мнениями для понимания сущности социокультурных процессов с целью применения этих знаний в реальной действительности. Общую направленность подготовки к семинарскому занятию по культурологии определяет тема занятия и план, включающий основные проблемы. При этом указанный список к каждому занятию основной и дополнительной литературы, а также рекомендованные списки ресурсов удаленного доступа помогут подготовиться к семинару и выполнить намеченный объем заданий. Подготовке к семинару (практическому занятию) предполагает следующую самостоятельную работу студента: ● предварительный анализ темы семинара, его цели; основных проблем, вынесенных на обсуждение: ● знакомство с планом занятия, списком литературы, темами докладов; ● внимательное, вдумчивое чтение лекции, рекомендованной основной литературы по теме семинара, изучение дополнительной литературы, новых публикаций в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом необходимо учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы; · работа со словарями, со справочной литературой формирует необходимые навыки, необходимые будущему специалисту с высшим образованием, особенно техническим; · составление плана ответа, конспекта или тезисов; · чтение составленного конспекта и выделение основных идей; · составление таблиц, схем по теме занятия; · формулирование, письменное обоснование своего мнения по теме; · письменное фиксирование вопросов, возникших во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой, чтобы затем получить на них ответы на консультации, семинаре. Итогом подготовки всех студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы. Самостоятельная работа включает индивидуальный вид подготовки – доклад, так как иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов. В течение семестра студенту предстоит выполнить четыре аудиторные контрольные работы и две внеаудиторные работы. В составе контрольных аудиторных работ контрольные опросы, включающие выполнение тестов текущего контроля знаний по дисциплине и контрольные работы. В отличие от контрольного письменного опроса контрольная работа содержит кроме тестовых заданий теоретические вопросы, нескольких тем, рассматриваемых на лекциях. Подготовка к контрольным работам, включающим и контрольные опросы, как правило, предполагает: ● обязательное посещение лекционных и практических занятий; ● регулярную подготовку и активную работу на практических занятиях; ● проработку материала лекций, рекомендованной литературы по культурологии, работу со словарями; ● работу с первоисточниками; ● самостоятельную работу по систематизации материала в виде схем, таблиц, планов; ● самопроверку освоения основных культурологических тем. Формой проверки успешного усвоения студентом учебного материала лекционных, семинарских занятий, учебных заданий является зачет, при этом обязательно учитываются результаты текущего и периодического контроля (аттестаций). Один раз в два месяца проводится промежуточная аттестация, учитывающая освоение сравнительно большого объема материала. Текущий контроль по культурологии осуществляется на практических (семинарских) занятиях в форме устного (письменного) опроса, ответов на вопросы, выступления с докладом, (защиты рефератов). Подготовка к зачету направлена на углубление и закрепление знаний студента и включает: · самостоятельную проработку конспекта лекций, материалов практических занятий; · повторение основных понятий и терминов, выявления их сущности; · выполнение внеаудиторных заданий, выполняемых самостоятельно (конспектирование тем по дисциплине, не изучаемых на лекции); · выполнение тестирования, составление таблиц, схем при повторении культурологических вопросов. В зачетном билете содержится теоретический вопрос и тестовые задания по всему курсу культурологии. Студентам, активно работавшим на протяжении всего семестра и показавшим хорошее усвоение культурологического материала, выста-вляется зачет-«автомат» в соответствии с рейтинговой системой. Зачет по культурологии проводится в устной форме во время зачетной недели, как правило, перед началом экзаменационной сессии, на 17-й неделе. ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Для рациональной организации самостоятельной работы студентов предлагается следующий план-график выполнения СРС, учитывающий специфику разных специальностей. Он содержит не только основные виды самостоятельной работы, которые необходимо выполнить в течение семестра, но и фиксирует еженедельное количество часов, предусмотренных на их выполнение. Вместе с тем эти данные помогут правильно распределить учебное время; подобрать в библиотеке, Интернете литературу, оформить письменные задания в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями и своевременно сдать на проверку преподавателю. Таблица 2 – Виды самостоятельной работы
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы (0.013 сек.) |