Связь экологического и краеведческого принципов в обучении.
На пороге третьего тысячелетия обострившаяся проблема общества и экологии приобретает глобальный характер. Нарастающая экологическая напряженность в мире заставляет общество усиленно размышлять о возможности выхода из критической ситуации. Экологическое образование должно перестать носить общетеоретический, глобальный, отвлеченный характер. Оно должно стать краеведческим регионально-локальным, личностно-значимым для учащихся. В проекте Национальной Доктрины в РФ задача экологического воспитания, формирующего бережное отношение к природе, скромно ставится на последнее место среди ряда других задач. Она несправедливо отделена от одной из основных целей системы образования – воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Историческое и культурное наследие непрерывно связано с природным наследием. И сегодня экологическое образование, развивающее эколого-гуманистические принципы, принцип конволюции общества и природы призвано сыграть серьезную роль в достижении основных целей образования и развития общества. Экологическое краеведение признается специалистами развитых стран в качестве основы, обеспечивающей понимание учащимися современных экологических проблем и сознательное условие абстрагированных экологических понятий. Специалисты развитых стран отмечают следующие приоритеты применения краеведческого подхода к обучению: основательность усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии, выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями, наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу, вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность. Эколого-краеведческая библиотека как средство воспитания экологической культуры школьников. Проблема сохранения природы и человека как ее части является важнейшим содержательным аспектом экологического образования и информации. По мере усиления негативного воздействия на природу возрастает и степень человеческой ответственности за нее, которая достигла в настоящее время той ситуации, когда правомерно говорить о ее моральном статусе. Экологическое краеведение признается специалистами в качестве основы, обеспечивающей понимание учащимися современных экологических проблем и сознательное усвоение абстрагированных экологических понятий. Многие исследователи подчеркивают следующие приоритеты применения краеведческого подхода в обучении: · наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу; · выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями; · основательность усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии; · вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность. Школьное экологическое краеведение как педагогический феномен находится на стыке двух областей знания – экологического образования учащихся и краеведения в школе. Школьное экологическое краеведение, по мнению Т.А. Бабаковой, с одной стороны, является органичным компонентом экологического образования школьников, с другой – направлением краеведения в школе. Эколого-краеведческая библиотека является одной из форм экологического краеведения в школе. В настоящее время библиотеки проводят большую работу по экологическому просвещению и образованию населения. Как отмечает О.В. Покровская, «…сегодня мы с уверенностью можем говорить о движении библиотек за экологическое просвещение населения». Велика роль тематических библиотек, особенно в селе. Для создания эколого-краеведческой библиотеки необходимо несколько условий. Во-первых, должна возникнуть необходимость систематизации краеведческой информации в связи с развитием регионального компонента экологического образования. Во-вторых, на территории района должен быть накоплен богатый материал в виде докладов, статей, сообщений, которые нужно будет оформить в виде систематического каталога. В-третьих, должна возрастать потребность в экологической информации не только у учащихся, но и студентов, учителей, преподавателей, жителей района. При организации эколого-краеведческой библиотеки важно изучение специальной литературы. Именно после прочтения учебников, учебных пособий по библиографии становится понятным то, что эта работа требует специальных знаний. В процессе организации работы библиотеки необходимы консультации специалистов по вопросам библиографической работы, составлению библиографических пособий, подготовки обзоров литературы и др. Теоретические вопросы библиографии, библиотековедения достаточно хорошо представлены в учебных пособиях Г.Н. Диомидовой и О.П. Коршунова. Остановимся на характеристике краеведческих библиографических пособий. К краеведческим относятся библиографические пособия (указатели, списки, обзоры), отражающие документы, по содержанию связанные с определенной местностью. Краеведческая библиографическая информация предполагает широкий читательский адрес, однако в постоянной информации о краеведческой литературе заинтересованы, прежде всего, определенные группы читателей: научные работники, краеведы, учителя местных общеобразовательных школ, вузов. Краеведческие библиографические пособия предназначаются всем тем, кто интересуется историей и культурой края, его настоящим и будущим. Их цель – содействовать любви к своему краю, расширять круг краеведческих знаний. Различают научно-вспомогательные и краеведческие пособия. Среди научно-вспомогательных краеведческих пособий выделяют текущие и ретроспективные. Причем текущие указатели являются преимущественно универсальными, а ретроспективные – разнообразны по содержанию отражаемой литературы (отраслевые, тематические, библиографические – общие и группы деятелей). Текущие научно-вспомогательные пособия – это систематические указатели новой литературы (книги, статьи из газет и журналов, карты, атласы, путеводители). Ретроспективные научно-вспомогательные пособия посвящаются области в целом, району, городу. Ретроспективные научно-вспомогательные пособия делятся на: · универсальные, которые посвящаются краю в целом; · отраслевые и тематические (по истории края и таким темам, как природа, природные