Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды



2019-12-29 378 Обсуждений (0)
Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

                                                                                                             Стр.

1. Введение                                                                                                  3

2. Анализ текста как подготовка к экзаменам                 

    2.1. Текст как основа создания на уроках русского языка            6

развивающей речевой среды

    2.2. Основные вопросы развития речи                                            8

    2.3. Творческие работы – важный вид заданий, способствующих 11 развитию связной речи

    2.4. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к 14    изложению

    2.5. Сопоставительный анализ текстов и сочинение-рассуждение 16

    2.6. Обучение рецензированию как средство формирования

личности ученика                                                                                        18

3. Технология развития творческих способностей учащихся на уроках    русского языка и литературы                                                                   20

4. Заключение                                                                                               25

5. Приложение

    5.1. Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на

тему «Почувствуй в себе Человека!» (Последовательный речеведческий анализ текстов В.А.Сухомлинского и Н.А.Заболоцкого)                          26                                          

    5.2. Работы учащихся 7 класса. Сочинения-рассуждения на тему «Совесть - чуткий страж поступков»                                                          31

6. Список использованной литературы                                                       33

 

Введение

Сочинение, изложение, рецензия — основные виды творческих заданий, которые используются в практике школьного обучения в целом.

В последние годы в силу различного рода нововведений и быстро меняющихся форм выпускных письменных работ в сознании выпускников все три жанра приобрели «единое лицо», и при этом мало кто задумывается о характере и сущности различий и специфике каждого вида. Это смещение жанров проявляется в письменных работах части «С» ЕГЭ. Выпускник уже не вчитывается в характер задания («Написать сочинение...»), а помнит, что еще недавно писали изложение, обращались и к рецензии. В итоге полученный «продукт» является неким «средним» между изложением, рецензией и сочинением. Необходимо понять, что это три разных типа творческих заданий, смешивать которые недопустимо. Обратимся к этим различиям.

Изложение — вид творческого задания, которое направлено на максимально аутентичное воспроизведение текста, его содержания. В основе изложения — пересказ. Чтобы пересказать текст, нужно понять его и запомнить. При оценке изложения учитывается умение воспроизвести не только событийную канву текста, но и авторский стиль, умение видеть детали, которые важны для авторской оценки.

Рецензия — другой вид творческой работы, в основе которой - оценка произведения, текста. Учащийся должен оценить, какими средствами и приемами пользуется автор, чтобы достичь цели. В рецензии необходимо отразить, насколько необычно автор подошел к теме, насколько эта тема актуальна. Главное в рецензии — дать свое понимание, свою оценку текста, произведения, фильма и т. д.

  Сочинение — наиболее распространенный вид творческой работы в выпускных классах. В процессе школьного обучения сочинения традиционно писались по известным произведениям, которые детально изучались, при этом предлагалась четкая формулировка темы. Специфика сочинения в данном случае (часть С) заключается в том, что сочинение необходимо написать по неизученному, незнакомому тексту, точнее отрывку из какого-то большего целого — рассказа, очерка и т. д., при этом тема никак не обозначена. Чтобы написать такое сочинение, проанализировать текст (а не пересказать содержание текста - правомернее здесь, конечно, говорить о сюжетно-тематическом пласте), выявить его композиционные особенности, отметить специфику стилевого решения, т. е. продемонстрировать те умения и навыки, которые ученики приобрели за время обучения. Сочинение не предполагает жесткой привязанности к тексту (исходя из критериев оценки), напротив, критерии ориентируют учащихся на произвольное привлечение необходимого материала. Так выявляется эрудиция, кругозор пишущего. Но при этом важно помнить, что исходная точка размышлений - все-таки текст, его смысловое поле. В сочинении каждый из пишущих демонстрирует свое умение анализировать текст, приводить свои аргументы, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Важно логически выстроить все сочинение, соблюдая самые элементарные представления о композиции: введение, основная часть, заключение.

    Сопоставительное сочинение – сочинение- рассуждение, написанное на основе прослушанного и прочитанного текстов, где учащийся должен обнаружить верное понимание основной мысли, объединяющей исходные тексты, а также выразить собственное мнение по проблеме, приводя аргументы.

