Понятие и функции рынка. Классификация рынков
12 Концепции маркетинга и их взаимосвязь с социально-экономическими условиями общества 1. Понятие и функции рынка. Классификация рынков 2. "Рынок продавца" и "Рынок покупателя" 3. Концепции маркетинга и их связь с социально- экономическими условиями общества 4. Функции маркетинга 5. Виды маркетинга
Понятие и функции рынка. Классификация рынков
Обращаясь к понятию "рынок", можно выделить два основных подхода к его трактовке. Первый подход. Основан на выделении политико-идеологического и финансового содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются: • Рынок как способ организации общественного производства (т.е. свобода предпринимательства и параллельно государственное регулирование, противостояние двух лагерей); • Рынок как способ поведения хозяйствующих лагерей (решение и их характер); • Рынок как способ мышления (мировоззрения). Второй подход. Основан на выделении его экономического содержания. В этом случае, рынок рассматривается, как механизм позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные товары, услуги. Исследуются 4 коньюнктурообразующие фактора: спрос, предложение, цена и конкуренция. Современная рыночная экономика развитых стран характеризуется следующим: • насыщенностью товарами широкого потребления, способными отвечать самым сложным запросам потребителей; • развитостью непроизводственной сферы, преимущественным ростом услуг, развитой информационной индустрией; • гибким адаптивным производством; • регулируемой конкуренцией; • значительной ролью малого бизнеса в экономике (в валовом национальном продукте, ВНП); • становлением новых трудовых отношений - так называемая "экономика участия" (участие в акционерной собственности повышает мотивацию к труду, снижает текучесть кадров и т.п.). Условия функционирования рынка: • реализация множества форм собственности и их равновесие; • создание рыночной инфраструктуры; • свободная конкуренция - основная регулирующая и контролируемая сила. Функции рынка: I Регулирующая - функция соотношения и приведения в рыночное равновесие спроса, предложения, цены и конкуренции. 2. Контролирующая- определение общественной значимости произведенного продукта и затраченного на его изготовление труда. 3. Распределительная- устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики. 4. Стимулирующая- побуждает снижать индивидуальные затраты труда, повышать производительность труда, использовать новую технику и т.д. 5. Информационная - сообщает о состоянии и тенденциях хозяйственно- экономической деятельности.
Рис.1 - Субъекты и объекты рыночных правоотношений Классификация рынка. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок потребительских товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок "ноу-хау"; сырьевой рынок; рынок труд; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья. По географическому положению: • внутренний; • национальной; • региональный; • мировой. По степени ограничения конкуренции: • рынок совершенной конкуренции; • монополистической конкуренции; • олигополистический; • монополистический. По отраслям хозяйствования: • рынок средств производства; • топливно-сырьевой; • рынок сельскохозяйственной продукции • рынок услуг и т.д. По характеру продаж: • оптовый; • розничный. По типу клиентурных рынков: • рынок потребителей; • рынок производителей; • рынок промежуточных продавцов; • рынок государственных учреждений; • международный рынок.
2. "Рынок продавца" и "Рынок покупателя"
Для того чтобы понять исторический процесс развития концепции маркетинга, интересным и необходимым становится рассмотрение рынка - с точки зрения доминирования продавца или покупателя на нем. В связи с этим исследуем еще один вид рыночной классификации - "рынок продавца" и "рынок покупателя". "Рынок продавца" - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти, и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть покупателю. Данному рынку присущи следующие характеристики: ". спрос превышает предложение; • низкая степень конкуренции; дефицитный рынок; • диктат цен со стороны продавцов; • рынок тормозит процесс обновления производства и появления новых технологий. "Рынок покупателя" - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть продавцам. Свойственные характеристики следующие: • превышение предложения над спросом; • производство ориентированно на запросы потребителей; • высокая степень конкуренции; • цены регулируются спросом, рынком; • насыщенный рынок.
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |