Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

                                                   Учитель живёт до тех пор, пока он учится. 

                                                   Как только он перестаёт учиться,

                                                   в нём умирает учитель.

                                                                                         К.Д.Ушинский

    Современные уроки русского языка и литературы постоянно развиваются по присущим им внутренним законам, становясь более совершенными в коммуникативном плане. Задача педагога – чётко обозначить масштабы целого, чтобы была система в работе, а не калейдоскоп даже наимоднейших методов, тогда в живую ткань методики каждого учителя легко вписывается любой интересный опыт, но не как «пустое, рабское, слепое подражанье», а как бесценный дар коллег по педагогической лаборатории. 

    Главное в уроке – постижение красоты языка, удивления перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки, но способствующие интеллектуальному и нравственному развитию ребёнка через язык, речь. «Погрузиться» в язык, как в океан, поможет работа с текстами больших художников слова. «Исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения создают эмоциональный настрой. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.

    Неиссякаемым источником исследования для меня стали пушкинские строки. Я не раз возвращаюсь к ним, какие бы задачи перед собой ни ставила, потому что они обогащают детей и в речевом, и в интеллектуальном, и в нравственном отношении. Можно записать одно предложение (в любом классе):

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости, -

- и оно даст возможность поговорить и о содержании, смысле (наверное, холодно, раз кот на печке сидит), и звукописи (мурлыча, лапкой рыльце мыл), и о значении слов жеманный, рыльце, и об орфограммах и пунктограммах – но о них после того, как почувствуем « наслаждение» от «погружения» в язык, его возможности.

    Постигая красоту языка, ученики погружаются в атмосферу творчества. Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребёнка. Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации ребенка, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию. И здесь нужна помощь учителя, чтобы обрести возможность для выражения своего "я". Цель, которую я ставлю перед собой, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся путем активизации не только эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, но в сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение. Большой интерес вызывают задания такого типа: придумать монолог от имени вещей, которые нас окружают (расчески без зубьев, перегоревшей лампочки, шнурка на левом ботинке...), которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

    Такое образное восприятие очень важно, так как развивает интеллектуальные и нравственные стороны личности. Я считаю, что полезно познакомить детей с конкретными и абстрактными образами. Для этого предлагаю детям последовательно представить: попугая, сидящего на жердочке, злого взъерошенного пса, поле после уборки пшеницы, ощущение солнечного дня. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением человека.

    Очень важно для меня понимание того, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть выражены разными средствами: словом, звуком, цветом. Ребенок настроен на художественное восприятие мира, способен видеть обычное необычно, т.е. глазами художника. Детские впечатления необычайно ярки, красочны.

...Провожу с пятиклассниками такую игру: расставляю разноцветные карточки (12 - 15 оттенков). Задаю необычный вопрос: "Где здесь Василиса Прекрасная?" Ответ один: дети указывают на красную карточку.               

- Почему красная?

- Потому что красивая?

- А еще какая?

Дальше идет белый (цвет чистоты), желтый (нежности) и т. д. Так собирается цветок с разноцветными лепестками - это портрет Василисы Прекрасной в цвете.

Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кащее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т. д.

В методической литературе этот интересный прием именуется "цветословом". Он развивает заложенную в ребенке с рождения способность видеть мир в цвете.

Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, о чем читают и пишут. Мир в их рисунках очень ярок, контрастен. Рисунки ребят - великолепная основа для психодиагностики. Рисунок – это тоже текст, который создаёт сам ребёнок, его особым образом закодированная информация, причём о внутренних процессах, которые подчас другим образом не «вытащить». А когда мы на уроке рассматриваем рисунки и ребята объясняют их, какими гранями начинают сверкать, какой богатый внутренний мир открывается именно у «молчальников», как обогащает это «соборное» видение, каким сильным и воспитывающим является общее сопереживание, общий интерес!

    Выясняя роль сюжета в эпическом тексте, дети выполняют практическую работу, которая ставит их в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами) и поможет воочию убедиться в том, что в развитии сюжета, его определённом завершении можно увидеть следы авторской идеи. Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать его, т.е. заняться очень полезной читательской деятельностью – сюжетосложением и завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

Технология такова. Читаю сначала миниатюру В. А. Сухомлинского.

                                                         Старый пес.

Был у человека верный друг — Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка:

- Живи здесь.

Старый пес спросил у человека:

- Затем тебе еще один пес?

Здесь я останавливаюсь и прошу детей дописать окончание миниатюры.

