Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и причины инфляции



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Виды и причины инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Сущность и причины инфляции……………………………………….….5

1.1 Понятие инфляции…………………………………………………….….5

1.2 Измерение инфляции……………………………………………………..6

1.3 Виды и причины инфляции…………………………………..…………..9

Глава 2. Механизм инфляции и последствия инфляции……………..…………..15

2.1 Механизм инфляции……………………………………………………..15

2.2 Социально-экономические последствия инфляции……………...……22

Глава 3. Особенности инфляции в России………………………………...…...…25

Заключение.………………………………………………………………...….…....31

Список использованных источников

 

Введение

    Тема данной курсовой работы: инфляция, её содержание, причины, механизм и особенности инфляции в России. Тема довольно обширная и интересная, так как уровень инфляции занимает не последнее место при характеристике экономической системы страны. Именно в этом и заключается актуальность данной темы: инфляция не какое-то далёкое, а достаточно реальное явление; она касается каждого человека, так как влияет на уровень его жизни.

    В данной работе я постараюсь раскрыть основные понятия инфляции, её причины, механизм и последствия и проанализировать общий уровень инфляции в современной России.

    Для раскрытия темы мне понадобились учебники по макроэкономике (В особенности, большое количество информации удалось найти в таких учебниках, как «Экономическая теория» под редакцией И. П. Николаевой и «Макроэкономика» С. Селищева), различные научные статьи таких экономистов, как Б. Плышевский, В. Д. Андрианов, Л. Н. Красавина и др., а также некоторые другие источники.

    Изучение выбранной темы достаточно полно представлено и в отечественной науке, и в зарубежной, поэтому целью работы не является поиск нового понимания инфляционных процессов. Лишь анализ уже имеющегося материала, выявление из большого количества информации наиболее исчерпывающих понятий инфляции, её видов, причин и механизма, а также определение особенностей инфляции в России.

    Основные задачи курсовой работы: расширить и углубить базовые знания по экономической теории и развить способность анализировать конкретные экономические ситуации.

    Наиболее актуальная часть работы: изучение особенностей инфляции в России, однако чтобы понять инфляцию в России, необходимо понять сущность инфляции как экономического явления. Для этого в работе сначала рассмотрены теоретические вопросы инфляции: понятие инфляции, её виды и причины, методы измерения, механизм, последствия, а потом проведён анализ инфляционных процессов в современной России.

Глава 1. Сущность и причины инфляции

Понятие инфляции

  Инфляция (лат. Inflation – вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен: наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся в дефиците и ухудшении качества товаров.

  Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость.

  Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут абсолютно все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

  Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынке и это характерно для экономики в целом.

  Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

  Таким образом, падение покупательной способности денег и повышение цен теснейшим образом связаны. Инфляция – это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение денежных цен на блага.

 

Измерение инфляции.

Существует множество методов измерения инфляции. Чаще всего для этих целей используются показатели, характеризующие динамику цен. Базовыми показателями при этом служат индексы цен. В самом общем смысле под ними понимается процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. Рассмотрим некоторые из них: индекс оптовых цен, индекс потребительских цен, индексы цен – дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен.

    Индекс оптовых цен включает три группы товаров – конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырьё, подготовленное для дальнейшей переработки. Он показывает изменение цен на сырье, полуфабрикаты, материалы и т.д.

Для измерения инфляции также используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину (Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475, России — 400). Измерение инфляции с помощью ИПЦ выглядит следующим образом:

,

где π – темп инфляции, ИПЦ1 – ИПЦ, измеренный в текущих ценах, ИПЦ0 – ИПЦ, измеренный в базисных ценах. Так, если π составит 12%, значит, что за тот же набор товаров и услуг потребители теперь платят в 1,12 раза больше, чем в базисный период, т.е. цены за это время выросли на 12%.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Однако спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику. Исходя из этого, существует три вида ИПЦ: индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера.

Индекс Ласпейреса отражает ценовую динамику стабильной потребительской корзины:

,

где P1 – текущие цены, а P0 – базисные цены, Q0 – количество товаров и услуг в базисный период. Данный индекс не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ, даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.

Индекс Пааше выражает ценовую динамику изменяющейся потребительской корзины:

,

где Q1 - количество товаров и услуг в текущий период. Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода, индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.

Решить проблему относительно точной оценки ИПЦ можно с помощью индекса Фишера, который рассчитывает среднюю геометрическую величину индексов Ласпейреса и Пааше:

Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов ВНП, понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объёма производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ – лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит следующим образом:

Дефлятор ВНП = номинальный ВНП / реальный ВНП

    Для количественной оценки масштабов экспорта и импорта инфляции на макроуровне обычно используется показатель условий торговли, представляющий собой отношение индекса средней стоимости единицы экспорта к индексу средней стоимости импорта (умноженное на 100%). Причем, если он больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше – импортирует.

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

,

где t – количество лет, а π – темп инфляции. Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы сбережения или реальный ВНП удвоились.

    Ещё один способ измерить инфляцию – эффект Фишера:

                       ,

    где i – номинальная процентная ставка, а r – реальная.

В соответствии с уравнением, увеличение темпа инфляции на 1% вызывает увеличение номинальной ставки на 1%. Это соотношение между инфляцией и номинальной ставкой процента и называется эффект Фишера.

    Таким образом, существует множество способов измерения инфляции. Но ни один из них не лишён недостатков. Идеального метода не существует.

Виды и причины инфляции

Характеризуя основные виды инфляции необходимо выделить:

1) открытую и подавленную инфляцию;

2) Умеренную, галопирующую и гиперинфляцию;

3) Сбалансированную и несбалансированную инфляцию;

4) Ожидаемую и неожидаемую инфляцию;

Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную. Открытая характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

    Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду. В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

Инфляционные процессы также различают по интенсивности. Если темпы инфляции растут медленно и составляют 3-3,5% в год, то масштаб инфляции поддаётся контролю и сопровождается ростом деловой активности. Такой уровень инфляции считается нормальным и характерен для большинства стран ЕС. В целом, инфляция называется умеренной, или ползучей, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Такой уровень инфляции не вызывает особого беспокойства, но существует вероятность превращения в галопирующую инфляцию. При таком виде инфляции рост цен измеряется двузначными цифрами в пределах до 20% в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются, финансовые рынки попадают в депрессию, так как капитал уходит за рубеж. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.  

Гиперинфляция – цены растут высокими темпами, расхождение цен и заработной платы становится более ощутимым, постепенно разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся предприятия; со временем гиперинфляция парализует хозяйственный механизм, поскольку усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее рубеж в современных условиях – годовой рост цен свыше 20%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые методы. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Для этого: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

    Рекордные примеры гиперинфляции:

ü Германия 1921-1923 годов. В 1923 году инфляция составляла 3,25 млн.% в месяц (то есть цены удваивались каждые 49 часов).

ü Греция во время немецкой оккупации (1941—44). Инфляция составляла около 8,55 млрд.% в месяц (то есть цены удваивались каждые 28 часов).

ü Венгрия после окончания Второй мировой войны (1945-46). Инфляция составляла около 42 млн миллиардов % в месяц (то есть цены удваивались каждые 15 часов).

ü Югославия начала 1990-х. Инфляция составляла около 5 млн миллиардов % ежемесячно (то есть цены удваивались каждые 16 часов).

ü Зимбабве 2000-х. В 2008 инфляция составила 231 миллион процентов в год (по официальным данным). По неофициальным данным —около 6,5 × 10108 процентов. Цены удваивались примерно раз в 1,5 часа.

    По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

    При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

    Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

    Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

    С точки зрения степени ожидаемости различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которую можно заранее спрогнозировать на какой-либо период времени (фактически же она «планируется» правительством страны при разработке госбюджета).

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса. Это ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

Таким образом, существует множество видов инфляции, но инфляция – это всегда сложное явление, поэтому причины инфляции многообразны. В мировой экономической литературе обычно выделяют следующие причины инфляции:

1. Рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Всё это ведёт к несбалансированности государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счёт займов в Центральном банке, т. е. неконтролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или осуществление «проектов века»). Военные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

2. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращение производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цену и зарплаты двигаться только вверх.

3. Экономика становится всё более сервисно ориентированной. Производительность же труда в сфере услуг растёт медленнее, чем в производстве товаров, что, в прочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.

4. Широкое распространение получили механизмы индексирования доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования экономики. Более высокие цены теперь не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными. Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоёв общества и тем самым фактически «смазывает» тормозные башмаки инфляции.

5. Рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей увеличивает опасность «импортируемой» инфляции, т. е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебания курсов валют.

6. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основы инфляционного процесса.

7. Нерациональная структура экономики. Если в стране значительную долю производства занимает военно-промышленный комплекс, то это означает, что на рынок выходят значительные денежные суммы, полученные работниками данной сферы. В то же время продукция ВПК на внутренний рынок не поступает, и возникает несоответствие между спросом и предложением.

     Инфляция – сложный, нередко противоречивый, процесс. Естественно, что экономисты выделяют множество видов и причин инфляции.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Виды и причины инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и причины инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)