ресурсы), предназначаются в помощь тем, кто занимается научно-исследовательской деятельностью; · персональные и библиографические словари, которые отражают литературу, характеризующую связи отдельного лица или группы лиц (писателей, ученых, путешественников, землепроходцев) с данным краем; · указатели местных периодических изданий (газеты, журналы, труды, бюллетени и др.); · указатели краеведческих библиографических пособий, необходимых научным работникам и специалистам. Рекомендательные краеведческие пособия имеют различное целевое и читательское назначение, их главная цель – оказание практической помощи в пропаганде литературы о крае. Они могут быть представлены совокупностью пособий: универсальными указателями о крае; календарями знаменательных дат (юбилеи событий, ученых, путешественников и др.); тематическими указателями. Универсальные рекомендательные указатели литературы предназначаются учителям, журналистам, преподавателям, библиотекарям, членам краеведческих кружков, краеведам. Виды отражаемых произведений печати-книги (полностью посвященные краю), главы, разделы и даже отдельные страницы из книг, статьи из центральных и местных периодических изданий, карты, атласы, путеводители и др. В эколого-краеведческой библиотеке могут быть представлены следующие разделы: - История и современность края. Экологические проблемы - Природные ресурсы. Рациональное использование - Реки. Путеводитель по реке. - Заповедники региона - Растительные ресурсы. Лекарственные растения - Охраняемые виды растений - Животный мир. Охрана животного мира - Топонимика - Персоналии. Календари знаменательных дат (ученые, краеведы) По каждому разделу ведется систематическая картотека статей (САС). В эколого-краеведческой библиотеке должна быть представлена литература для учебно-воспитательного процесса по следующим разделам: · Глобальные экологические проблемы (учебники для вузов, книги по общей экологии). · Экология в современном мире (научно-популярные издания по экологии, геоэкологии, охране природы). · Региональные экологические проблемы (учебные пособия по охране природы области, края). · Экологическое состояние административного района (статьи из местной печати по вопросам природопользования административного района). · Методика преподавания экологии (учебные пособия, брошюры, статьи по методике преподавания экологии, и том числе в организации исследовательской работы школьников) [20]. Туристско-краеведческая деятельность как средство обучения географии и экологии Обучение и воспитание в области естественных наук, к которым относятся география и экология, невозможно без практической деятельности на природе, без непосредственного контакта учащимися и природы. Живой лес, цветы и кустарники трудно заметить какими-либо художественными фотографиями, так как эмоциональное воздействие именно живой природы надолго остается в памяти ребенка. Подкрепление знаний эмоциями и чувствами даем толчок к размышлениям и сопоставлениям. Именно на практическую деятельность ориентировано дополнительное образование, которое отличается особенной технологией, образовательной методикой. Важным направлением дополнительного образования является туристско-краеведческая деятельность, которая признана как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением. Образовательный процесс в туристско-краеведческой деятельности имеет ряд положительных отличий от общеобразовательного. Во-первых, он происходит на местности, в природном и культурном пространстве, в живом общении с людьми, природой. Во-вторых, проводится он не в формальном учебном классе, а в специально организованном по интересам коллективе. В-третьих, организуется он в свободной временной форме. Педагогически правильно поставленная туристско-краеведческая деятельность позволяет учителю осуществить краеведческий принцип обучения, как в географии, так и в экологии. Использование краеведческого материала помогает убедить учащихся в необходимости дальнейшего расширения знаний, делает их реальными участниками в поиске научных знаний, выводов и обобщений в процессе изучения нового учебного материала. Полностью на краеведческом материале даются темы, связанные с природой, экологическим состоянием и историей родного края. Здесь успех изучения темы полностью зависит от практического применения знаний учащихся, полученных в походах и экскурсиях по родному краю, и систематизации их на уроке. В процессе преподавании географии широко применятся экскурсионный метод, позволяющий на наглядном, конкретном материале сформировать у учащихся целый ряд понятий о физико-географических явлениях, отдельных компонентах природы, об их связях, взаимозависимости и развитии, о географической оболочке и составляющих ее разных по масштабу природно-территориальных комплексах. Важную роль в школьной географии играют картографические и топографические знания и умения, освоение которых является необходимым условием для овладения физико-географическими понятиями. Все эти теоретические и практические знания и умения по географии формируются у учащихся во взаимной связи на протяжении трех лет обучения в 6 – 8 классах. В значительной мере эти знания закрепляются в процессе туристско-краеведческой деятельности. Таким образом, занятия туризмом позволяют расширить и закрепить общегеографические знания. Экологизация обучения производится во время работ непосредственно на природе, где можно наглядно показать тесные взаимосвязи между компонентами природной среды, последствия нерационального природопользования и положительные примеры организации и ведения хозяйства. Поэтому трудно переоценить значение для географического и экологического образований экскурсий и походов. Туристско-краеведческая деятельность разнообразна по формам проведения: туристская прогулка, экскурсия, поход, экспедиция, туристский лагерь, слет, соревнования, конференция, семинар, олимпиада и др. Такое разнообразие свидетельствует о больших развивающих и формирующих возможностях туристско-краеведческой деятельности [22].
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |