Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Механизм инфляции и последствия инфляции



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Глава 2. Механизм инфляции и последствия инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм инфляции

    Для понимания инфляции необходимо рассмотреть механизмы инфляции. Первым можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее значение придается недавнему опыту.

    Потребители и производители, сталкиваясь с длительным ростом цен, теряют надежду на их снижение и начинают менять стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций.

    Первые вносят коррективы в масштаб и структуру потребления (увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту). Вследствие этого изменяется соотношение между сберегаемой, потребляемой и инвестиционной частями дохода, нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг. Вызванный этим дефицит сбережений значительно снижает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.

Производители и продавцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию: первые - ожидая, что в скором времени подорожают сырье, материалы и комплектующие изделия, вторые - надеясь чуть позже сбыть ее с большой выгодой. Наконец, работники требуют повышения номинальной заработной платы, что также подталкивает текущий потребительский спрос к расширению.

В итоге, под воздействием инфляционных ожиданий в экономике сочетаются медленный рост предложения и быстрое увеличение текущего спроса. Складывается механизм, который увеличивает цены.

Следует отметить, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне, под воздействием конкретных событий на рынках товаров и услуг. Это снижает эффективность макроэкономических методов борьбы с инфляцией и требует изменения общеэкономической ситуации в стране.

 Следующий механизм инфляции – инфляция спроса. Эта инфляция соответствует таким ситуациям, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворён в результате их предложения, как в общем плане, так и на уровне отраслей.

В самом общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.

Инфляция спроса.

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведёт к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения.

Основные причины избытка совокупного спроса могут быть связаны с повышением:

Ø государственных расходов, с помощью которых финансируются распределение доходов (зарплата), или инвестиции (госзаказы, например, военные);

Ø частных расходов на потребление в результате использования сбережений;

Ø частных расходов на инвестирование, которое финансируется за счет банковского кредита;

Ø доходов, вызванных положительным сальдо платежного баланса.

Однако инфляционное давление во всех этих случаях будет происходить, если предложение потребительских товаров и услуг недостаточно по отношению к спросу. Дефицит предложения, в свою очередь, может проистекать из-за: отсутствия свободных производственных мощностей; нехватки запасов в торговле; дефицита, связанного с непредвиденными факторами; невозможности прибегнуть к импорту вследствие отсутствия валюты для его финансирования.

Особенно предрасположена к инфляции спроса экономика, отличающаяся чрезмерным использованием наличных производственных ресурсов, в частности та, в которой поддерживается полная занятость. В ней любой скачок спроса оборачивается длительным ростом цен.

Ещё один механизм инфляции - инфляция издержек.

Значительное влияние на раскручивание инфляции издержек оказывает рост цен на продукцию и услуги монополистов, а также ценовая политика в базовых отраслях. В технологически связанных отраслях этот процесс выглядит следующим образом. Продавец продукции, находящийся в начале технологической цепочки, калькулирует свои фактические издержки и "накидывает" на них предполагаемую прибыль. Затем полученный промежуточный результат он увеличивает в соответствии с ожидаемым (на момент получения денег за свою продукцию) при помощи индекса роста цен. Это образует его цену предложения. Если продавец является монополистом, он имеет полную возможность навязать эту завышенную цену покупателю.

Последний к своим уже изначально завышенным (в силу того, что он является следующим звеном цепочки) издержкам добавляет величину приемлемой для него рентабельности и индекс ожидаемого роста цен. Эта накрутка происходит столько раз, сколько стадий передела (участников) содержит технологический процесс.

В итоге получается возрастающий прирост издержек по технологическим цепочкам, самораскручивающаяся спираль затрат, которая к тому же замкнута, поскольку последний участник цепочки является поставщиком продукции для первого. Поэтому повышение цен в одном из звеньев технологической цепочки автоматически ведет к их росту на всех стадиях передела продукции и неизбежно возвращается к инициатору взвинчивания цен.

Единственным способом разрыва «круга» выступает заключение межотраслевого ценового соглашения. При этом описанная выше ситуация берётся под контроль, и негативные ценовые эффекты нивелируются. Однако такого рода соглашения работают только при соблюдении важного условия: пониженные цены и тарифы должны распространяться не только на его участников, но и на всех потребителей их продукции. То есть должно быть исключено применение политики ценовой дискриминации со стороны естественных монополистов.

Издержки производства могут также повышаться под влиянием импортных цен на сырьё и продовольственные товары. Повышение цен на импортируемое сырье непосредственно воздействует на издержки производства в зависимости от той доли, которую это сырье в них занимает. (Классическим примером, иллюстрирующим эту разновидность инфляции, являются «нефтяные шоки» 1973-1974 гг., которые последовали за резким скачком цен на нефть, вызванным политикой стран ОПЕК).

Повышение цен на импортируемые продовольственные товары влияет на стоимость жизни и, следовательно, ведёт к усилению борьбы трудящихся за повышение заработной платы.

Наконец, повышение издержек производства может проистекать из либерализации цен на товары и услуги и их последующего повышения после длительного периода блокирования. Как раз это случилось в России в 1992 г.

 

Инфляция издержек может быть изображена графически:

Инфляция издержек.

Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1 >AS2) в результате действия вышеупомянутых причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены (P1 >Р2) и сокращается объем реального ВНП (Q1 >O2).

В основе механизма инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен. Рост последних рассматривается как результат совместных действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая процентные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а, следовательно, и цену продукции.

Профсоюзы, стремясь повысить уровень заработной платы трудящихся, зачастую дают мощный импульс раскручиванию спирали «зарплата - цены» (инфляционной спирали). Она возникает тогда, когда увеличение зарплаты опережает рост производительности труда, т.е. служит проявлением исключительно давления трудящихся. Вместе с тем раскручивание спирали поддерживают предприятия, которые могут закладывать возросшие издержки в цены. Поэтому установить, кто (профсоюзы или предприятия) даёт толчок инфляции издержек, весьма трудно.

В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль. Можно рассмотреть её действие на примере. Предположим, что ЦБ увеличил предложение денег, что приведет к росту совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения AS1 влево вверх до AS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся.

 Рабочие снова начнут требовать повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево вверх до AS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5.

Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова.

Движение идёт по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из А в В, затем в С, далее в D, потом в E и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.

Инфляционная спираль.

На практике весьма трудно отличить один из вышеперечисленных типов инфляции от другого, не зная подлинной причины роста цен и зарплаты. Однако большая часть экономистов считает, что инфляция спроса и инфляция издержек отличаются в одном важном отношении. Время действия инфляции спроса ограничено периодом, когда существуют чрезмерные общие расходы, в то время как инфляция издержек сама себя ограничивает автоматически, т.е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается.

Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объём национального продукта и занятости сокращается, что ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Другими словами, этот тип инфляции порождает спад, который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Следует также упомянуть о так называемой структурной инфляции. Это инфляция, при которой повышение общего уровня цен вызвано ус­ловиями формирования цен на некоторых рынках или в некоторых от­раслях экономики.

Во-первых, в современных экономиках многие цены устанавливают­ся решением руководителей фирм в гораздо большей степени, чем вы­равниванием предложения и спроса на товар. Данный феномен получил название "администрируемой инфляции" и был впервые описан в 30-х годах американским экономистом Г. Минзом. Важным условием этого типа инфляции является наличие реальной рыночной власти у группы крупнейших производителей в большинстве отраслей современной эко­номики (на олигопольных рынках).

Кроме того, некоторые экономисты указывают, что рынки дробятся на все большее число мелких частичных рынков с более или менее вы­сокими барьерами между ними. На таких рынках продавцам легче господствовать. Каждый продавец стремится сделать свои товары менее зависимыми от ценовой конкуренции, заинтересовывая клиентов различными средствами (прежде всего рекламой). Происходит также дифференциация спроса. С повышением уровня жизни люди предъявляют все большие требования к разнообразию и качеству предоставляемых товаров и услуг. Молодежные рынки обо­собляются от рынков для пенсионеров, рынки с высоким сервисом - от рынков с низким сервисом и т.д.

Во-вторых, в большинстве современных экономик сельскохозяйст­венные цены чаще всего устанавливаются в зависимости от политиче­ских соображений, а не в зависимости от эволюции предложения и спроса; они ориентированы на повышение, и всякое увеличение этих цен сказывается в результате механического или психологического воз­действия на других ценах.

    Таким образом, инфляционный процесс может начаться без того, чтобы имели место избыток спроса или давление издержек на цены.



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Глава 2. Механизм инфляции и последствия инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Механизм инфляции и последствия инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)