    Традиционно уроки развития речи предполагают подготовку и написание изложения или сочинения. Практика показывает, что учителя не знают, как провести эту подготовку: чаще всего ограничиваются подбором лексического материала или составлением плана. Однако этого, безусловно, мало для выработки у детей умения создавать собственный текст, тем более тексты различных жанров.

    Только в том случае, когда каждый урок станет уроком развития речи и мышления, когда системой на уроке русского языка станет анализ образцов речи – текстов и поэтапная тренировка умений мыслительных и речевых, мыслительных и языковых, только тогда можно будет всерьез говорить о выполнении требований федеральной программы по формированию коммуникативной компетенции школьников.

    Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

    Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка (языковой интуиции). Если же чувство языка выработано, то ученику не составит труда написать и изложение, и сочинение.

 

    Цель моей работы – раскрыть мысль, что к каждому виду экзамена нужно готовиться на основе анализа текста и что обучать учащихся разным видам анализа необходимо уже со средних классов. Также хочется особо отметить, что работа с текстом дает возможность как для познания самого языка, так и для воспитания души человека. Вот где есть возможность обратиться к внутренним резервам личности ребенка, помочь им раскрыться.

 

Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды

Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции наших учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом.

Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка - это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В. В. Виноградов).

    Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

    Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создает условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.

    Анализ текста позволяет:

    - обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;

    - ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;

    - обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы);

    - усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

    Таким образом на уроках русского языка должны создаваться условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Старшеклассники учатся использовать эти знания в речевой практике, при подготовке к сочинениям и изложениям, а также к написанию ЕГЭ по русскому языку, который предполагает выявление знаний в различных областях языка, в том числе и речеведческих ( текст: основная мысль, средства связи, типы и стиль речи, использование языковых средств); владение нормами литературного языка; умение анализировать текст

( проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ); умение создавать текст в жанре рецензии.

Но при работе с текстом, конечно, нельзя упускать из виду тот факт, что понимание текста сугубо индивидуально, процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается свое, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. И нужно создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о своем личностном восприятии, а те, кого это затрудняет, должны получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, должны быть предупреждены.

Есть у учащихся свои предпочтения и в области содержания и жанровой принадлежности предлагаемых в качестве дидактического материала текстов. Одни любят прозу, другие — стихи, одни предпочитают тексты о природе, другие — о человеческих взаимоотношениях и т.п. Сколько учеников в классе, столько и интересов. Поэтому на уроках ученикам нужно предлагать тексты самые разные по содержанию, прозу и стихи, фрагменты художественных произведений и публицистику. Главное, чтобы это были образцовые тексты, чтобы больше звучало на уроках русского языка русской классики. Важно насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре, способствовать формированию языковой личности.

Дети сегодня мало читают, поэтому работа с текстом на уроках русского языка позволяет нам компенсировать то, что не обеспечивают уроки литературы. Читая и перечитывая художественные произведения, заучивая наизусть, школьники вслед за учителем постигают неисчерпаемые богатства русского языка и при этом учатся говорить, писать, без чего нельзя стать грамотным человеком, нельзя стать личностью.

В дополнение к уже сказанному хочется отметить, что причина многих наших методических ошибок заключается еще и в том, что в процессе изучения русского языка в школе мы сначала изучаем то или иное явление, а затем  «привязываем» его к речи. Мы учим письму не как виду речевой деятельности, а в ходе записи отдельных слов, словосочетаний и предложений; слово рассматриваем как единицу лексики, а не как элемент высказывания; занимаемся анализом грамматических конструкций в отрыве от контекста. И сообщаем о роли изученного в речевой практике эпизодически, чаще всего на уроках развития речи. Кроме того, мы порой забываем, что перед нами личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами, и раскрыть и развить их— одна из важнейших наших забот.

Нельзя забывать также и о том, что текст, используемый в учебных целях, должен отвечать таким общеметодическим требованиям, как доступность, познавательность, интересность, новизна, современность, информативность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой данного класса.

 

Основные вопросы развития речи

Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся — одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы в школе. В методической науке речевое развитие понимается как движение вперед в овладении связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения. Развитие речи (именно развитие, так как дети, приходящие в школу уже владеют начальными речевыми навыками) имеет в виду конкретные направления работы:

1) учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);

2) учить умению читать (понимать написанное);

З) учить умению говорить (передавать информацию устно);

4)учить умению писать (передавать информацию  письменно);

5) учить конкретному общению как обмену репликами, т. е. учить диалогу.

Занятия по развитию речи учащихся побуждают знакомить школьников с рядом лингвистических понятий, без которых обойтись или трудно, или невозможно. К этим понятиям относятся язык и речь, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи (разговорный, книжный с его разделением на стили деловой, научный, публицистический, художественный), формы речи (устная и письменная), виды речи (монолог и диалог), текст, тема, идея.

Главное внимание на уроках русского языка я уделяю тексту как тому понятию, которому служат все разделы учебного курса - фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание. На уроках учащиеся пользуются памяткой для анализа текста любого типа речи.

1.Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.

2.Озаглавьте текст. (Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое заглавие, сопоставьте).

3. Составьте план.

4. Выделите начало текста, укажите его особенности.

5. Укажите окончание текста. Есть ли смысловая связь между началом и окончанием текста? А языковая?

6. Придумайте свои начало и окончание текста. Сопоставьте их с теми, какие имеются.

7.Укажите тему текста. (О чем текст?)

8. Назовите идею текста, его главную мысль.

9. Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.

10. Подумайте, какого стиля текст: разговорного или книжного (делового, научного, публицистического,  художественного?)

Анализ текстов учебника — один из видов упражнений подготовительного характера к проведению уроков развития речи. Другими подготовительными упражнениями могут быть:

• анализ прослушанного выступления;

• сбор речевых ошибок, допущенных в детской речи;

• анализ текста по выбору самого учащегося;

• лучшие отрывки из прочитанной книги и анализ одного из них;

• тренировочные упражнения в выработке правильного ударения, образование оптимального порядка слов в предложении, находящемся в составе текста;

• редактирование текста.

Направления работы по развитию речи многообразны, а ее объем велик.

Добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь достаточно богата. В понятие хорошей речи включаются как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность речи. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие всех используемых в речи морфологических форм и синтаксических конструкций. Словарь младшего школьника (10-11 лет) составляет 3600 слов.

В 5 классе, когда изучаем раздел «Лексика», на каждом уроке мы играем в игру «Дежурная буква». Учащиеся пишут слова на определенную букву за 1 минуту. Интерес к этой игре с каждым уроком растет, а вместе с тем пополняется лексикон учащихся.

Требования  степени развитости лексического и грамматического строя речи варьируются применительно к возрасту детей с учетом того объема сведений по лексике, морфологии и синтаксису, которыми владеют учащиеся данного класса.

Так, например, пятиклассники должны уметь использовать (разумеется, там, где это необходимо) распространенные предложения, в составе которых не один, а несколько второстепенных членов; сложные предложения главным образом с двумя основами; предложения с однородными членами; предложения с прямой речью (без разрыва) и обращениями. Естественно, что, помимо конструкций, уже знакомых детям из школьного курса, в их речи возможны (и желательны) обороты и построения, знакомство с которыми еще предстоит им в будущем, в следующих классах.

Точность речи понимается по-разному. Обычно, говоря об этом, прежде всего имеют в виду правильное словоупотребление, или соблюдение в речи лексических норм: употребление слова в соответствии с тем значением, которое закрепилось за ним в языке, соблюдение лексической сочетаемости, это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль.

Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения. Каждый функциональный стиль наделен своими средствами выразительности. Выразительность художественной речи связана с использованием таких средств языка, которые воспринимаются не только рассудком, но и воздействуют на наглядно-чувственное восприятие человека, на его эмоциональный строй.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае,

 1) если она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и грамматическим средствам;

2) если в ней точно передано содержание высказывания,

З) если в ней учтены особенности ситуаций общения, выдержан определенный стиль речи.

В чем убеждает практика? Учащиеся не умеют обосновать, - аргументировать свои суждения (или испытывают большие затруднения в отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Следовательно, одна из главных задач уроков развития речи — научить школьников аргументированно выражатъ свои знания и убеждения.

 



2019-12-29 378 Обсуждений (0)
Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)