А потом читаю окончание автора:

- Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл щенок.

   Сравниваем. Выясняем, что герой В. А. Сухомлинского (а значит, и автор) добрый, человечный, он думает не о себе, а о Псе. В работах же детей он чаще жесткий, даже порой жестокий. («Ты стар, скоро умрёшь, а мне нужен хороший сторож». Либо более мягкий вариант: «Научи его всему, что умеешь ты»,- сказал Человек старому Псу».) Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на самом высоком уровне активности. Кроме того, поставленные в позицию соавторства, попробовав написать фрагмент рассказа, дети почувствовали не только сложность писательского труда, но и вкус творчества и даже начали осознавать, что произведение создаётся по «законам красоты».

Интересен  используемый в школьной практике прием Э. Де Боно, который передается тремя словами: "плюс, минус, интересно". Смысл его заключается в том, что детям предлагается на рассмотрение любая проблема, но непременно неожиданная:

Что случится, если все люди будут одеваться в одинаковую желтую одежду?

Как сложилась бы судьба Онегина, если бы он женился на Татьяне?

При решении проблемы дети должны выделить все возможные достоинства ("плюсы"), недостатки ("минусы") и то, что трудно соотнести с "плюсом" и "минусом" (категория "интересно").

Большое значение имеет работа учеников в жанре ЭССЕ. Ведь большинство учебных предметов практикует написание рефератов. Но как его написать, если школьник не привык рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, эссе учит этому. Но надо всегда помнить, что название сочинения не должно предполагать готового однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии, например: "Я в мире и мир во мне", "Уже шестнадцать или еще шестнадцать", "Что могу пожелать я миру, в котором буду жить?"

Обучение написанию сочинения не самоцель. Надо просто стараться давать ученикам возможность саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать,   учить их быть "самими собой", а также ораторскому искусству и сценическому мастерству, умению интервьюировать и отвечать на вопросы, осуществлять свое желание нравится, беречь друзей и смеяться над собой — надо совершенствовать их на опыте собственных несовершенств.

А попутно учить их писать сочинение тем же методом, что и вода камень точит: "не силой, а частым падением" (Гораций).

"Вырабатывайте свой стиль, - учу я, - Ищите точные слова для выражения своих мыслей и чувств". Как? Вот примеры подобных упражнений.

Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем - ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них - только появившиеся из почек чуть заметные нежно - салатные листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты.

Попробуй описать встреченную на улице бездомную собаку, ее отношение к окружающим и отношение окружающих к ней.

Представь себе уличную сцену, увиденную когда-то. Перескажи ее как пьесу: с завязкой, кульминацией и развязкой.

"Открывать глаза и окрылять сознание - вот задача школьных уроков, и язык должен служить этим задачам в максимальной степени", – эти слова были написаны М. А. Рыбниковой почти три десятилетия назад. А часто ли дети пишут сочинение вдохновенно, не будучи зажатыми какими-то рамками "надо", "нельзя". Ведь только это рождает внутреннюю свободу, независимость.

Все названные приемы направлены не только на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, но и на самовыражение детей через различные виды творчества.

Возможно, не все мои методы удачны. Но я ищу, хотя поиск не оправдание, а объяснение. Я получаю класс. Присматриваюсь к каждому ученику, учусь их понимать, отдаю им все, что знаю сама, порой спорю, ссорюсь. И радуюсь, когда вижу, как они меняются, увлекаются языком и литературой, пытаются сами писать…

 Как у Пушкина:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…

 

 

Заключение

В данной работе я попыталась показать, что научить школьников пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на русском языке дают возможность уроки, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором « интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы». Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

    Обучаясь изложениям и сочинениям на основе анализа текстов,

( притом со средних классов), школьники учатся ставить перед собой и решать ряд вопросов: о выборе стиля речи и вытекающих из этого требованиях к создаваемому тексту, о типе речи и соответствующем отборе сведений и языковых средств, об организации текста данного типового значения, о способах развития в нем мысли, о связи отдельных частей текста и т.д.

    Они осознают коммуникативную задачу высказывания, в результате в работах меньше отступлений от темы, лучше прорабатывается и передается основная мысль, сочинения приобретают большую композиционную стройность, в них чётче оформляется начало и конец высказывания, сочинения имеют большую стилевую и жанровую определенность, становится богаче структура текста. Речь учащихся в целом становится более изобразительной и выразительной: они стремятся писать так, чтобы оказать воздействие на читателя, раскрывают свое отношение к тому, о чем рассказывают. Нередко сочинения отражают индивидуальный стиль автора. В работах учащихся меньше речевых ошибок и недочетов.

    Таким образом, анализ текста «работает» на речевую практику школьников, способствует выработке у них осознанных речевых умений.

 

Конспект урока русского языка в 7 классе, разработанный Сергеевой Ларисой Ивановной, учителем русского языка и литературы МОУ «Тойгильдинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики

 

Тема: «Почувствуй в себе Человека!» (Последовательный речеведческий анализ отрывка поучения В.А.Сухомлинского и отрывка стихотворения Н.А.Заболоцкого).

 

Цели:

        

воспитательная

(общие)

- подвести учащихся к мысли, что они должны анализировать свои поступки, должны уметь критически относиться к себе и помнить, что совесть является «чутким стражем поступков».

 

частные          - объяснить значение слов общественного значения: «совесть», «стыд», «ответственность», «долг».

                       - постигнуть тайну текстов посредством речеведческого анализа, повторить и закрепить речеведческие навыки и умения, найти мысль, объединяющую тексты, подготовить к написанию сочинения – рассуждения.

 

Оборудование: ксерокопии текстов В.А.Сухомлинского и Н.А.Заболоцкого, медиапроектор (на экран проецируются слайды: портрет В.А.Сухомлинского, пословицы о совести, отрывок из «Духовного завещания чувашскому народу» И.Я.Яковлева, христианские заповеди, которые сохранят мир).

        Выставка книг под названием «Молодёжь и духовное просвещение».

 

 

Эпиграф к уроку:

                                   Совесть - чуткий страж поступков.

                                                            В.А.Сухомлинский

 

 

Структура урока

1 фаза. Вызов интереса

2 фаза. Осмысление первого текста

3 фаза. Размышление над первым текстом через погружение в смысл текста, в его грамматическую форму

4 фаза. Осмысление второго текста и нахождение мысли, объединяющей первый и второй тексты

5 фаза. Подведение итогов. Рефлексия

 

Ход урока

 

Слово учителя:        - Ребята, мы с вами на уроках часто работаем с текстами, а сегодня нам предстоит сделать последовательный речеведческий анализ 2-ух текстов и найти мысль, объединяющую их.

                                 Первый текст является отрывком этического поучения В.А.Сухомлинского и взят из его книги «Как воспитать настоящего человека». В этой книге 59 поучений, и все они адресованы вам, молодому поколению.

                                 В.А.Сухомлинский был замечательным человеком, великим педагогом, учителем и писателем. Прожил он всего 52 года, так как носил в себе осколки после ранения в Великой Отечественной войне. Но оставался всегда человеком со светлой душой и добрым сердцем. Он хотел, чтобы каждый ученик вырос настоящим Человеком, духовно богатой и высоконравственной личностью.

 

                                 Наш сегодняшний урок называется «Почувствуй в себе Человека!».

              Эпиграфом к уроку являются слова В.А.Сухомлинского «Совесть - чуткий страж поступков».

Теперь посмотрим на плакаты. В поучениях Сухомлинского те же мысли, что и в «Духовном завещании чувашскому народу» просветителя И.Я.Яковлева. Давайте прочитаем отрывок завещания: «Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, непрочные и временные».

              Действительно, каждое дело в этой жизни мы должны совершать с любовью и всегда должны быть честны с самим собой, а также с окружающими.

              Сегодня еще хочется обратиться к христианским заповедям, которые учат только добру:

 

    - ПОЧИТАЙ ГОСПОДА БОГА

    - ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЕРЬ ТВОЮ

    - НЕ УБИВАЙ

    - НЕ КРАДИ

    - НЕ ПРИЧИНЯЙ ЗЛА БЛИЖНЕМУ

-Ребята, как вы думаете, правильные слова? Должны мы почитать отца и мать и Господа Бога? Но не должны причинять зла, тем более воровать и убивать. И я прошу запомнить вас это.

Вы, наверное, уже заметили, что здесь организована выставка под названием «Молодёжь и духовное просвещение». И это не случайно. Президент России Д. А. Медведев объявил нынешний год Годом учителя. А что же означают слова «духовное просвещение»?

ДУХОВНОСТЬ – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – передача, распространение знаний, культуры.

Соответственно, духовное просвещение – это распространение в обществе духовных, нравственных ценностей, передача знаний, культуры.

Теперь обратимся к отрывку послания В.А.Сухомлинского:

 

1. Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в душе навсегда поселится совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости и стыда; совесть- это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование. (В.А.Сухомлинский)

                       -Ребята, то, что мы прочитали, является текстом?

                       ( - Является, так как здесь предложения объединены общей темой, можно заметить основные признаки текста, как цельность и единство).

                       - А теперь вторично прочитайте текст и выделите ключевые слова.

                       (- Ключевыми словами являются СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОЛГ).

На экран проецируются слова:

                       СОВЕСТЬ- чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

                       СТЫД - 1.чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка

                                 2.позор, бесчестье

                       ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

ДОЛГ – то же, что и обязанность

 

- Как можно озаглавить текст?

(- Совесть - чуткий страж поступков)

Определим тему текста. О чем этот текст?

(- Текст о 4-ех тесно взаимосвязанных важнейших источниках: о совести, стыде, ответственности и долге)

- А что хочет сказать автор Сухомлинский? Какова основная мысль текста?

Найдите предложения, в которых заключена основная мысль.

(-Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями.

С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.) Ученики записывают в тетрадь.

- К какому стилю речи принадлежит этот текст?

(- К публицистическому).

- Докажем это. Вспомним цель публицистического стиля.

(- Передача информации и воздействие на сознание читателя).

- Теперь рассмотрим языковые средства.

(-Лексика эмоциональная, слова книжные и нейтральные, слова общественного значения: совесть, стыд, ответственность, долг; антонимы, синонимы, повторы).

Есть деепричастный оборот: живя в обществе; причастные обороты: питающих твою моральную доблесть и культуру, многократно умноженное на переживание, чувствование;

побудительные предложения; предложения с однородными членами, как например, 1 и 2 предложения;

сложные конструкции с несколькими предложениями. С помощью них автор обосновывает свои мысли, убеждает в важности поднимаемой проблемы, в том, что мы должны уметь контролировать свои действия, анализировать поступки, чувствовать в себе Человека.

-Наконец, определим тип текста.

(-Это рассуждение, так как здесь доказывается, что совесть, стыд, ответственность и долг тесно взаимосвязаны. 1 и 2 предложения являются тезисом).

- А теперь сделаем вывод. Текст относится к публицистическому стилю, представляет собой рассуждение, затрагивает проблему совести, стыда, ответственности и долга, призывает помнить об этих истинах и почувствовать в себе Человека.

 

Ученица читает наизусть второй текст – стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

 

Не позволяй душе лениться!               Держи лентяйку в черном теле

Чтоб в ступе воду не толочь,        И не снимай с нее узды!

Душа обязана трудиться              Коль дать ей вздумаешь поблажку,

И день и ночь, и день и ночь!..       Освобождая от забот,

Не разрешай ей спать в постели     Она последнюю рубашку

При свете утренней звезды,               С тебя без жалости сорвет.

                                                   (Н.А.Заболоцкий)

Проводится словарная работа.

Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом.

В черном теле держать – плохо обращаться с кем-нибудь, плохо содержать кого-нибудь.

Далее проводится анализ стихотворения с нахождением ключевых слов, средств художественной выразительности. Определяются и доказываются тип и стиль речи (тип - рассуждение, стиль - художественный).

- О чем это стихотворение?

(-О душе, о совести).

- Что хочет сказать автор? Какое предложение самое важное?

(-В предложении «Не позволяй душе лениться!» содержится основная мысль).

-Объединяет ли какая-нибудь мысль текст Сухомлинского и текст Заболоцкого?

(-Эти тексты объединяет мысль, что мы должны научиться повелевать своей совестью, относиться к себе строго и требовательно, всегда чувствовать в себе Человека).

- Эта мысль и является выводом нашего урока.

 

Домашнее задание: Вам на дом дается текст - украинская быль для речеведческого анализа. Ответьте на вопрос: Имеет ли этот текст общую мысль с теми текстами, которые мы проанализировали на уроке? Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Совесть – чуткий страж поступков».

Оценки с комментариями.

Рефлексия.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Какой вывод для себя сделали?

 

 

Работы учащихся 7 класса

Сочинения-рассуждения на тему

 «Совесть – чуткий страж поступков»

 

Что же такое совесть? Нужна ли она нам? Вот на эти вопросы я попытаюсь найти ответ в своем сочинении.

    Совесть- это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть в этом мире нужна каждому из нас. Если бы не было совести, мы бы совершали все поступки подряд: и плохие, и хорошие. Мы бы даже не задумывались над своим поведением. И к чему бы привело это в конечном итоге, страшно подумать.

    «Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями», - пишет великий педагог В.А.Сухомлинский.

Я думаю, что это правильные слова. Совесть живет в человеческой душе и мучает ее, когда он делает что-то плохое, предосудительное.

Вот возьмем пример из книги того же Сухомлинского.

Школьники собирали картофель. Одному мальчику, Феде, не хотелось разгребать землю и доставать оттуда картофелины. И он брал только те картофелины, которые были хорошо видны. Учитель, увидев это, сказал ему: «Как тебе не стыдно, Человек же смотрит». Федя оглядывается, но никого не видит и продолжает работать по-прежнему. Вдруг он и вправду почувствовал, что его кто-то упрекает. Тогда Феде стало стыдно, и он стал собирать картофелины, разгребая землю. Федя признался в этом только спустя 22 года, когда уже был взрослым человеком, но ему все еще было стыдно.

     Итак, сделаем вывод. Совесть – это главное, что нужно человеку в жизни. И каждый должен прожить свою жизнь так, чтобы не было стыдно самому себе в душу заглянуть.

                           

 

    «Глаза не на месте – совесть не чиста», - гласит пословица. Это на самом деле так. Если человек совершит что-то плохое, предосудительное, у него будет тягостно на душе, он не будет знать, куда деть глаза. Вот это чувство или состояние души, по моему мнению, и называется совестью. Совесть у человека всегда должна быть чистой, чтобы не стыдно было самому себе в душу заглянуть. Человек должен поступать хорошо не для того, чтобы его кто-то похвалил, а для самого себя. Если человек будет поступать хорошо, ему не будет совестно перед людьми, а тем более – перед самим собой. Если у человека есть совесть, ему всегда плохо, когда он сделал что-то плохое, злое, и приятно, когда он сделал что-то хорошее, доброе.

    Главное, совесть обязательно должна жить в душе человека, подсказывать ему, как поступать в той или иной ситуации. Ошибаться могут все, но признавать ошибку может далеко не каждый – для этого нужно мужество. Но пусть в нашей жизни будет поменьше ошибок, тогда и совести будет легче.

                                     

 

       «У кого совесть не чиста, тот не может заснуть», - говорится в пословице. Это правда так. Однажды меня тоже совесть замучила, не давала спать.

    Когда мне было восемь лет, мама сказала мне, чтобы я сходил в магазин за хлебом. Еще она велела мне вернуться побыстрее. Но я ослушался ее и вернулся домой только поздно вечером. Мама отругала меня, сказав, что из-за меня семье пришлось ужинать без хлеба. Потом мы легли спать. Но я никак не мог заснуть, ворочался в постели – это совесть мучила меня. Утром я попросил у мамы прощения, обещал, что такого больше никогда не повторится. На душе сразу стало легко, как - будто тяжесть какую-то с себя сбросил.

    Еще один пример я могу привести из художественной литературы – из повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Когда Николенька опрокинул стол своего брата Володи, на котором были различные стеклянные и фарфоровые предметы, его тоже мучила совесть. Только тогда, когда они помирились, Николеньке стало легче.

    Все-таки человеку живется легче, когда у него совесть чиста.

                                              

        

 

 

Использованная литература

 

1.В.Анисимова «Изучение русского языка: путь к компетентности» ж-л «Народное образование» - 2004 -№ 1 .

2.Е.С.Антонова «Тайна текста» ж-л «Русский язык в школе» - 2000 - № 6.

3.С.А.Антропова, А.Я.Волкова, Г.А.Ермакова «Заговори со мною, слово…» (Лингвистический анализ текста) ч.2. Чебоксары, 2002.

4.Н.А.Григорьева, Г.А.Ермакова «Познание слова». Душеобразование через речеобразование. 5-6 классы. Чебоксары,2001.

5.С.Л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста» Методич. пособие для учителей-словесников. Москва, 2006.

6.В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи: теория и практика обучения». 5-7 классы. Книга для учителя. Москва, 1991.

7.Л.В.Ляпаева, Н.А.Федорова, И.В.Гаврилова «ЕГЭ по русскому языку: пишем сочинение». Чебоксары, 2006.

8.В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека».

9.Н.П.Шульгина «Работа с текстом как средство формирования личности ученика» РЯШ – 2003 - № 3.

 



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)