Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творческие работы важный вид заданий, способствующих



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Творческие работы важный вид заданий, способствующих 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитию связной речи

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки развития речи. Особое место занимают творческие работы, задания с элементами творчества. Я планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию связной речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюры) к работам на специальных уроках по развитию речи.

 

 

Работа над сочинением

Главное место среди творческих работ по русскому языку и литературе занимают сочинения.

Как я работаю над сочинением? На первом уроке развития речи в 5 классе сначала провожу словарно-орфографическую работу, объясняю значение слова «сочинение». Это слово славянского происхождения, в переводе обозначает «чин» - порядок. Первое сочинение я провожу в основном для того, чтобы получить хотя бы приблизительное представление об общем уровне развития связной речи учащихся своего класса. Чтобы каждый показал, на что он способен.

Темы.

1. Как я провел летние каникулы.

2. Памятный случай.

З. Интересная поездка, прогулка, находка.

Здесь же на первом уроке я даю понятие об эпиграфе. Работа над сочинением позволяет «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум.

Различают такие виды сочинений:

1) сочинения повествовательного характера,

2) сочинения описательного характера,

3) сочинения-рассуждения.

Какими же умениями должен овладеть ученик?

1 Умение вдуматься в тему. Осмысливать ее границы, умение раскрыть тему сочинения. Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения — «Золотая осень», нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать «золотой», но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит противный дождик, листья облетели.

В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.

2. Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли. Она может быть ясна из формулировки темы. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3. Умение собрать материал для сочинения. Источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или ее отражение в книгах в живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4. Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. В некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их еще сгруппировать и  определить последовательность подачи материала в сочинении.

5. Умение строить сочинение в определенной композиционной форме. Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму и даже отступать от нее.

6. Умение правильно и «хорошо» выражать с в о и  м ы с л и. Правильно — значит в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо» — т. е. точно, ясно.

Большую роль в этом играет специальная подготовительная работа, которую я провожу.

В сочинении «Какой я увидел(а) зиму вчера на прогулке» предупреждаю о возможных речевых недочетах, а также можно провести специальные упражнения, направленные на обогащение речи учащихся (например, словами, обозначающими цвет снега в солнечную погоду).

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

Большинство учащихся с гораздо большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Происходит это, видимо, потому, что дети по натуре своей художники, и даже «гораздо больше поэты и художники, чем мы обычно думаем» (А. И. Герцен).

Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся послабее видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.

Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.

Программой по русскому языку предусмотрено обучение сочинению-рассуждению, начиная с 5 класса. При изучении почти всех учебных предметов школьникам приходится приводить доказательства, делать выводы, обобщать. Рассуждение как тип текста представляет собой основу публицистических статей, объяснительных записок,  любого объяснения причин какого-либо события, явления. Вводя на уроке понятие о рассуждении как типе текста, целесообразно спросить учащихся, в каких ситуациях человеку приходится что-то объяснять, доказывать; бывали ли в их жизни случаи, когда надо обязательно убедить кого-то, слышали ли они, как взрослые пользуются рассуждениями.

В конце урока я использую игровое задание «Определи название», которое позволяет закрепить знания учащихся о структуре текстов разных типов. Игра может проводиться так: от каждого ряда к доске выходит один ученик, выбранный товарищами. Он должен поместить под соответствующей структурной схемой заголовок («Описание», «Повествование», «Рассуждение»);

1 .

1. Начало события.

2. Продолжение события,

З. Конец события.

    2 .

1. Тезис.

2. Доказательства.

З. Вывод.

    3.

1. Общее впечатление от предмета

2. Детали предмета

 

После того, как ученики усвоили особенности структуры и языкового выражения рассуждения, появляется возможность предлагать им тексты с недочетами для редактирования, что позволяет предупреждать ошибки в сочинениях и совершенствовать умение определять тип текста. Обучение сочинениям — очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь процесс требований, которые предъявляются к данным работам.

 



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Творческие работы важный вид заданий, способствующих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творческие работы важный вид заданий, способствующих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)